Игорь Святославович Красовский (1936-2009)

Nov 20, 2009 17:00



Научный коллектив Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева (ЦМиАР) с прискорбием сообщает, что в ночь с 9 на 10 ноября 2009 года на 73 году жизни после тяжелой продолжительной болезни не стало нашего коллеги, известного специалиста по древнерусской архитектуре, Игоря Святославовича Красовского (1936-2009). Игорь Святославович работал в нашем музее Заведующим сектором в научном Отделе древнерусской архитектуры и градостроительства и посвятил немало своих исследований истории архитектуры Спасо-Андроникова монастыря, среди которых особое место занимает авторская монография «Архитектурный ансамбль Спасо-Андроникова монастыря» (Москва: Компания Спутник+, 2005. Библиогр.: с. 153-161. ISBN 5-93406-882-2).

Последние годы Игоря Святославовича были омрачены развязанной против него травлей «жидовствующих», в коей участвовали глава нынешней музейной администрации Г.В. Попов и рекламщик С.В. Заграевский, впутавший в свои грязные игры владельца сайта «Христианство в искусстве» Илью Лебедева, сотрудника «Digital Photo». Призываем всех, кому дорого имя Игоря Святославовича, не доверять мерзкой клевете, распространяемой через Интернет указанными фигурантами (NB: на форуме И.Лебедева Сергей Заграевский прячется под ником «студент Пивоваров», в Википедии он представляется как «Озолина Ольга Вячеславовна», но сколько еще личин у этого подлеца!).

Игорь Святославович Красовский навсегда останется в нашей памяти как замечательный коллега, верный и надежный товарищ, пытливый и талантливый исследователь зодчества Киевской Руси, прежде всего, его любимой Десятинной церкви «матери городов русских».

В канун празднования собору Архистратига Михаила в память о нашем безвременно ушедшем коллеге наш сайт публикует статью Игоря Святославовича, посвященную храму Архангела Михаила в Андрониковом монастыре.



Храм Архангела Михаила в Андрониковом монастыре (фото 1882 г. из альбома Н.А. Найденова).

Ныне самая высокая постройка на территории монастыря - это церковь Архангела Михаила. В книге, изданной в 1974 году на ан­глийском языке под названием «Европейская архитектура» в гла­ве, где упомянуты и изображены постройки с 1420 по 1650 годы, названы только четыре русских здания. Три принадлежат Мос­ковскому Кремлю и одно вне стен Кремля. В Кремле - это Спас­ская башня, Архангельский собор и колокольня Ивана Великого. Вне стен Кремля изображено и кратко описано лишь единствен­ное здание - это церковь Архангела Михаила в Спасо-Андрониковом монастыре (1).

Впервые о церкви Архангела Михаила мы узнаем из жития ар­хиепископа Еласонского Арсения, написанного до 1619 года. Сам Арсений служил архиепископом в Московском Кремле и постро­ил в Москве много зданий. Вероятно, в эпоху Бориса Годунова, т. е. до 1605 года, в Спасо-Андрониковом монастыре он «с великим искусством построил церковь во имя Чуда Архистратига Михаи­ла в Хонех, украсил и восстановил большую трапезу, бывшую вет­хою и темною, и нарфикс этой трапезы устроил вне, вверху мра­морных колонн, и кругом пробил много окон, прекрасно покрыл ея, и кругом и вверху расписал живописью и лестницу, бывшую ветхою и разрушенную, прекрасно устроил» (2). Какая это была цер­ковь - каменная или деревянная мы не знаем. В самой церкви и на прилегающей территории археологические раскопки не прово­дились. По-видимому, судя по косвенным данным, она была дере­вянная.

Где же на территории Спасо-Андроникова монастыря стояла церковь, построенная архиепископом Арсением? Возможны два варианта - она была пристроена к трапезной или стояла отдель­но. Но в Житии Арсения Еласонского следует, что трапезная па­лата в то время стояла отдельно, поскольку Арсений в ней «кру­гом пробил много окон» и, главное, церковь упомянута как от­дельное сооружение, а не пристроенная к трапезе. Очень вероят­но, что церковь была построена южнее ныне существующей, как в Кремле, где церковь Архангела Михаила стоит к югу от Соборной площади. Другого места в Спасо-Андрониковом монастыре про­сто нет. В таком случае она образовывала со Спасским собором, братскими кельями и трапезной палатой небольшую площадь, на­подобие Соборной площади Московского Кремля. После этого о существовании церкви Архангела Михаила забыли на целое сто­летие.


