IV. Внутренней строй монастырской жизни
23. Общежитие, согласно иноческим обетам, признается по сравнению с необщежитием более высокой формою иноческой жизни, и потому общежительные монастыри и впредь должны оставаться общежительными, а необщежительные желательно обращать в монастыри общежительные там, где это возможно по местным условиям.
24. В женских монастырях, где по недостатку средств насельницы содержатся личным трудом, т. е. приобретают обувь и одежду на свои средства, настоятельницы обязываются постепенно вводить полный общежительный строй.
25. Важнейшим предметом внимания монастырского начальства и усердия братии должно быть строго уставное (по Типикону) церковное богослужение без пропусков и без замены чтением того, что положено петь, и сопровождаемое словом назидания.
26. В обителях, где при совершении богослужебных чинов соблюдаются особые, освященные веками и не противоречащие духу православия обычаи, хотя бы и не предусмотренные Типиконом, таковые обычаи, должны быть сохранены.
27. Неопустительное и благоговейное участие в совершении богослужения и присутствие при оном должно быть поддерживаемо примером и побуждением монастырского начальства.
28. В каждой обители для духовного окормления насельников ей желательно иметь старца (старицу).
29. Старцы (старицы) суть иноки (инокини), преуспевшие в духовной жизни, знакомые со словом Божьим, отеческими творениями и правилами свв. отцов и способные к руководительству в духовной жизни, коим поручается назидание братии.
30. В каждой обители должен быть духовник для братии.
31. Духовник избирается настоятелем с участием всей монашествующей братии и утверждается епархиальным архиереем.
32. В женских монастырях для мантейных монахинь духовник назначается из монашествующих епархиальным архиереем.
V. Монастырский быт и дисциплина
33. Принимая все меры к устроению спасения братии и подавая во всем и всегда добрый пример, настоятель главное внимание сосредоточивает на духовном водительстве и воспитании вверенных ему душ.
34. В отношении монастырской дисциплины настоятель руководится общемонастырским уставом и уставом своей обители.
35. Без разрешения настоятеля ничто в монастыре не предпринимается и не делается.
36. Все насельники монастыря - монашествующее, послушники и временно пребывающее в обители - находятся в безусловном повиновении настоятелю.
37. Общий надзор за поведением братии принадлежит настоятелю, ближайший же надзор поручается благочинному монастыря и его помощникам, если таковые имеются.
38. Монашествующие, совершенно неисправимые в своей жизни, подлежать извержению из иночества.
Примечание. Необходимо предпринимать возможные меры к тому, чтобы лица, изверженные из иночества, равно и послушники, оставившее обитель, не носили духовного одеяния.
VI. Монастырское имущество и хозяйство
39. Все движимое и недвижимое имущество, а также капиталы, принадлежащие монастырю, составляют собственность монастыря и являются достоянием всей Православной Российской Церкви.
40. Отчуждение и обмен недвижимого имущества, принадлежащих монастырю, допускаются не иначе, как с разрешения Высшей Церковной Власти. 41. В случае присоединения монастыря к другому монастырю все его движимое и недвижимое имущество и капиталы поступают в распоряжение монастыря, к которому он присоединяется.
42. Источники доходов монастыря и способы извлечения их должны соответствовать началам и основам иноческой жизни.
43. Все работы по монастырскому хозяйству должны быть исполняемы по возможности самими насельниками обители. Трудовое послушание, наряду с молитвенным подвигом, обязан нести по мере своих сил и способностей, не имея права от него отказываться, каждый из входящих в состав братии.
44. Монастыри, являющейся по своей природе не только молитвенными, но и трудовыми братствами, имеют право на обладание земельными угодьями.
45. Все монастыри, обладающие земельными угодьями, обязаны вводить усовершенствованное хозяйство, соответственно с условиями и потребностями местности, и развивать свои промыслы как для удовлетворения потребностей своего хозяйства, так и для сбыта продуктов и изделий монастырского производства.
46. Монастырское хозяйство и промыслы должны иметь целью не только нужды самого монастыря, но и удовлетворение наиболее настоятельных церковных нужд и пользу окрестному населению.
47. Ближайший надзор за монастырским хозяйством принадлежит епархиальному архиерею и осуществляется им чрез Епархиальный Совет и благочинных монастырей.
48. Непосредственное заведование монастырским хозяйством принадлежит настоятелю (настоятельнице), с Монастырским Советом, по установленным Высшей Церковной Властью правилам.
49. На Монастырском Совете лежат: а) постоянная забота с сохранности движимого и недвижимого имущества и капиталов монастыря и всех документов на эти имущества; б) составлении описи всего движимого и недвижимого имущества и капиталов монастыря в двух экземплярах, из коих один хранится при делах Монастырского Совета, а другой передается в епархиальное управление, и в) составление ежегодного отчета по хозяйственной части, сметы расходов и доходов на предстоящий гражданский год и представление их на утверждение епархиального архиерея.
VII. Образовательные учреждения дня монашествующих
50. В целях просвещения монастырской братии надлежит: 1) при всех обителях еженедельно вести, при помощи сведущих лиц, религиозно-нравственные и богословские беседы для всех насельников; 2) в лаврах и больших монастырях учредить школы: а) общеобразовательные для продолжения образования иноков и послушников и б) особые для монахов и иеродиаконов, определенных к посвящению в иеродиаконы и иеромонахи: 3) в одном или нескольких монастырях каждой епархии, если окажется возможным по местным условиям, открывать общеобразовательные школы для иноков и послушников бедных и малых обителей, с тем, чтобы учащееся по окончании учения возвращались в свои монастыри; об организации таких школ и об изыскании средств на их содержание должна заботиться местная епархиальная власть, и 4) для неграмотных и малограмотных монастырских насельников (и насельниц), соответственно их возрасту и способностями устраивать занятия по обучению начаткам веры, церковно-гражданской грамоте и церковному пению.
51. Каждый монастырь должен иметь свою постоянно пополняемую библиотеку из книг Священного Писания с толкованиями и пособиями, святоотеческих, духовно-нравственных, аскетических, церковно-исторических, сборников проповедей и других книг богословского и назидательного содержания. Монастырский библиотекарь, избираемый из лиц сведущих в богословской литературе, снабжает насельников монастыря книгами при руководстве духовников и старце их.
52. Для развития просветительной и миссионерской деятельности и для заведования монастырскими просветительными и миссионерскими учреждениями, с благословения епархиального архиерея, могут быть учреждены в монастырях особые Просветительные Советы, осуществляющее свои постановления по утверждении их настоятелем монастыря и по его указаниям.
Далее.