Казанский Кафедральный собор.
В ХVIII веке здесь находилась придворная церковь Рождества Пресвятой Богородицы. В ней венчался тогда еще цесаревич Павел Петрович. Время и сырой климат не пощадили деревянное барокко. Храм решили перестроить. Павел I объявил конкурс проектов. Император хотел видеть новую церковь похожей на ватиканский собор Святого Петра. И подобный размах потребовал сноса 11 домов на Невском.Первый камень закладывали в присутствии императора Александра I в 1801 году. Все годы строительства архитектор Воронихин буквально жил на стройке, контролируя каждый этап.Новый храм стал настоящим правопреемником снесенной церкви. Сохранилась традиция чествования русской армии после воинских побед. В 1812 году в собор привезли военные трофеи: 107 знамен и штандартов французской армии, жезл маршала Даву, 93 ключа от городов, крепостей и замков, взятых русской армией. Даже иконостас храма русской воинской славы имеет необычную историю. На его облицовку ушло 40 пудов серебра, захваченного на поле боя. Военный трофей, изъятый у французов, прислал в столицу донской атаман Матвей Платов.
Легенда собора
Казанский собор в 1812 году посещал Михаил Кутузов. После смерти легендарный фельдмаршал здесь и был похоронен. С этим событием связана одна из самых громких легенд собора. Умер Кутузов в городке Бунцлау. Александр I повелел похоронить великого полководца в Казанском соборе. Долгое время солдатам не давал покоя слух, что фельдмаршал перед смертью просил оставить сердце свое в Пруссии, чтобы в бою оставаться со своими солдатами. Спустя сто лет Военно-историческое общество Москвы даже рассматривало вопрос о возвращении сердца фельдмаршала в Россию. Полтора века эта история поддерживалась статьей в Большой советской энциклопедии. В 1933 году по решению советской власти саркофаг вскрыли. Сердце фельдмаршала оказалось внутри, но в отдельном серебряном сосуде.
Шестиэтажное с мансардой здание в стиле модерн, площадью около 7000 м² было построено в 1902-1904 по проекту архитектора Павла Сюзора для «Акционерной компании Зингер в России». Проект был новаторским и по техническому исполнению, и по стилю, и по назначению. Первоначально руководство компании «Зингер», производящей швейные машины, хотело построить небоскрёб, подобный тому, что в это время строился компанией в Нью-Йорке: многоэтажное здание со множеством офисов. Однако такой проект, формально не нарушая императорского указа о предельной высоте жилых частных зданий в Санкт-Петербурге (11 саженей, то есть 23,47 м), противоречил петербургским градостроительным традициям. Архитектор блестяще разрешил это противоречие: над шестью этажами с мансардой он возвёл изящную башню, увенчанную стеклянным глобусом, диаметр которого 2,8 м. Именно эта, устремлённая ввысь башня, и создаёт впечатление высотности, но при этом, благодаря своей лёгкости, не затмевает куполов Казанского Собора и Спаса на крови, возвышающихся над Невским проспектом.
01
Зимний дворец - парадная резиденция дома Романовых, построенная в середине XVIII века в Санкт-Петербурге по приказу императрицы Елизаветы. Эффектное барочное здание стало первым в комплексе строений, образующих современный Эрмитаж. Главный фасад Зимнего дворца выходит на Дворцовую площадь
02
К моменту получения заказа Растрелли уже воздвиг в Санкт-Петербурге два Зимних дворца, но их размеры и убранство залов не соответствовали высокому статусу императорской резиденции. Новое здание, по требованию Елизаветы, отличалось высотой потолков и характерной для барокко пышностью декора - лепнины, скульптур, позолоты, драпировок из дорогих тканей.
03
04
05
Фасад Зимнего дворца украсили два яруса белоснежных колонн с золотой лепниной. Расстояния между колоннами разные - так архитектор, умело используя игру света и тени, создал сложный ритмический рисунок. Места на крыше заняли патинированные античные статуи, вазы, сюда же были водружены символы российской государственности.