Во всех исследованиях о Спасо-Андроникове монастыре цер­ковь Архангела Михаила считается постройкой Евдокии Лопухи­ной, первой жены Петра I, и датируется 1691 -1694 (3), а иногда и 1691-1739 годами.

Действительно, 27 января 1689 года, Петр I по настоянию сво­ей матери Натальи Нарышкиной женился на Евдокии Федоровне Лопухиной. Через год, 18 февраля 1690 года у них родился сын Алексей, а 3 октября 1691 года - сын Александр, скончавшийся через 7 месяцев. Исследователи считали, что в годы супружеско­го согласия Евдокия Лопухина построила нижний храм - цер­ковь Архангела Михаила в честь воина Михаила, столь популяр­ного в России, а на верхнем этаже - церковь святителя Алексия в честь рождения своего сына Алексея. Отсюда и выводили дату постройки церкви - 1691 - 1694 годы (4). Церковь освятили, правда, спустя многие годы, в 1739 году. Такой крупный исследователь, как Г.К. Вагнер недоумевал, соглашаясь с этими датами, почему храм, начатый постройкой в 1691 году, через несколько лет как прекратилось правление Софьи, тем не менее скорее роднит с «софьинским» направлением, развившимся в 80-е годы, чем с «на­рышкинским» стилем, в котором преобладала «кудрявость» (5), и который был моден в 90-х годах XVII столетия.

Однако, в Российском государственном архиве древних актов имеется письмо Германа Бурутовича, архимандрита Спасо-Анд­роникова монастыря, адресованное императрице Анне Иоановне. В этом письме говорится: «1. В прошлом во 198 году по доданно­му из синодального казенного указу, а по челобитию того нашего Андрониева монастыря архимандрита Арсения з братию в Андроньеве монастыре построена церковь во имя Архистратига Михаи­ла каменная. 2. А над той церковью Архистратига Михаила пост­роена каменная ж церковь во имя чудотворца Алексея митропо­лита и ко освящению совсем изготовлена» (6). Письмо датировано 1739 годом (не отсюда ли и дата окончания - 1739 год). В этом письме нет ни слова о Лопухиной, в то время, как Анна Ивановна относилась к ней очень дружелюбно и ее имя могло быть упомя­нуто в письме. Зато указан архимандрит Арсений, «по челобитию» которого построена церковь Архангела Михаила и церковь Алексия митрополита.

Из письма следует, что каменная церковь Архангела Михаила построена в 198 году, это 7198 год, по принципам перевода дат в новое летоисчисление это будет 1689/1690 год. Следовательно, в 1689 или в 1690 году, а не в 1694, как предполагалось ранее, была построена церковь. Всего несколько лет ошибка, но в эти годы произошли большие изменения и каждый год имеет большое зна­чение для характера архитектуры. Когда же она заложена и поче­му в честь Архангела Михаила?

В 1688 году в Заяузье вспыхивает большой пожар, который «преиде за Яузские врата и Яузский мост, и за Яузскою рекою от Семеновской слободы в Земляном городе и за Земляным градом к Ондрониеву монастырю, и ямская Рогожская слобода же огнем без остатку все попалено бысть» (7). Вероятно в этот пожар сгорели все деревянные постройки монастыря, в том числе и церковь Ар­хангела Михаила.

После пожара в Спасо-Андрониковом монастыре началось об­ширное строительство: вместо деревянных зданий возводятся ка­менные, в том числе настоятельские и братские покои, церковь Архангела Михаила.

Каменная церковь Архангела Михаила построена по «челобитию архимандрита Арсения с братиею», который в январе 1687 го­да переведен в Спасо-Андроников монастырь из Ярославского Спасского монастыря (8). Архиепископ Спасо-Андроникова монас­тыря Арсений, по-видимому, сразу приступил к постройке. Несо­мненно ему было известно об Еласонском архиепископе Арсении и, помянуя о нем, он и построил церковь Архангела Михаила. Од­нако, построенная церковь была не в честь воина Михаила, а в честь его чуда в Хонех, как считал Архиепископ Арсений, по­скольку он служил в Московском Архангельском соборе, недале­ко от которого располагается Чудов монастырь - в честь чуда Ар­хангела Михаила в Хонех.

