Тимохин о песце на Балтике - 1. 16.11.23.

Nov 16, 2023 11:18


Александр Тимохин вновь анализирует угрозы на указанном направлении:

Блокада Финского залива: провокация прибалтов и её стратегический фон





От Санкт-Петербурга до Калининграда по морю около 1 000 километров. Торговое судно пройдёт их за двое суток. Блокировать этот узкий пролив технически может даже страна почти без флота, ещё слабее Украины.

События на Черноморском театре военных действий затмевают то, что происходит там, где войны пока нет, прежде всего на Балтике. Есть смысл отвлечься от украинской тематики и рассмотреть внимательнее обстановку на Балтийском море, тем более что как для нашей страны в целом, так и для флота Балтика всегда была проблемным ТВД, особенно для ВМФ.

Вехами в очередном ухудшении обстановки стали во-первых, «пробный шар» идеи о блокаде нашего побережья, вброшенный лимитрофами по надуманному поводу, а во-вторых, интенсивные слухи о формировании Ладожской военной флотилии, которая якобы будет создана, вместе с вполне реальными планами отработать боевое применение Малых ракетных кораблей с Ладожского озера, вместо Балтийского моря.

Последнее, с одной стороны, хорошо, так как даёт некоторые новые оперативные возможности ВМФ, но, с другой - это яркое свидетельство того, что уже и российское командование понимает ухудшение обстановки для РФ и неспособность ВМФ внести значимый вклад в гипотетическую войну на Балтике.

На фоне изменений в стратегической обстановке и предполагаемых изменений в системе военного командования, эти два факта являются весьма тревожными звоночками.
Кроме того, не стоит забывать и о росте угрозы для Калининграда со стороны Польши. Есть и другие вопросы, и их тоже необходимо осветить.

Всё вышеперечисленное делает важным понимание складывающейся на Балтике обстановки.

Общая оценка обстановки, действия США и российские изменения в военном управлении

Сначала о стратегическом фоне.

В конце весны 2023 года США провели стратегические учения ядерных сил «Глобальный гром-2023», в ходе которых отработали управление нанесением ядерного удара, рассредоточение бомбардировщиков и всё, необходимое для начала ядерной войны, кроме развёртывания в море подлодок - носителей баллистических ракет (ПЛАРБ).

По окончанию учений произошел налёт беспилотников на Кремль. Как мы знаем, GPS не работает у Кремля, радиоканалы управления, возможно, тоже, но дроны долетели куда надо и один ударил прямо в шпиль на здании Сенатского дворца в Кремле.

А в первых числах июня США развернули в Атлантике все свои атлантические ПЛАРБ, 6 единиц из шести, и минимум две вывели в Тихий океан, что, вообще говоря, требовало каких-то контрмер, так как позволяет начать и выиграть ядерную войну даже против России с относительно терпимыми потерями.

Эту скандальную информацию даже опубликовать ни в каком СМИ не получилось, и теперь она доступна только в живом журнале, с перечислением наряда сил и средств.



ПЛАРБ «Мэн» на Тихом океане, одна из двух, нахождение которых в море было установлено достоверно. Для Атлантики достоверно установлено развёртывание всех ПЛАРБ, без исключения. Фото сделано в конце мая в Филиппинском море, источник: ВМС США

Через месяц после завершения развёртывания, 24 июля, на Москву опять был выполнен налёт украинских безпилотников - по небоскрёбу в районе «Москва-Сити» (чуть менее 5 км от Кремля и чуть менее 4 км от здания Минобороны, менее 4 км от Национального центра управления обороной), часть безпилотников пыталась прорваться к Центру Связи Главного Командования ВМФ, причём, по неподтверждённым слухам, некоторые из них не имели взрывчатки на борту.

А это значит, что целью прорыва было тестирование ПВО.

Но зачем? Ведь даже несколько гружёных взрывчаткой дронов ничего не могут сделать, кроме как нанести минимальный ущерб и убить несколько человек. Да? Нет.

Дрон вполне может нести малогабаритный ядерный заряд.

Такие заряды у США были ранее, и после 2003 года конгресс снял запрет на их разработку, введённый после окончания холодной войны. И вот тут получается, что американцы если не отработали сами, то как минимум увидели то, как можно решить важнейший в ядерном нападении вопрос - выведение из строя руководства противника и его систем связи.

