Палестинская серия Василия Верещагина

Jul 21, 2013 10:14

В Палестине написано около пятидесяти этюдов, главным образом виды природы, памятники библейской истории, которые Верещагин не поэтизирует, не стилизует, но стремится зафиксировать с абсолютной достоверностью в их нынешнем состоянии. Он пишет местные типы и сцены быта: арабов, евреев, молящихся у Стены плача, отшельников, приезжающих в Палестину отовсюду, в том числе из России. Человек, лишенный религиозного чувства, он пишет Святую землю исключительно с реальной и исторической точки зрения, освобождая евангельскую легенду от сверхъестественного, перелагая ее "на ясный и понятный язык".В этом ключе решены несколько картин из Священной истории, входивших в Палестинскую серию: "Святое семейство", "Воскресение", "Пророчество" и другие. Пройдет почти столетие, прежде чем Пазолини в фильме "Евангелие от Матфея" утвердит эстетическую и нравственную правомочность подобной интерпретации священного сюжета. Современникам подход Верещагина казался святотатством. Впервые показанные на выставке в Вене в 1885 году евангельские картины произвели скандал. Показ Палестинской серии в России был запрещен.Выступления Верещагина в России надолго прерываются: петербургскую выставку 1883 года отделяет от следующей экспозиции в Москве двенадцать лет. http://veresh.ru/palestina.php


Два еврея. 1883-1884


Стена Соломона 1884-1885


Иерусалим. Царские гробницы. 1884-1885


Святое семейство. 1884-1885


Русский отшельник на Иордане


Улица в Иерусалиме конец XIX века


Воскресение Христово. 1884-1885


Христос на Тивериадском озере


Пушка
В Палестине художником было написано около пятидесяти этюдов. Лишенный религиозного чувства он пишет Святую Землю исключительно с исторической точки зрения. Он словно освобождает Евангельскую легенду от всего сверхъестественного, перелагает ее на ясный понятный язык. После возвращения из этой поездки художник в Париже, где была его мастерская, создает так называемую «Палестинскую серию». В нее вошли и иконы, написанные для церкви Марии Магдалины в Гефсимании, Русского Храма. И картины на библейские сюжеты «Святое семейство, «Воскресение», «Распятие на кресте» и другие. Но картины не были приняты ни на выставке в Вене, ни на Родине художника. Художник не романтизировал тему, он не изображал драму Библейской истории. Он создавал документальное полотно, своего рода «репортаж в красках». Бенуа писал о Верещагине, что «он не был никогда художником, но вся его неутомимая, бескорыстная, беззаветно преданная науке и видимой правде личность не лишена известной грандиозности и принадлежит к самому значительному, что в этом роде дала Россия».

Эта «Палестинская серия» экспонировалась на передвижных выставках в Америке, куда художник отправился в 1888-1890 годах. Чтобы собрать деньги на возвращение в Россию, художник был вынужден устроить аукцион, поэтому большая часть работ (их было сто десять) целиком так никогда не экспонировалась. Многие из них были потеряны. Впоследствии часть рисунков и картин оказалась в России. В целом, Палестинская серия до сих пор остается Terra Incognita для всех, кто интересуется творчеством этого художника. Только несколько лет назад одна из картин этой серии «Стена Соломона» оказалась в Москве. Была устроена культурная акция, картину показали в Нью-Йорке, Москве, Тель-Авиве, затем она опять вернулась в Нью-Йорк, где была продана на аукционе Sotheby’s. Ее купил русский собиратель за очень большие деньги. Возможно, когда-нибудь эта картина окажется в России.
http://15.05.2013 15:09 МСК    "Ветка Палестины" от 14.05.2013


"Распятие на кресте у римлян"



«Арабская женщина из Палестины»

Израиль, художники

Previous post Next post
Up