Тропарь Архистратигу Божиему Михаилу, глас 4:
Небесных воинств Архистратиже, / молим тя присно мы недостойнии, / да твоими молитвами оградиши нас / кровом крил невещественныя твоея славы, / сохраняя ны, припадающия прилежно и вопиющия: / от бед избави ны, // яко чиноначальник Вышних Сил.
Кондак Архистратигу Божиему Михаилу, глас 2:
Архистратиже Божий,/ служителю Божественныя славы,/ Ангелов начальниче и человеков наставниче,/ полезное нам проси и велию милость,// яко безплотных Архистратиг.
Молитва Архистратигу Божиему Михаилу:
Святый и великий Архангеле Божий Михаиле, неисповедимыя и пресущественныя Троицы первый во Ангелех предстоятелю, рода же человеческого приставниче и хранителю, сокрушивый со воинствы своими главу прегордаго денницы на небеси и посрамляяй выну злобу и коварства его на земли! К тебе прибегаем с верою и тебе молимся с любовию, буди щит несокрушим и забрало твердо святей Церкви и православному отечествию нашему, ограждая их молниеносным мечем твоим от всех враг видимых и невидимых. Буди Ангел хранитель, премудр советодатель и споспешник всем православным христианом, износя им от престола Царя царствующих просвещение и силу, радость, мир и утешение. Буди вождь и соратай непобедим Христолюбивому воинству нашему, венчая его славою и победами над супостаты, да познают вси противляющиися нам, яко с нами Бог и святии Ангели Его. Не остави же, о Архангеле Божий, помощию и заступлением твоим нас, прославляющих днесь святое имя твое: се бо аще многогрешни есмы, обаче не хощем в беззакониих наших погибнути, но еже обратитися ко Господу и оживленным быти от Него на дела благая. Озари ум наш светом Божиим, иже выну сияет на молниевидном челе твоем, да возможет разумети, что есть воля Божия о нас благая и совершенная, и ведети вся, яже подобает нам творити и яже презирати и оставляти. Укрепи благодатию Господнею слабую волю и немощное произволение наше, да, утвердившеся в законе Господнем, престанем прочее влаятися земными помыслы и похотеньми плоти, увлекающееся, по подобию несмысленных детей, скорогибнущими красотами мира сего, яко ради тленнаго и земнаго безумне забывати вечная и небесная. Над всеми же сими испроси нам свыше истиннаго покаяния, нелицемерную печаль по Бозе и сокрушение о гресех наших, да остающее нам число дней временнаго живота нашего иждивем не во угождении чувств и работе страстем нашим, но во изглаждении зол, содеянных нами, слезами веры и сокрушения сердечнаго, подвигами чистоты и святыми делами милосердия. Егда же приблизится час скончания нашего и свобождения от уз бреннаго сего телесе, не остави нас, Архангеле Божий, беззащитных противу духов злобы поднебесных, обыкших преграждати души человечестей восход в горняя: да, охраняеми тобою, безпреткновенно достигнем оных преславных селений райских, идеже несть печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная, и сподобльшеся узрети пресветлое лице всеблагаго Господа и Владыки нашего, падше со слезами у ногу Его, в радости и умилении вокликнем: слава Тебе, дражайший Искупителю наш, Иже за премногую любовь Твою к нам недостойным благоволил еси послати Ангелы Твоя в служение спасению нашему. Аминь.
Архангел Михаил и преподобная Ксения с преподобными Иоанном и Пелагеей на полях.
Первая треть XIX века.
33 х 27.
ЦМиАР. КП 4333.
Икона поступила в Музей имени Андрея Рублева из ВХПО.
Сохранность: доска иконы имеет сквозную продольную трещину, основа сдублироана, справа вверху на облаках - глубокая утрата левкаса и частично древесины на месте ожога, потертости золота и мелкие утраты красочного слоя по поверхности.