Размеры новой церкви, по нашим предположениям, были взя­ты из размеров Спасского собора Спасо-Андроникова монастыря. Так, длина четверика Архангельской церкви 10,41 м. Этот размер близок ширине Спасского собора между стенами - 10,3 м. Шири­на церкви Архангела Михаила по внешнему обмеру равна шири­не Спасского собора (13,5 м). Длина Архангельской церкви по длине между стенами равна длине Спасского собора - 18,5 м. Цер­ковь Архангела Михаила с трапезной палатой, к которой она при­строена соразмерна Спасскому собору. Общая длина Архангель­ской церкви вместе с трапезной палатой равна 37,5 м. Этот размер близок к удвоенной длине Спасского собора (18,5 х 2 = 37 м).

В 1689 или 1690 году строительство было завершено и уже в мае 1691 года в ней похоронена мать Евдокии Лопухиной Устина Богданова. Каменная церковь строилась, очевидно, независимо от Петра I, а церковь Алексия митрополита построена не в честь рождения сына Петра I Алексея, который появился на свет после того, как церковь была построена, а в честь митрополита Алексия, как родоначальника Спасо-Андроникова монастыря. Ведь придел в трапезной появился только в 1714 году (9) - много лет спустя по­сле окончания трапезной и тогда, когда в Москве были популяр­ны храмы в честь Петра и Павла. Лопухина вряд ли могла постро­ить церковь в честь Петра, который не дал бы денег на храм, свя­занный с нелюбимой женой. Мы знаем, что сразу после смерти своей матери в 1694 году Петр I постриг Лопухину в монахини и сослал в Суздаль в Покровский монастырь. Вероятно много лет спустя, когда было престижно связать построенный храм с Пет­ром I и появилась «петровская» символика в наименованиях церквей.

Но архимандрит Арсений построил не одну церковь во имя Ар­хангела Михаила, а две - одну в честь Архангела Михаила, а вто­рую в честь митрополита Алексея, причем одна над второй. Веро­ятно, идея второй церкви появилась потом, после начала строи­тельства церкви Архангела Михаила. Времени для обдумывания было недостаточно и зодчие не совсем удачно продумали вход в церковь - через кровлю трапезной. Но «сдвоенная» церковь обычно именуется как церковь Архангела Михаила.

Церковь Архангела Михаила трехэтажная. Это тоже уникаль­ный случай, ибо все известные нам храмы были двухэтажными.

Церковь Архангела Михаила пристроена к трапезной палате вплотную. Южная стена церкви построена вровень со стеной тра­пезной, которая была шире церкви. Это объясняется тем, что с восточной стороны трапезной ко второму этажу существовала дверь, к которой вела, по нашим предположениям, наружная лест­ница. Сама трапезная находилась на втором этаже, к ней и была пристроена церковь Архангела Михаила. В итоге в церкви образовался цокольный или первый этаж, который и стал местом захоронения потомков Лопухиной.

Вход в храм не сразу обнаруживается, благодаря местоположе­нию церкви на территории монастыря, он находится с «тыльной» стороны. Позднее, когда храмы возводились «кораблем», вход в церковь был со стороны колокольни через трапезную и таким об­разом получал свое место в постройке.

Алтарь церкви Архангела Михаила первоначально находился на одном этаже, как и сейчас. Но на фотографиях XIX века и на гравированном лубке начала XVIII века алтарь церкви Архангела Михаила показан двухэтажным, его своды выходили на следую­щий этаж. На фотографиях середины 50-х годов, когда произво­дилась реставрация церкви Архангела Михаила хорошо видно, что над алтарем произведена надстройка материалом, отличаю­щимся от первоначального. Значит, в первой половине XVIII ве­ка были достройки, связанные с церковью, чем и объясняется, очевидно, столь позднее, только в 1739 году, освящение храма.

Церковь сразу строилась с ходовыми папертями (галереями) с двух сторон по 7 сажень с четвертью (10). В переводе на современные меры длины это 15, 46 м. На папертях были «площадки уступа­ми», а в конце находилось «каменное крыльцо» (11). С северной сто­роны паперть была пристроена вдоль фасада к наружной двери трапезной. На дореволюционных планах можно видеть, что вхо­дили вначале в трапезную, а потом в церковь. На южную галерею церкви выходили из двери, которая видна на южном фасаде и се­годня «висит» в воздухе. Крыша над этими галереями была дере­вянной.