Подлётное время американских БРПЛ при ударе накоротке, по «настильным» траекториям будет в районе 8-10 минут. Это то, сколько у российского командования будет на принятие решения об ответно-встречном ударе и на его исполнение. Это слишком мало для чего бы то ни было, но сам метод стрельбы по «настилке» чреват промахами и непоражёнными целями (хотя американцы интенсивно работали над решением этой проблемы много лет, и возможно, нашли его. Такие пуски они отрабатывают, и есть видео.

Видео с полётом БРПЛ ВМС США по настильной траектории, 2015 год. Пуск с ПЛАРБ «Кентукки», без заблаговременного анонса, «в силу секретной природы испытаний». Ну мы-то теперь понимаем почему.

Видео с полётом БРПЛ ВМС США по настильной траектории, 2021 год

А вот если вырубить командование и связь, то картина другая - теперь можно очень точно и штатно стрелять по обычной траектории, с подлётным временем в 15-17 минут. И рассчитывать на то, что удастся отработать по РВСН первым.

Это - тот самый недостающий «фрагмент мозаики», который делает концепцию обезоруживающего удара по РФ вполне реализуемой, хоть и рискованной.

Беспилотник вполне может нести ядерный заряд в режиме «недотроги» - взрывающийся при внешнем воздействии (от ПВО). А ядерный взрыв от сбиваемого БЛА создаст «дыру» в ПВО, в которую спокойно пройдут другие «дроны». И донесут боезаряды куда надо.

Безпилотник - не крылатая ракета, у него нет носителя, который можно отслеживать, он может взлететь в Польше, на полдороги до Москвы приземлиться на лесной полянке, быть дозаправленным. Он может вернуться назад при отмене удара, сесть на ту же полянку, быть убранным в грузовик и т. д. Его можно загнать в озеро или болото, так, чтобы никто не увидел, а там подорвать обычным зарядом, чтобы было не найти груз. Вариантов масса. И, как показало лето 2023 - все они рабочие.



Момент пролёта украинского безпилотника над Подмосковьем.

О том, что нас с высокой степенью вероятности ждёт именно мировая война автор, писал в серии статей «Мировая война 2030-х. К чему нам готовиться и какой будет роль ВМФ», её продолжениях «Мировая война 2030-х. С каким атомным подплавом мы в неё вступим», «Мировая война 2030. Надводные силы дальней морской зоны» и «Морская война-2030. Выходим из-под удара». Как видно из происходящих событий, всё ещё хуже, чем тогда казалось.

Автор предполагал, что второй, после выведения из строя системы управления СЯС трудностью у США будет скрытный вывод на удар носителей, но, как показала практика, российское военно-политическое руководство на реальный такой вывод просто не отреагировало, по крайней мере, внешне это выглядит именно так.

Какой катастрофой это всё может быть чревато в будущем, пусть каждый представит самостоятельно.

И вот на этом фоне через пару месяцев после отработки элементов наступательной ядерной войны против РФ прибалты в очередной раз подняли вопрос о блокаде Финского залива.

Как они осмелились?

Во-первых - смотрим ещё раз на то, как Россия отреагировала на приставленный к голове пистолет. Никак. Не надо думать, что правительства других стран, даже маленьких и слабых, этого не заметили. А дальше всё просто - даже после успешного ядерного нападения Россию надо будет добивать, и для этого будут хороши все инструменты.

Во-вторых, надо понимать, как Запад оценивает наши Вооружённые Силы по итогам СВО. Здесь показательно привести цитату польского генерала Томаша Древняка:

А говорить о том, что Россия нападет на какую-то страну НАТО... Посмотрите, при помощи НАТО Украине удается довольно долго сдерживать русских и добиваться определенных успехов. И это без авиации или с очень небольшим ее участием. ВВС стран НАТО раздавили бы эту Россию за три дня, не понадобился бы даже ни один танк.
А Россия находится в кризисе, истощает свои людские и технические ресурсы в борьбе с Украиной - в этой ситуации атаковать НАТО, это все равно, что выстрелить себе в голову. Даже если русские отхватят себе какой-нибудь кусочек Украины, то следующие украинские территории НАТО уже отнять не позволит.

Ссылка.

Польский генерал тут во многом заблуждается - как бы плохо не проявили себя ВС РФ, но вот такая оценка является крайне опрометчивой и потенциально может стоить полякам очень дорого.