06
07
Кстати, зеленовато-голубыми фасады стали только в наше время. Исторически стены были желтовато-песочные, позднее их красили в более насыщенные желтые и коричневые тона.
08
Дворцовая площадь - главная площадь в Питере. Её геометрическая площадь составляет около 5 гектаров. Не знаю, многим ли это известно, но для меня лично было открытием, что Дворцовая площадь в Петербурге в два раза больше Красной площади в Москве!
09
Основой застройки Дворцовой площади стал существующий пятый Зимний дворец (1754-1762, архитектор Б. Ф. Растрелли). Фасады Зимнего дворца обращены к Неве, Адмиралтейству и на Дворцовую площадь. Южный, замыкающий площадь, прорезан аркой.
10
Александровская колонна воздвигнута в стиле ампир в 1834 году в центре Дворцовой площади архитектором Огюстом Монферраном по указу императора Николая I в память о победе его старшего брата Александра I над Наполеоном.
11
Этот памятник дополнил композицию Арки Главного штаба, которая была посвящена победе в Отечественной войне 1812 года. Идею сооружения монумента подал знаменитый архитектор Карл Росси. Планируя пространство Дворцовой площади, он полагал, что в центре площади нужно расположить памятник. Однако предложенную идею установки ещё одной конной статуи Петру I он отверг.
12
Когда на сердце тяжесть
И холодно в груди,
К ступеням Эрмитажа
Ты в сумерки приди,
Где без питья и хлеба,
Забытые в веках,
Атланты держат небо
На каменных руках.
13
Держать его махину
Не мёд со стороны.
Напряжены их спины,
Колени сведены.
Их тяжкая работа
Важней иных работ:
Из них ослабни кто-то -
И небо упадёт.
14
Стоят они - ребята,
Точёные тела,
Поставлены когда-то,
А смена не пришла.
Их свет дневной не радует,
Им ночью не до сна.
Их красоту снарядами уродует война.
15
Стоят они навеки,
Уперши лбы в беду,
Не боги - человеки,
Привыкшые к труду.
И жить ещё надежде
До той поры пока
Атланты небо держат
На каменных руках.
16
Детский сад на прогулке. Дети держаться за верёвочку.
17
Сразу вспомнилось:
18
Адмиралтейство было заложено 5 ноября 1704 года. Изначально Адмиралтейство строилось как верфь по чертежам самого Петра I. В условиях войны необходимо было защищать верфь, поэтому в 1706 году Адмиралтейство представляло собой крепость. Оно было ограждено земляным валом с пятью земляными бастионами. По периметру - рвы, заполненные водой, насыпь гласиса и обширный луг для обзора местности обстрела в случае внезапного нападения противника.
19
Адмиралтейство строилось быстро. Россия, вышедшая к берегам Балтики, нуждалась в мощном флоте, в кораблях военных и торговых. Поэтому Адмиралтейство было построено в центре города на левом берегу Невы, почти напротив Петропавловской крепости, пушки которой должны были служить надёжной защитой кузницы русского флота.
20
Первоначально Адмиралтейство было большим четырёхугольным местом, застроенным с трех сторон десятью доками,деревянными складами и деревянной башней в центре с железным шпилем. Первый корабль был спущен на воду уже 29 апреля 1706 г.
21
В 1732-1738 годах архитектор И. К. Коробов построил каменное здание Адмиралтейства. Зодчему удалось, сохранив прежний план, придать сооружению монументальность, отвечавшую его градообразующей функции. В центре, над воротами, была построена стройная центральная башня с позолоченным шпилем. На 72-метровую высоту был вознесён кораблик-флюгер, и на этой позиции он находится до наших дней.
22
В парке перед Адмиралтейством стоят памятники и скульптуры.
23
Современные знаки. Проекта #явь
24
25
Исаакиевский собор проглядывает сквозь ветви деревьев парка. (про него будет отдельный пост)
26
Ме́дный вса́дник - памятник Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Его открытие состоялось 7 (18) августа 1782 года.
27
Своё название памятник получил благодаря одноимённой поэме А. С. Пушкина, хотя на самом деле изготовлен из бронзы.