Святые изображены в молении Спасителю, чей образ помещен в небесном сегменте вверху иконы. Архангел Михаил представлен в воинских доспехах, с мечом в правой и зерцалом в левой руке. Преподобная Ксения облачена в монашеские одежды. В ее левой руке свиток, правая рука воздета в молении. На полях иконы изображены преподобные Иоанн Ветхопещерник и Пелагий. Подбор святых, помещенных на иконе, вероятно, соответствует особому семейному заказу.
Архангел Михаил (евр. кто как Бог) - первый среди других архангелов. Его служение - «победитель супостатов», как пишет свт. Димитрий Ростовский. Михаил - архистратиг всех небесных сил. Память Архистратига Михаила отмечается 6 сентября («Чудо архангела Михаила в Хонех») и 8 ноября («Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных»).
Преподобная Ксения (память 24 января), дочь знатных родителей, покинула родной дом в Риме для того, чтобы избежать брака, так как, «исполненная любви к Богу, пожелала остаться вечною невестою нетленного Жениха» (свт. Димитрий Ростовский). В городе Милассе она приняла постриг и основала монастырь, а со временем была посвящена в диакониссы. По смерти ее в небе явился венец из звезд с крестом, а около мощей стали совершаться чудесные исцеления.
Иоанн Ветхопещерник (память 19 апреля) жил в VIII в. в Палестине и подвизался в так называемой Ветхой лавре, основанной преподобным Харитоном в конце III в. Сохранившиеся в надписи буквы позволяют прочитать мужское имя «Пелагий», которое носила преподобная Пелагея, изображенная на правом поле. Пелагея, в юности известная антиохийская блудница, раскаялась, приняла крещение и под видом евнуха жила много лет в затворе в келье около Иерусалима на горе Елеонской, где и прославилась своей подвижнической жизнью. В православной церкви преподобную вспоминают 8 октября.
Архангел Михаил с деяниями.
Прп. Андрей Рублев (?).
Москва.
Ок. 1392 г.
235 × 182.
Архангельский собор Московского Кремля.
Инв. 22 соб/ж-469.
В праздник Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил безплотных, Архангелов Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила наш сайт публикует фрагмент статьи проф. Олега Германовича Ульянова, посвященный вопросам атрибуции и датировки уникальной кремлевской иконы «Архангел Михаил с деяниями» (Ульянов О.Г. Воплощение тринитарного догмата в иконе «Архангел Михаил с деяниями» из собрания музеев Московского Кремля // Троицкие чтения 2003-2004 гг. 2004. С. 120-152):
"До сих пор во многих изданиях принято (вслед за церковным историком Лебедевым) связывать создание иконы «Архангел Михаил с деяниями» с давним преданием о вдове св. блгв. князя Димитрия Донского - прп. Евфросинии († 1407), в миру блж. вел. княгини Евдокии, которая незадолго до своего преставления повелела написать образ Архангела Михаила по бывшему ей видению и поставить икону в дворцовой церкви Рождества Богоматери, построенной в 1393 г. (5) Однако эта широко популярная версия не находит подтверждения в документальных источниках. В Лицевом летописном своде 60-70-х гг. XVI в. помещен цикл из 11 миниатюр, иллюстрирующих «Вмале сказание о блаженнеи великои княгини Евдокии, во инокинях Ефросинии», вошедшее в Древний летописец (БАН, 31.7.30, Лл. 703 об.-709 об.). На миниатюрах представлено фронтальное изображение Архангела Михаила в традиционном облачении со сферой в левой руке, над которым трудится целая мастерская иконописцев, и по завершении живописных работ данная икона становится вкладом вел. кн. Евдокии в ее домовую церковь. Ничего общего с изображением на миниатюрах царского скриптория XVI в. кремлевская икона «Архангел Михаил с деяниями» не имеет.
В целом ряде искусствоведческих публикаций были предприняты попытки связать икону с именем Феофана Грека, который в 1399 г. расписал снаружи Архангельский собор, где якобы изначально находился этот образ, чему также нет никаких документальных подтверждений. Напротив, создание иконостаса Архангельского собора возможно относить ко времени возведения Алевизом Новым нового церковного строения в 1505-1509 гг. (6).