Но, как уже много раз было сказано - агрессору не обязательно быть в силах победить, чтобы напасть. Достаточно - верить в то, что он в силах победить. История знает достаточно примеров этого. А потом будет уже поздно.

Польша, кстати, сейчас занята взрывным увеличением численности своей наземной армии. Есть ли у неё на границах недружественные страны, кроме России (Калининграда) и Беларуси? Нет. А возможность отправки войск на удалённые театры военных действий? Тоже нет. А возможность безнаказанно атаковать Беларусь без нейтрализации РФ? Нет.
Так против кого эта наземная армия? Вариант-то остаётся только один - Калининград. А уже потом всё остальное. И они не боятся готовиться уже в открытую.

Прибалты тоже не боятся, и это обусловило их «вброс». И он вполне логичен - и если Россия пропустит ядерный удар, и её придётся добивать обычными силами НАТО, и если надо будет спровоцировать Россию на военные действия и использовать их как повод для ядерного удара, блокада выглядит вполне логичной. А там и поляки подтянутся, и в Калининград зайдут, и ещё куда-нибудь через территорию Балтийских стран, например…

Оценка общестратегической обстановки не будет цельной, если не озвучить два момента.

Первый - с 1 января 2024 года флот получает независимое командование и сможет действовать без оглядки на командование военных округов. Это, безусловно, плюс. Для тех, кто не понимает, о чём речь - статья «Разрушенное управление. Единого командования флотом давно нет».

То, что произойдёт - попытка исправить эту гигантскую ошибку в нашей военной организации. Проблема тут ровно в том, что эта новость - хорошая, но она потенциально хорошая. Те качества, которые высший комсостав флота показывает в СВО, намекают на то, что использовать самостоятельность у ВМФ не получится в силу качества командного и руководящего состава.

Нужны экстренные замены не оправдавших себя офицеров, нужна программа выделения способных, агрессивных и, что важнее всего в морской войне - умных командиров, их доподготовка, в том числе на примерах иностранных флотов и анализе их опыта, и быстрое продвижение, с увольнением тех, кто занимает высшие эшелоны сейчас. Иначе ничего не получится.

И, надо признать, что предпосылок для таких обновлений пока нет.

Второе, что нужно оговорить, это то, как на обстановку повлияло вхождение Финляндии в НАТО. И здесь стоит дать неожиданный ответ - никак. Финны уже давно де-факто часть альянса, их якобы нейтралитет выражался лишь в том, что на их территории не присутствовали иностранные войска, а натовская разведывательная авиация не вела свою разведку из их воздушного пространства. В любой войне на Балтике финны выступили бы против нас в любом случае, просто не в первые дни. Вступление в НАТО ничего в худшую сторону не изменит.

Швеция - отдельный вопрос, и пока с оценками этой страны нужно подождать.

Что до будущего Ленинградского военного округа, то о нём позже, роль этой структуры в грядущих событиях будет минимальна.

А теперь - к потенциальной блокаде.

Морские коммуникации России и карликовые государства

Не так давно СМИ Балтийских стран и Финляндии распространили информацию о том, что на подводном газопроводе Balticconnector между Финляндией и Эстонией обнаружена течь. Никаких доказательств того, что это на самом деле так, представлено не было.

В духе идущей на Западе остервенелой антирусской пропагандистской кампании в этом происшествии сразу же была обвинена Россия, как и до этого в подрыве трубопроводов «Северных потоков».

А 20 октября президент Латвии Эдгарс Ринкевичс заявил в телеинтервью, что

«если причастность России будет доказана, то необходимо будет… провести переговоры о том, как мы можем перекрыть Балтийское море».

И вот тут начинается самое интересное.

«Перекрыть Балтийское море» означает введение блокады против морского судоходства из РФ.

Определение агрессии, утвержденное резолюцией 3314 Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1974 года, в статье 3, пункте «с» указывает, что военной агрессией, помимо других действий, является дословно:

«блокада портов или берегов государства вооруженными силами другого государства».

То, о чём сказал Ринкевичс, это блокада - действие, совершенно однозначно и безоговорочно трактуемое международным правом, как акт войны и военная агрессия.

То есть с точки зрения международного права нет разницы между, например, блокадой и ракетным ударом по Санкт-Петербургу - никакой. Это происшествия одного порядка, которые должны (!) вызывать одинаковый ответ.

