«Только ман перед глазами нашими...»
В Торе по-разному говорится о том, как евреи собирали манну, выпадавшую ночью вместе с росой. В одном месте сказано, что она лежала у входа в шатер, готовая в пищу. В другом, что евреям нужно было собирать манну за пределами лагеря и потом печь ее. В третьем, что они не просто собирали манну, а блуждали в поисках, и должны были молоть ее, прежде чем испечь.
Наши мудрецы объясняют, что в первый раз говорится о праведниках, во второй - о «бейнони», средних людях, а в третий - о злодеях. Несмотря на подобные различия, манна была всюду одинаковой - пищей без шелухи и отбросов, содержащей все полезные вещества, необходимые именно ЭТОМУ еврею. Наши мудрецы считают, что на манну евреи говорили особое благословение: «...Приносящий хлеб с неба...»
Это был особый хлеб, он не требовал таких долгих работ (пахота, жатва, молотьба и т.д.), как хлеб обычный. И манна не теряла свою святость, попав к злодеям. Напротив, став их плотью и кровью, питая сердце и мозг, она усиливала в этих людях доброе начало. Конечно, отведав манну, они не менялись в один миг. Но, в конце концов, телесная чистота помогала им сделать правильный духовный выбор.
Самый главный спор
Рабби Саадья-гаон говорил: если еврей находится в пути и, справляя Шабат в безлюдном месте, не помнит, какая глава Торы читалась на этой неделе, пусть он откроет главу, где говорится о манне.
Почему именно ее? У манны есть важное свойство: она может спускаться на самый низ земного бытия, не теряя своих небесных качеств - святости, чистоты, способности возвышать то, что закатилось низко. Если еврей упал в грязь, манна поможет ему подняться.
Все виды Б-жественного влияния, которые есть в материальном мире, присутствуют и в Торе. Там есть, например, «земной хлеб». Это открытая часть Торы, где объясняется, как соблюдать ту или иную заповедь.
Уже говорилось, что земной хлеб добывается с трудом. Вместо пахоты и жатвы есть споры мудрецов, попытка объяснить темные места и противоречия. Самый главный спор - это поединок Б-жественной души с животным началом...
Небесным хлебом является хасидут. Там объясняется, ПОЧЕМУ мы выполняем ту или иную заповедь, что от этого меняется в мире и в нашей собственной душе. В прежние времена «ецер а-ра» выступал против самого учения хасидизма. Сейчас, когда мы вступаем в эру Мошиаха, ему все трудней это делать. Но зато он стал нашептывать людям, что только лучшие из лучших могут раскрывать книги по хасидуту.
Все наоборот. Эти книги должен учить каждый еврей, и даже тот, кого зовут злодеем. Они помогут душе победить в споре с животным началом, избавиться от внутренних преград и двинуться по королевской дороге, которую проложил для нас Всевышний, сотворивший все и владеющий всем...