Впервые вопрос о возможном авторстве преп. Андрея Рублева в отношении образа «Архангела Михаила с деяниями» был поставлен в исследовании Н. В. Гордеева и Н. Е. Мневой (7). К настоящему времени в пользу данного мнения может дополнительно свидетельствовать близкая рублевская аналогия лика Архангела Михаила с образом св. вмч. Димитрия Солунского из деисусного чина Троицкого иконостаса Троице-Сергиевой Лавры. Образ небесного покровителя св. блгв. князя Димитрия Ивановича тем самым позволяет «люботщателям иконного писания» лучше постичь творческий замысел преп. Андрея Рублева, создавшего икону «Архангел Михаила с деяниями» в ходе мемориальных работ 1392 г.
Небесный страж у врат рая
Бог поставил как некое всесильное оружие
и сохранение Михаила архистратига
против силы дьявола (Великие Минеи Четии)
Примечательно, что все восемнадцать клейм кремлевской иконы лишь отчасти следуют известному литературному тексту, озаглавленному «Пандолеонта диакона и хартофилака великиа церкве сказание чудес превеликого и преславного Михаила, Архистратига», где все повествование выдержано в строгой библейской последовательности событий (8). Ввиду отсутствия определенного источника одной из главных проблем является выявление программного замысла столь уникального памятника московской иконописи. По мнению Плугина В. А., это произведение «до сих пор не получило убедительной художественной интерпретации и атрибуции» (9). 9 Плугин В.А. Мастер Святой Троицы. М., 2001 . С. 354 прим.
Между тем только икона «Архангел Михаил с деяниями» сохранила самый ранний и полный цикл деяний Св. Архистратига Михаила. Последовательность сцен на иконе следующая: 1. Троица. 2. Собор архангелов и прочих сил бесплотных. 3. Пророчество Иезекииля о гибели Иерусалима (Иезек. IX). 4. Видение четырёх зверей (четырёх царств) (Дан. VII, 2-8). 5. Борьба за тело Моисея. 6. Лествица Иакова. 7. Три отрока в пещи огненной. 8. Явление Архангела Иисусу Навину. 9. Архангел Михаил изводит Св. ап. Петра из темницы. 10. Явление ангела в облачении великого схимника преп. Пахомию Великому. 11. Борьба Иакова с ангелом. 12. Разрушение Содома и изведение семьи Лота. 13. Ангел поражает войско ассирийского царя Сеннахирима (Ис. XXXVII, 36). 14. Всемирный потоп. 15. Наказание Навуходоносора. 16. Явление ангела во сне царю (Александру Македонскому ?). 17. Покаяние Давида. 18. Чудо в Хонех.
Само число клейм 18 должно было послужить, по замыслу иконописца, ключом к раскрытию смысла иконы. Это число имеет апокалиптическое значение (6+6+6=18) и указывает на Антихриста, ибо «число его шестьсот шестьдесят шесть» (Откр. XIII, 8). Интерес к числовой символике особенно характерен для времени создания кремлевской иконы, о чем позволяет судить недавно обнаруженное послание знаменитого иконописца Феофана Грека, включенное в «Слово о житии и о преставлении великаго князя Дмитрия Ивановича, царя Рускаго»: «Бог двойственности не имеет, душевной тройственности ни одной, телам приобщается, не бегущей четверки, вне устремления двойной пятерицы чувств, не страдает от шестерицы, имеет честь лучшую седмерицы» (10).
Подобный интерес был вызван приближением очередной круглой годовщины в 6900 (1392) году, перед которым заканчивался 15-й индикт Миротворного круга. Ожиданием неминуемого прекращения постоянного вращения «Великого Миротворного Круга» исполнено, например, «Слово о житии и учении святаго отца нашего Стефана, бывшаго в Перми епископа», написанное в 1390-е гг. XIV в. Епифанием Премудрым. Счет лет по индиктам был широко распространен для расчета русских пасхалий, которые еретики пытались подменить ко времени их истечения таблицами «Шестокрыла», составленного тарасконским евреем Имануилом Бен-Якобом в 1356 г. и состоявшего из колонок метоновских (лунных) циклов по 19 лет, как показывает список трактата, полученного новгородским архиепископом Геннадием от уличенного в ереси попа Наума, который вел свои таблицы с 1389 г. (11).