28
Модель конной статуи Петра выполнена скульптором Этьеном Фальконе в 1768-1770. Голову статуи лепила ученица этого скульптора, Мари Анн Колло. Змею, по замыслу Фальконе, вылепил Фёдор Гордеев. Отливка статуи осуществлялась под руководством литейных дел мастера Екимова Василия Петровича и была закончена в 1778 году. Архитектурно-планировочные решения и общее руководство осуществлял Юрий Фельтен.
29
Вид от Сенатской площади на Петропавловскую крепость.
30
Здание кунсткамеры с башенкой и рядом здание академии наук.
31
Кунстка́мера - кабинет редкостей, в настоящее время - Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук (МАЭ РАН) - первый музей России, учреждённый императором Петром Первым и находящийся в Санкт-Петербурге.
32
Санкт-Петербургская академия художеств
33
34
На набережной перед академией художеств стоят два сфинкса. Сфинксы - самые древние памятники Санкт-Петербурга, возраст которых насчитывает около трех с половиной тысяч лет. Давным-давно они украшали аллею сфинксов, ведущую к дворцу Аменхотепа III, фараона XVIII династии, жившего в 1419-1383 годах до нашей эры. Лицам сфинксов, высеченных из сиенита, неизвестный египетский скульптор придал черты лица самого Аменхотепа. Головы мифологических существ венчают короны Верхнего и Нижнего Египта, а иероглифы, высеченные на статуях, означают титулы Аменхотепа. Одна из надписей гласит: "Сын Ра, Аменхотеп, правитель Фив, строитель памятников, восходящих до неба, подобно четырем столпам, несущим небесный свод".
35
Прежде чем украсить Университетскую набережную Санкт-Петербурга, сфинксы проделали долгий путь. В ходе археологических раскопок 1820 года они были найдены египтологом Янисом Атоназисом, который проводил свои научные экспедиции на деньги, выделенные английским консулом в Египте Сольтом. За это Янис вынужден был отдавать консулу большинство своих находок. Сфинксы, найденные в Фивах, также пополнили коллекцию Сольта. Он отправил древние статуи в город Александрия, в устье реки Нил, надеясь выгодно продать. Именно там сфинксов увидел русский офицер Андрей Муравьев, который путешествовал по Египту после окончания русско-турецкой войны 1828-1829 годов. Муравьев в срочном порядке написал прошение на имя русского посла в Константинополе Рибопьера, предлагая ему обсудить возможность покупки сфинксов с российским императором Николаем I. Несмотря на то, что император дал свое согласие, приобрести сфинксов оказалось не так просто: египтолог Шампольон хотел заполучить статуи для Франции, и предлагал владельцу древних скульптур большие деньги.
В конце концов, российской стороне удалось перекупить сфинксов: они встали казне в 62 000 рублей. Сфинксы, весом в 62 тонны, были доставлены в столицу России на специально оборудованном для этого судне. Плавание до берегов Невы заняло целый год, и в 1832 году сфинксы были привезены в Петербург и временно помещены во дворе Академии художеств. На набережной реки Невы архитектор К. Тон соорудил высокие гранитные пьедесталы специально для древних изваяний. На каждом из пьедесталов была высечена надпись: "Сфинкс из древних Фив в Египте перевезен в град святого Петра в 1832 году"
36
Английская набережная в Санкт-Петербурге расположена на левом берегу Невы между Сенатской площадью и Ново-Адмиралтейским каналом. В прошлом Английская набережная имела огромное количество названий: в общей сложности у этой магистрали было около 22 имен в разное время. В начале 18 века ее называли Береговой нижней набережной улицей, чуть позже - Исаакиевской набережной и Галерной набережной. В 1770-х годах набережная стала Английской. С 1918 по 1994 год ее именовали Набережной Красного Флота. Затем в честь приезда королевы Елизаветы II из Великобритании улице вернули прежнее название.
37
Здание Сената и Синода. Здание разделено арками и раньше говорили, что Сенат и Синод живут ПОДарками.
38
Ростральные колонны.
39
Расположены они на стрелке Васильевского острова.
40
41