"Если будут деньги, будет все", - сказал задумчиво мой приятель.
"Смотря какое "все", - ответил я.
В одной из книг описано, как агенты Берии пришли на дачу к маршалу Жукову производить обыск. В кладовых они обнаружили десятки ковров, рулоны кожи, которую ретивые адъютанты спороли с немецких диванов и сотни, если не тысячи, наручных часов. "Собирать трофеи" дозволялось. У рядового была норма в несколько килограммов, а покорителю Берлина полагался, возможно, целый поезд. И все-таки чекисты навестили бедняка. Стократно повторенная мелкая вещица (а были там залежи папирос и даже спичек) свидетельствует, как мелок был разум "маршала победы", как мало он надеялся на завтрашний день.
Говоря, конечно, о евреях, наш Ребе высказывает мысль неординарную: богач - это не тот, у кого много денег, знаний, и всего остального. А тот, кто по сути своей богач. Если этой сути нет, ему не поможет океанская яхта и другие прибамбасы. Мы по-прежнему видим оборвыша, который, дрожа на ветру, выводит "Ой, коф же папиросн!" Возможно, у стен Кремля.
Где отыскать эту таинственную "суть"? Ребе подсказывает: один из признаков богатства, это выход за границы цифр и рамок, тогда мы прикасаемся к Бесконечности Творца. Не нужно проситься в космос, требуется просто отложить в сторону все будничные расчеты. Так поступали еврейские партизаны, которые, вопреки военной логике, устраивали для людей, скрывшихся из гетто, "семейные лагеря". Старики и дети не привычны бегать, будет облава - полягут и спасенные, и их спасители. Но крепкие, бывалые мужчины шли на это. Так же, как хасидские торговцы, согласившиеся, по просьбе Ребе Йосеф-Ицхака, отдавать 90% своей выручки на нужды людей, уцелевших после Катастрофы. Не так много было подобных "махеров". Бесконечность рядом, но поди ее достань.
Там, за пределами мироздания, в короне Воли Творца, находится корень того, что именуют Даат. Хохма раскрывает свет Б-жественной мудрости, Бина строит этой мудрости "дом" - нужную форму в нашем мире. А Даат, черпая силы из своего высокого корня, приносит в наш разум, луч Б-жественной воли, помогая принять верное решение. И он же спускает это решение на уровень сердца, чтобы любить, опасаться, наступать и уступать, так, как это соответствует замыслам Всевышнего.
Добрались ли мы до сути богатства? Пока нет. Правда, сказали мудрецы Талмуда "нет другого богача, кроме того, у кого богатый Даат" (Недарим, 41а). Но что они имели в виду?
Даат - это не просто знание. Это объединение, духовное, телесное, волевое, сердечное с теми, кого любишь, кому хочешь помочь. В Мидраше говорится, что пришел один человек к королю. "Чего же ты хочешь?" - спросил человек на троне. "Мне ничего не нужно, - отвечал гость. - Но среди твоих владений есть земля, которая подверглась разорению. Прикажи восстановить ее…"
Богач просит за других. И он всегда на связи с Центром. И у него другие падежи. Вместо "что мне нужно", он просит-молится: "что нужно от меня?" Моше-рабейну был таким богачом, нелегким образцом для всеобщего подражания. А вот пример из недавних времен. После Чернобыля в Кфар Хабад пришло указание Ребе открыть интернаты для еврейских детей из пострадавших районов. Пока что нашли средства, чтобы открыть "маон" для девочек. Группа хасидов приехала в Белоруссию. На одной из улиц еврейский мальчонка ухватил кого-то за сюртук: "Дядя, когда вы заберете нас отсюда?!" Хабадник почувствовал, что глаза ему застит, а голос дрожит. Одним из посланцев Даат является "аргаша" - ощущение близости и связи с другим предметом, с другой душой. Вопреки прежним расчетам, хасиды, там, на месте, решили, что у мальчишек тоже будет свой "маон". Волна богатства накатила, куда тут убежишь?..