И Ринкевичс, президент страны, входящей в НАТО, прекрасно это понимает. Как и прекрасно понимает то, что к подрывам «Северных потоков» Россия не имеет никакого отношения. Но, судя по всему, не боится последствий, призывая к подобным вещам.

Через двое суток, 22 октября со стороны прибалтийских официальных лиц начались попытки «съехать с темы», а именно появились высказывания предположений, что, возможно, трубопровод повредило китайское судно.

Чуть позже появились фотографии китайского контейнеровоза с признаками того, что судно отдало якорь на ходу, а позже выступления прибалтов на эту тему сошли на нет.
Можно сделать уверенное предположение - обвинения в адрес нашей страны в этот раз были бы спущены на тормозах в любом случае. Но ключевыми являются слова «на этот раз». Потом будут другие разы, и какой-то их них обязательно закончится иначе. То, что недавно произошло, было не первым случаем.

В январе о возможных ограничениях для российского судоходства заявляли власти Эстонии. А до этого - публично американский писатель и ветеран ВМС Брэдфорд Дисмьюкс, а до него, в 2018 году тогдашний министр (секретарь) внутренних дел США Райан Зинке. Тема эта периодически поднимается на Западе, и то, когда Запад прибегнет к блокаде, это просто вопрос времени.

В Интернете ходит цитата якобы слов старой еврейки, пережившей холокост:

«Запомните навсегда, что если кто-нибудь где-нибудь обещает вас убить - поверьте им».

Нагнетание Западом военного психоза вокруг нашей страны вполне достигло того уровня, когда нам надо просто поверить в то, что они говорят. Раз марионетки США заявляют вслух о морской блокаде нашей страны, значит их хозяева о ней думают.

А раз они не могут не понимать, что блокада - это война, значит - они думают о войне. И, как показывает пример с подлодками - не только думают, но и готовятся.

Все описанные в статье угрозы выглядят как какая-то нелепая фантастика - точно как рассказы о холокосте в 1934 году. Немцы - цивилизованный народ, они на такое не способны, да?

Нам действительно пора понять, это не блеф и не ошибки. Нам пора готовиться к прямой войне с Западом и относиться к её ближайшей перспективе, как к чему-то неизбежному. В том числе к возможным первым шагам, таким, как блокада на Балтике.

Риски и уязвимости

Надо понять - риски морской блокады для нашей экономики просто экстремально высоки. Здесь стоит привести в пример статью от 2020 года, в которой этот риск разбирался, правда, тогда в контексте неядерной ограниченной войны - тогда США ещё не подняли ставки.

Цитата:

Бытует мнение, что Россия якобы не зависит от морских коммуникаций, даже придуманы термины типа «сухопутной» или «континентальной» державы. Реальность ровно обратная. Это страны вроде Канады не зависят от морских коммуникаций, а вот зависимость России от них просто гигантская.

Россия имеет ограниченный по емкости внутренний рынок, прежде всего из-за небольшого для такой территории населения - нас всего на 20 миллионов больше, чем японцев, но японцы живут на куда меньшей территории. Залогом не только экономического роста, но и наличия работающей экономики вообще для России является экспорт. И вот тут теоретиков «континентальности» ожидает первый сюрприз - значительная доля торговли, которую ведет Россия с миром, осуществляется по морю.

Так, на сегодня наша страна - мировой лидер по продаже зерна, и основной его объем уходит по морю через Новороссийск. В целом же оборот портов Азово-Черноморского бассейна составляет примерно 220 млн тонн в год, из которых около 60 тонн - это нефть и нефтепродукты.

Похожим образом обстоят дела и на северо-западе России. Грузооборот портов региона превысил 200 млн тонн довольно давно, и в целом через Балтику уходит треть всех морских грузов России.

Это много, а в целом, если смотреть статистику по всем годам с середины 2000-х, то можно увидеть, что по морю уходит около 60 % всего российского экспорта. Причем важнейшего экспорта. Так, в случае с нефтью, которая дает существенную долю валютной выручки для страны, доля вывозимой по морю нефти много лет подряд превышает 80 % от общего экспорта всеми видами транспорта (включая железнодорожный и трубопроводный).

Как было ясно уже тогда, именно в Балтийском регионе находятся самые уязвимые морские коммуникации России, коммуникации, от которых функционирование российской экономики зависит в критической степени.



