Заступница усердная (автограф патриарха Гермогена) Повесть о явлении образа в Казани (ГИМ. Син. 982)

Jul 21, 2024 15:47





#Музей имени Андрея #Рублева. О явлении и об обретении чудотворной иконы Богородицы в Казани 8 июля 1579 года известно из Повести «самовидца» и участника обретения святыни сщмч. Ермогена († 17.02.1612), первого митрополита Казанского (с 13 мая 1589), впоследствии патриарха Московского и всея Руси (с 3 июля 1606), в бытность его священником казанской церкви свт. Николая Чудотворца при Гостином дворе. Повесть под названием «Месяца Июля в 8 день. Повесть и чюдеса Пречистые Богородицы честнаго и славнаго Ея Явления образа иже в Казани. Списано смиренным Ермогеном митрополитом Казаньским» завершена в 1594 г. и сохранилась в авторской рукописи (частично переписана писцами) (ГИМ. Син. 982): https://youtu.be/MvKJqMmrBhQ

image Click to view



В «Повести о честном и славном явлении образа Пречистой Богородицы в Казани...» приведены обстоятельства обретения чудотворной иконы: 23 июня 1579 г. Казань пострадала от сильного пожара, начавшегося недалеко от кремля, у церкви свт. Николая Чудотворца (т. н. «Николы Тульского»), во дворе «некоего воина царева» Данилы Онучина. Огонь перекинулся на кремлевские постройки - Спасо-Преображенский монастырь и царский двор, выгорел почти весь посад. Пожар вызвал брань на христиан. Для укрепления православной веры, которая стала подвергаться поруганию, Бог «яви от земли» чудотворную икону Божией Матери с Младенцем Христом. Икона неоднократно являлась во сне «дщи юной десяти лет сущей» по имени Матрона, дочери стрельца (в повести подчеркивается: ни архиерею, ни начальнику града, ни вельможе или богатому, ни мудрому старцу, а чистой девице). Она повелевала поведать о ней архиепископу и воеводам города, чтобы те вынули ее из земли в указанном месте. О явлениях иконы девица рассказывала матери, но та не верила ей. В один из дней в полдень икона вновь явилась Матроне, но уже «огненным образом, лучи испущая огнены, пресветлы и страшны». От видения девица упала на землю и лежала «яко мертва» несколько часов, а затем «возопи велиим гласом» к матери. Тогда мать тотчас пошла с дочерью к воеводам, но они не поверили им. Мать, прослезившись, повела Матрону к архиепископу, но и он не внял их речам.

Мать поведала людям о чудной иконе, те удивлялись, но тоже не верили ей, она же взяла заступ и стала копать в указанном месте. Копали и другие, но ничего не находили. Когда же на пепелище дома, на месте, где была печь, начала копать Матрона, то на глубине чуть более 2 локтей (ок. метра) она обрела небольшую икону Божией Матери, завернутую в ветхий суконный рукав однорядки (верхней одежды) вишневого цвета. Икона сияла, как только что написанная. Вскоре собрался народ, послали весть к Иеремии, архиеп. Казанскому и Свияжскому (1576-1581). Архиерей повелел звонить в колокола и крестным ходом со всем освященным собором пришел на место явления. Увидев образ, он дивился его необычному виду («переводу», иконографии) и молился с плачем о прощении согрешений. Воеводы также слезно просили милости и каялись в нерадении и неверии. Народ с радостью воздавал хвалу Спасителю и Богородице.

Для справки: Малый размер обретенной чудотворной иконы косвенно подтверждается тем, что она была завернута в рукав однорядки. Размер иконы (6 х 5 вершков, или 26,7 х 22,3 см) приводится в описи Казанского девичьего монастыря 1853 г. (РГИА. Ф. 834. Оп. 3. № 2631. Л. 5-9). По описаниям XIX в., икона была «письма греческаго, цвета темнаго», изображение Богоматери погрудное, рук не видно, голова склонена к Младенцу Христу, изображенному прямолично, стоящим. Его правая рука отведена в сторону в жесте двуперстного благословения, левая опущена и скрыта под гиматием.

Икона была найдена спустя 2 недели после пожара завернутой в ветхий (т. е. необгоревший) рукав однорядки и выглядела как только что написанная. Очевидно, в земле она пролежала недолго. По свидетельству летописца, икона была привезена в Казань некоей девицей из Великого Новгорода после покорения его в 1570 г. царем Иоанном Васильевичем. В Казани та девица перед иконой «тайно молилася и преставися, а тот образ скрыла в землю» (Пискаревский летописец // ПСРЛ. Т. 34. С. 193).

