Постоянно приходится слышать, что у человека нет свободы выбора. Возможно, так говорят люди, которые уже совершили выбор, приведший их если не к тупику, то в тот коридор, откуда тупик уже виден. Другое дело, что выбор человека ограничен объективно рамками его судьбы, а субъективно - уровнем осознанности.
Главный выбор, который делает человек в жизни, это куда двигаться - внутрь или наружу (что изменять - внешнее или внутреннее). И этот выбор делает каждый.
Большинство реализует себя во внешнем, достигая в своей деятельности профессионализма. Такому человеку легко позиционировать себя: достаточно лишь предъявить диплом или сыграть на гитаре. Выбравшие продвижение внутрь в качестве основного вектора приходят в Поиск.
Начинается чтение книг, хождение по разным семинарам, монастырям, старцам, учителям, ретритам, тренингам, сатсангам. Всё это кажется увлекательным и затягивает: новые идеи, люди, впечатления. При этом основная часть людей уходит во внешнюю деятельность. Она может быть экзотичной, например, тренер йоги или специалист по иглотерапии. На самом деле между формулировкой задачи “движение внутрь себя” и пониманием, как это делать реально, лежит пропасть, и грань здесь не выглядит очевидной. Действительно, можно ли назвать продвижением внутрь более высокую ступень инициации в рэйки?
Ответ на “проклятый вопрос как” позволяет встать на Путь, после чего начинаются реальные изменения. Их много, и скорость их велика. Тем не менее, человек Пути по-прежнему ничем не выделяется среди обычных людей, и если спросить “чем занимаешься?”, в ответ извлекается тот же диплом или гитара. Всё как у всех - дом, работа, семья или её отсутствие. Разве что близкие скажут - да, возможно, в последнее время стал спокойнее, чуть менее предсказуем, реже звонит… Но кто из нас не меняется со временем?
Про изменения можно писать много, и уже понаписано изрядно. Поскольку слова здесь вряд ли приблизят к пониманию, уж лучше возьмём те, что покрасивее.
**
“Вещи действительно умирают и рождаются, не достигнув предела совершенства. Время не остановить, год не прожить заново. Меняется форма. Упадок и рост, полнота и пустота, когда цикл заканчиваются, он начинается снова. Такова высшая премудрость мирозданья, таков принцип существования всех вещей. Жизнь вещей, она как стремительный бег лошади. С каждым движением мир меняется, каждое мгновение приносит перемены. Что нам делать? Что нам не делать? Просто позволить процессу естественной трансформации продолжаться”.
-- Но раз так, то что же хорошего в Пути?
“Познавший принципы [мироустройства, Пути] обязательно поймет, как действовать во всех меняющихся обстоятельствах. Имеющий это понимание не позволит вещам навредить себе. Добродетельного не сожжёт огонь, он не утонет в воде, ему не страшны ни жара, ни холод, ни звери, ни птицы его не погубят. Это не значит, что ему всё нипочем, но он отличит опасное от безопасного, будет спокоен в счастье и несчастье, различит приближающуюся угрозу. Он знает, к чему приблизиться и от чего отдалиться, поэтому ничто в мире не сможет ему навредить.
Сказано ведь: "Небесное -- внутри, человеческое -- вовне".
Высшее в человеке в том, [что в нём] небесно. Познав действие небесного и человеческого, укоренишься в небесном и обретёшь добродетель. Когда будешь сгибаться и разгибаться, подчиняясь только необходимости, вернешься к Первооснове, и тогда можно будет сказать, что ты достиг совершенства”.
Чжуан Цзы, XVII