Морской порт Санкт-Петербурга. Можно посчитать суда в гавани и у причалов. Независимость нашей страны от морских коммуникаций - это миф

Никакой Специальной военной операции тогда ещё не было, а вот блокаду нашей страны с моря американцы уже обсуждали.
Могут ли слабые страны Балтии осуществить блокаду Санкт-Петербурга, например, совместно с Финляндией? К сожалению, история даёт положительный ответ на этот вопрос.

В июне 1941 года советский Балтфлот представлял собой немалую силу. В его состав входило 2 линейных корабля, 2 крейсера, 21 лидер и эсминец, 66 подводных лодок, 142 вспомогательных корабля и катера всех видов. ВВС флота насчитывали 682 самолёта (из них 595 исправных): 184 бомбардировщика, 297 истребителей, 167 разведчиков, 121 самолёт вспомогательной авиации. Штатная численность личного состава до мобилизации насчитывала 119 645 человек.

Это было в разы больше, чем имели на Балтике все остальные страны вместе взятые.
Более того, командованию флотов и военных округов было ясно, что война вот-вот начнётся. Малоизвестный факт, но морская авиация на Балтике вступила в бой ещё до немецкого вторжения, за несколько часов до того момента, который считается началом Великой Отечественной войны.

Казалось бы, справиться с такими силами будет непросто.

На практике же немцы и финны применили две корабельных группы, в составе которых было 5 мобилизованных гражданских пароходов, один трофейных норвежский минный заградитель и несколько десятков катеров разных типов. Позже к ним присоединились два финских минных заградителя.

Вместе эти судёнышки выставили такое количество мин, которое уже к концу лета 1941 года позволило в значительной степени парализовать Балтийский флот. А к 1943 году немцы и их союзники парализовали боевую деятельность Балтфлота полностью, пусть уже и несколько большими силами.

О том, как это было, можно прочитать вот в этой короткой, но ёмкой заметке.
Разбор причин, по которым это произошло, отдельная тема, пока стоит ограничиться фактом - при наличии командования, понимающего, как ведётся война на море, любой противник сможет повторить против нашего флота что-то подобное. Даже противник без флота вообще.

Более того, Прибалтика готовится, и не только к минированию.

Ещё до СВО Эстония заказала противокорабельные крылатые ракеты, технически способные использоваться для перекрытия Финского залива - узкой вытянутой акватории, через которую Россия связана с Балтийским морем. Как и риски блокады, эта угроза тоже разбиралась в СМИ, с упором на уязвимость Калининградского анклава перед такими действиями и крайне тяжёлую обстановку, которую для ВМФ России и торгового судоходства можно создать в Финском заливе.

Готовятся к будущей войне и финны - 24 октября Конгресс США разрешил продажу Финляндии противорадиолокационных ракет AARGM-ER на сумму в полмиллиарда долларов. Эти ракеты предназначены для вооружения ударной авиации, они имеют скорость в 2,8 звуковых, дальность под 200 километров и используются для уничтожения радиолокационных станций.

Это строго наступательное оружие, пригодное или для подавления противовоздушной обороны, или поражения радиолокационных станций надводных кораблей, другого предназначения у него нет.

Кроме того, Прибалтика и Финляндия регулярно проводили и, видимо, продолжат проводить, учения по минным постановкам на Балтике - точно как это делали немцы с теми же финнами в 1941.



EML Wambola (A 433) - эстонский минный заградитель. Выглядит смешно на фоне наших сторожевых кораблей, корветов и МРК. Точно как мобилизованные немецкие пароходы против линкоров Балтфлота в 1941. Фото: Estonian Defence Force / n-Ltn. Karl Alfred Baumeister

Думать, что им легко можно будет помешать, не стоит - Балтика буквально переполнена торговыми судами, особенно Финский залив, они там идут буквально одно за другим, и затеряться среди них от наблюдения радиолокационными средствами для маленьких судов или кораблей не проблема.

А дальше встанет вопрос о готовности Балтийского флота бороться с массированными минными постановками под ракетными ударами с берега.

Что до противоминных возможностей флота, то они не секрет ни для специалистов внутри страны, ни, к сожалению, для врагов.

Продолжение здесь.

Тимохин, штаты пиндостана, злые шпроты, ядрен-батон, полный песец, мрачно, Пше незагиневшая, военное планирование, флотофильство, Война на пороге

Previous post Next post
Up