В «Повести о честном и славном явлении образа Пречистой Богородицы в Казани...» обретенная икона названа образом «Владычицы нашия Богородицы и Приснодевы Мария, честнаго Ея Одигитрия» и отмечена необычность ее «перевода». Чудотворная Казанская икона отличается от традиционных поясных икон Божией Матери «Одигитрия» типа Смоленской и относится к особому типу Божией Матери «Одигитрия» со стоящим Младенцем Христом (Кондаков Н.П. Памятники христианского искусства на Афоне. СПб., 1902. С. 143-144). Н.П. Кондаков в заметках к неизданному тому «Лицевого иконописного подлинника», посвященному иконографии Божией Матери, высказал мнение о влиянии на иконографию Казанской иконы итальянских образов Богоматери со стоящим Младенцем эпохи Возрождения (ПФА РАН. Ф. 115. Оп. 1. №. 95. Л. 1, 189; Оп. 1. № 96. Л. 73, 91).

Из «Повести о честном и славном явлении образа Пречистой Богородицы в Казани...» известно, что священник по имени Ермолай, видимо, будущий митрополит Ермоген, просил Казанского архиеп. Иеремию о благословении взять икону из земли. По благословению архиепископа икону крестным ходом понесли в ближайшую церковь «Николы Тульского», где был отслужен молебен. Далее огромный крестный ход направился в Благовещенский собор Казанского кремля. По пути от явленной иконы прозрел проситель милостыни Иосиф, не видевший 3 года (в Повести указано как чудо 1). Когда икону внесли в собор, исцелился слепец Никита (чудо 2). На следующий день архиеп. Иеремия совершил в соборе Божественную литургию.

С обретенной иконы сделали список, составили описание ее явления и чудес и послали в Москву царю Иоанну Васильевичу и его сыновьям Иоанну и Феодору, которые также дивились, «яко такова образа переводом нигде же не видеша». Царь Иоанн Грозный повелел поставить на месте явления образа церковь «во имя святыя Богородицы честнаго Ея Одигитрия», кельи, ограду и устроить там девичий монастырь для 40 сестер, пожертвовав средства из государевой казны. Насельницей девичьего монастыря стала Матрона, получившая в постриге имя Мавра.

В монастыре от иконы продолжали совершаться чудеса. В «Повести о честном и славном явлении образа Пречистой Богородицы в Казани...» описано 16 чудес. Помимо 2 первых приведены следующие чудеса исцелений: некоего человека из Свияжска, одержимого «лютой» болезнью (чудо 3); слепого младенца, который внезапно начал осязать лицо матери и «яблоко нача хватати», принесенное по повелению архиепископа (чудо 4); от болезни ног жены боярского сына Ивашки по прозвищу Кузьминский (чудо 5); сухорукой жены поселянина, жившего в веси боярского сына Василия Рагозина (чудо 6); больного ногами Исаака, по прозвищу «Бык», из Казани (чудо 7); от болезни глаз жены попа Григория Елены из с. Тагашева (чудо 8); от болезни глаз ключника инока Иосифа (чудо 9); бывшего «во иступлении ума» Козьмы Окулова из Лаишева (чудо 10); от слепоты (не видела 40 дней) Пелагеи из Казани (чудо 11); от «трясовицы» и болезни глаз Трофима Ларионова из Самары (чудо 12); от беснования жены свияжского попа Ивана Домны (чудо 13); от болезни рук и ног жены скорняка из Казани Дмитрия Домны и ее дочери Неонилы (чудо 14); от беснования Афанасея Ерофеева из Ярославля (чудо 15); от болезни ног жившего в одной келье с митр. Ермогеном инока Арсения, называемого Высокий (впоследствии архимандрит Спасо-Преображенского монастыря) (чудо 16).

Описанием построения и освящения 27 октября 1594 г. каменного монастырского собора и убранства явленного образа завершается «Повесть о честном и славном явлении образа Пречистой Богородицы в Казани...» митрополита Ермогена.



На нижних полях листов рукописи ГИМ. Син. 982 читается: «[Тетрати] привезены к Москве из Казани, а писмо в них рука святейшаго Ермогена патриарха Московскаго и всеа Русии, а писал те тетрати в Казани Ермоген митрополит тогда, как сия святыя чюдеса складывал, а писал своею рукою» (ГИМ. Син. 982. Л. 2-9). Согласно этой записи, текст манускрипта был переписан самим патриархом.

По мнению акад. А.И. Соболевского, которому принадлежит подробная палеографическая характеристика рукописи, в ней присутствует не один, а три почерка (Соболевский А.И. Сказание о чудотворной Казанской иконе Пресвятой Богородицы. Рукопись святейшего патриарха Гермогена. М., 1912. С. 5-6). Одним почерком написан текст на Л. 26-36, который носит черновой характер, имеет помарки и приписки и вообще отличается всеми признаками авторского письма. Кроме того, один из почерков на Л. 2-25 также близок к почерку, начинающемуся на Л. 26, хотя и имеет некоторые отличия от последнего. Текст на Л. 17 написан третьим писцом. Фрагмент от слов «мне же тогда в чину поповсте» до слов «архиепископ же благослови мя» обведен в рамку, по левому полю первым почерком сделана приписка «не пиши то, что в черте», а по нижнему полю написано «и повеле взяти ми» (ГИМ. Син. 982. Л. 17 об.). Следовательно, писец, которому принадлежал первый почерк рукописи ГИМ. Син. 982, вносил в ее текст исправления, работал как редактор. Кроме того, почерк первого писца сходен с известным автографом патриарха Гермогена. Следовательно, первым писцом был сам патриарх, на тот момент - казанский митрополит. Ныне считается, что текст на Л. 2-10 (до строки 3), 13-16 написан одним почерком с текстом на Л. 26-36. Графические отличия письма на этих листах обусловлены тем, что для данного почерка была характерна вариативность.

В своих литературных трудах сщмч. Гермоген нередко обращался к рукописям библиотеки Чудова монастыря, о чем сообщает в своём послании патриарху Иову «Лета 7100 (1592) генваря 9 дня», что работал там с некоей «зеленой» Степенной книгой. Этот факт был отмечен еще Н.П. Лихачевым (Лихачев Н.П. Палеографическое значение бумажных водяных знаков. Ч. 1. СПб., 1899. С. CLIV-CLV). Ссылку на свой источник исследователь не привел. Современный автор Андрей Усачев, который защитил в 2010 г. докторскую по Степенной книге, просто-напросто заимствовал цитату у Н.П. Лихачева, не указав первоисточник (Усачев А.С. Об одном читателе Чудовского списка Степенной книги // Летописи и хроники. Новые исследования. 2009-2010. М.; СПб., 2010. С. 285. Прим. 19). Другой автор член-корр. РАН Алексей Сиренов, директор Санкт-Петербургского института истории РАН (с 2018), также не указал в своей монографии о Степенной книге первоисточник, всего лишь процитировав текст по изд. акад. А.И. Соболевского (Сиренов А.В. Степенная книга и русская историческая мысль XVI-XVIII вв. М.; СПб., 2010. С. 188. Прим. 73).



Сохранилась происходящая из Казанского девичьего монастыря древнейшая пелена конца XVI в. с изображением Казанской иконы (27,5 х 24,5 см; НМРТ), на трех каймах пелены вышито серебряной нитью начало тропаря, написанного к 1594 г. участником обретения иконы митрополитом Казанским Гермогеном, впоследствии патриархом.



Судя по характеру шитья, она была создана в местной мастерской. Лик Богоматери с огромными глазами обладает необыкновенной выразительностью, свидетельствуя о непосредственном восприятии святыни создателями пелены. Можно предположить, что именно эта пелена висела под чудотворной Казанской иконой, с которой у неё один иконографический извод. Таким образом, пелена - древнейший из сохранившихся образов утраченной иконы.



В 1913 году состоялось прославление мощей сщмч. Гермогена. Тогда же Император Николай II пожаловал раку, а Императрица Александра Феодоровна - облачение в стиле XVI века, изготовленное монахинями Алексеевского монастыря. Причем, изображение Серафимов на куколе выполнила именно Императрица, а также обнизала их жемчугом.



«На главу святителя возложен был белый патриарший куколь, на котором Государыня Императрица собственноручно вышила и обнизала жемчугом изображение шестокрылатого Серафима. На воскрылиях, в шести четвероугольных дробницах, обнизанных жемчугом (по три с каждой стороны), находятся изображения святых покровителей Царской Семьи» (Сщмч. Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский. Открытие мощей святителя Ермогена).

«Та самая Казанская» (патриарх Кирилл «явил» икону со склада в Переделкино): https://expertmus.livejournal.com/226932.html

8 / 21 июля - явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (1579): https://expertmus.livejournal.com/35722.html

На Казанскую: Иван Грозный о «Троице» Андрея Рублева: https://expertmus.livejournal.com/62054.html

Празднование Казанской иконе Божией Матери: https://expertmus.livejournal.com/43207.html

Чудотворная Вязниковская Казанская икона Божией Матери - во Владимире: https://rublev-museum.livejournal.com/188944.html

© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева. Эксперты приводят в пример воцерковлённое сообщество - сообщество Музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва: http://rublev-museum.livejournal.com/392705.html





#МузейРублева #МузейАндреяРублева #музей_имени_Рублева #rublevmuseum #МузейимениРублева #музейимениандреярублева #музейрублева #МузейноеЕдинство #andreyrublevmuseum

© Музей Андрея Рублева

#музей_имени_Рублева, святыня, #музейимениандреярублева, лекторий, exclusive, #andreyrublevmuseum, #Рублева, #МузейРублева, #rublevmuseum, #МузейимениРублева, #МузейАндреяРублева, #МузейноеЕдинство, #Музей, иконопись, шитье, #музейрублева

Previous post Next post
Up