Купол на церкви сплошной, глухой и имеет две шеи. Окна на куполе лишь имитируют небольшие впадины. Вероятно, именно церковь Архангела Михаила и явилась предшественницей одно­главых церквей эпохи раннего барокко в России. В дальнейшем на месте сплошного купола в самом конце XVII и в начале XVIII веков появляются открытые барабаны, в которых размещаются колокола. По-видимому, впоследствии и возникли церкви, полу­чившие название «под колокола».

Церковь построена по типу «восьмерик на четверике». На чет­верике церкви Архангела Михаила построен восьмерик, в кото­ром церковь митрополита Алексея, увенчанного «раковиной», имеющая вид огромных кокошников, что сближает церковь со Спасским собором.

Церковь Архангела Михаила со временем изменила свой внеш­ний вид. Вероятно, в середине XVIII века, когда придел Петра и Павла именовался «малой церковью», над ним был небольшой купол, исчезнувший вместе с приделом, вместо которого была ус­троена ризничная палатка. В 1819 году на месте ризничной палат­ки устроен придел во имя Усекновения главы Иоанна Крестителя в память предков, погребенных в монастыре. В 1838 году в трапез­ной палате с южной стороны устроен второй придел во имя свя-щенномученика Александра Команского на деньги московского купца Александра Пищальникова.

Исчезли и боковые паперти. Это произошло, по всей вероятно­сти, во второй половине XVIII века, когда появилась с севера ле­стница, а под ней две каменные палатки. В 1790 году под землей на месте двух подземных палаток была устроена церковь Знаме­ния Божьей Матери. В 1823 году она была расписана и возобновлена по завещанию Елены Федоровны Заборовской. С северной стороны были сделаны больничные кельи.

В 1950-1955 годах проводилась реставрация церкви Архангела Михаила. К сожалению, не все было восстановлено, частично ре­ставрировано с нарушением канонов самого храма, как, например, лестница в алтарной части. Происходило так называемое «приспособление» под выставочные помещения.

Церковь Архангела Михаила построена в конце 80-х годов XVII столетия, когда русская архитектура ушла со своей древне­русской основой и испытала на себе сильное влияние Западной Европы. Лаконичность и простота стиля церкви Архангела Миха­ила связаны с тем, что еще не были выработаны приемы зрелого барокко и в архитектуре господствовали элементы эпохи царевны Софьи - сдержанность стиля и незначительная декоративная об­работка. Однако в ней уже проступают черты нового стиля, кото­рые расцвели в таких постройках, как Покровская церковь в Фи­лях и Спасская в Уборах.

Примечания

1. Yarwood D. The arhitecture of Europe. Hong Kong. 1974. C. 365.

2. Дмитриевский А. Архиепископ Еласонский и мемуары его по русской истории по рукописям трапезундского сумелийского мо­настыря. Киев. 1899. С. 208.

3. Вагнер Г.К. Спасо-Андроников монастырь // Спасо-Андроников монастырь. М. С. 25.

4. Историческое описание Спасо-Андроникова монастыря / Со­ставил архимандрит Сергий. М., 1865. С. 52.

5. Вагнер Г.К. Там же. С. 27.

6. О построении церкви Архангела Михаила, 1739. РГАДА, ф. 1183, оп. 1, д. 241. Л. 2.

7. Летописи последней четверти XVII в. ПСРЛ. Т. XXXI, М., 1968. С. 204.

8. Архимандрит Григорий. Список настоятелей Московского Спасо-Андрониева второклассного монастыря и судьбы их. М., 1895. С. 170.

9. Грабарь И.Э. Зарудный и московская архитектура первой чет­верти XVII века // Русская архитектура первой половины XVIII в. М., 1954. С. 69.

10. О ремонте Спасо-Андроньева монастыря в 1732-1749 гг. РГАДА, ф. 390, oп. 1, д. 5257. Л. 18.

11. Об исправлении трапезной при церкви Архангела Михаила. 1766-1785 гг. РГАДА, ф. 280, on. 1, д. 4873. Л. 20.

Приводится по изд.: Красовский И.С. Церковь Архангела Михаила Спасо-Андроникова монастыря // Хоругвь. Вып. 6. М., 2002. С. 149-154.

© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева.


Музей имени Андрея Рублева, лекторий, Андроников монастырь, in memoriam

Previous post Next post
Up