Стилизованный растительный орнамент в среднике кремлевской иконы мог восприниматься как символическое изображение райского сада, а сам архангел Михаил в таком случае действительно представал как небесный страж, стоящий у врат рая (15). В «Сказании Пандолеонта» это призвание Архангела Михаила выражено особенно ярко: «И такового и божественного Архистратига Михаила…постави оттоле нам избранным христианам великого предстателя и Спаса» (16).
На иконе «Архангел Михаил с деяниями» самое первое клеймо изображает Пресвятую Троицу, а на сопочанской фреске XIII в. сербской школы в приделе св. Стефана сохранилось даже изображение Архангела Михаила с надписью «Архангел Михаил хранитель Святой Троицы». Библейские сюжеты Теофании, в которых Архангелу Михаилу надлежит быть исполнителем единой воли Триипостасного Бога, предопределили соседство композиций с тринитарной тематикой и архангельским циклом на таких известных памятниках, как бронзовые врата пещерного храма Архангела Михаила на Монте Гаргано (1076 г.), фрески монастыря Архангела Михаила в Вароше близ Прилепа (1270-1280) и др. (17). Неразрывная связь чудесных деяний Архангела Михаила с икономией Святой Троицы была рассмотрена в творениях Панталеона, Никиты Хониата и преп. Феодора Студита, где раскрыто множество богословских аллюзий (18).
Примечания
5. ПСРЛ. Т. 21. М., 1913. С. 410; Лебедев А. Московский кафедральный Архангельский собор. М., 1880. С. 158.
6. Брюсова В.Г. О времени написания икон иконостаса Архангельского собора // Материалы и исследования ГММК. Вып. II. М., 1976. С. 101.
7. Гордеев Н.В., Мнева Н.Е. Памятник русской живописи XV в. // Искусство. М., 1947. № 3. С. 87-88.
8. Pantaleon diaconus et chartophylax Magnae Ecclesiae, “Encomium in maximum et glorisissimus Michaelem coelestis militiae principem” // PG 98, col. 1260D-1266B. Известны списки рубежа IX-X вв. После перевода на славянский язык в XVI в. вошло в Великие Минеи Четии, собранные митрополитом всероссийским Макарием. Ноябрь. Дни 1-12. СПб., 1897. Стлб. 247-283.
9. Плугин В.А. Мастер Святой Троицы. М., 2001 . С. 354 прим.
10. БЛДР. Т. 6, СПб., 1999. С. 223.
11. Плигузов А.И., Тихонюк И.А. Послание Дмитрия Траханиота новгородскому архиепископу Геннадию Гонзову о седмеричности счисления лет // Естественнонаучные представления Древней Руси. М., 1988. С. 53, 55.
15. Плугин В.А. Мировоззрение Андрея Рублева. М., 1974. С. 43-45.
16. Великие Минеи Четии, собранные митрополитом всероссийским Макарием. Ноябрь. Дни 1-12. СПб., 1897. Стлб. 251.
17. Grabar A. La porte de bronze Byzantine du Monte Gargan et le “cycle de l’ange” // Millenaire monastique de Mont Saint Michel III. Paris, 1971. P. 366; Костовска П. Непозната претстава од архангелскиот циклус во манастириот Св. Архангел Михаил во Варош каj Прилеп // Средневековна уметност. Зборник музеj на Македониjа. Скопjе, 2003. Т. 4. P. 15.
18. Pantaleon. Narratio miraculorum Maximi Archangeli Michaelis // PG 140, col. 580A; Choniates N. Laudatio Sanctorum Archangelorum Michaelis et Gabrielis // PG 140, col. 1230B; Studita F. Oratio In coelestium ordinum coelum // PG 99, col. 734B."
© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева.