(no subject)

Mar 08, 2011 23:50

Прислали мне тут один интереснейший проект, с вопросом "Есть ли комментарии" хочу я им поделиться и с вами и задать вам тот же вопрос.

Концепция миссионерского направления молодежного отдела

Санкт-Петербургской Епархии


I. Преамбула. Задачи концепции

Настоящая концепция определяет цель, задачи и принципы миссионерского направления молодежного отдела Санкт-Петербургской епархии, действующего на основе как внутренних потребностей Церкви, так и вызовов, которые делает ей состояние современного общества, нуждающегося в преображении и обожении.

II. Православное понимание миссии.

Миссия(свидетельство) - проповедь для пробуждения веры - присуща самой природе Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви и заключается в провозглашении Благойвести всему миру: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк. 16, 15). Она направлена на спасение каждого человека.

Миссия, как апостольство, всегда составляла главнейшую из обязанностей церковных людей как исполнение заповеди Господа Своим ученикам: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча соблюдать их все, что Я повелел Вам» (Мф. 28, 19-20).

Миссия Церкви направлена на освящение не только человека, но и тварного мира, всехсфер жизни: «Сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только [она], но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего»(Рим. 8, 21-23).

III. Необходимость миссионерского направления при молодежном отделе Епархии

Необходимость возрождения миссии в Русской Православной Церкви вызвана следующими причинами:

1. Внутренней потребностью Церкви, суть которой заключается в стремлении спасать людские души. Вне Церкви спасения быть не может.

2. Духовно-нравственным кризисом в российском обществе, усилением социальных проблем, в том числе и распространением наркомании, алкоголизма, абортов и т.д. В нашем обществе формируется духовный вакуум, который усиливается в условиях культа потребления, наживы и гедонизма, которые, активно распространяясь, приводят к усилению духовно-нравственного кризиса.

3. Активностью тоталитарных сектарных организаций в России, которые стремятся увеличить численность своих адептов. Они нацелены на активное миссионерство, которым должны заниматься все члены секты.

IV. Принципы деятельности миссионерского направления

Данные принципы являются общими с принципами миссионерской деятельности Церкви и взяты из концепции возрождения миссионерской деятельности Русской Православной Церкви.(Утвержденана Заседании Священного Синода Русской Православной Церкви МосковскогоПатриархата 6 октября 1995 г. (Журнал № 4043

1.Принцип использования разных языков. Благодаря воздействию Святого Духа, ученики "начали говорить на иных языках", а толпа, собравшаяся поэтому случаю, пришла в смятение, "ибо каждый слышал их говорящих его наречием" (Деян. 2: 1-9). В тот день было обнаружено, что для того, чтобы слушатели понимали Евангелие, его надо провозглашать на их "собственном языке". Необходимо вести работу по переводу материалов на языки тех народов, по отношению к которым ведется миссионерская деятельность.

2.Принцип универсальности. Когда среди первых учеников возникли вопросы о просвещении и крещении язычников, то одно видение, посланное Петру Господом нашим, побудило его признать: "Истинно познаю, что Бог нелицеприятен, ново всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему". (Деян.10:34-35). Этот принцип предполагает возможно крещения для каждого, кто действительно хочет принять крещение.

3.Принцип церковной рецепции культуры. Он лучше всего выражен святым апостолом Павлом: "Для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона - как чуждый закона, - не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, - чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых. Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником его" (1Кор. 9: 20-23). Этот принцип предполагает учёт особенностей возрождения миссии в различных контекстах: инославном и инорелигиозном, городском и сельском, молодёжном и т.д.

4.Принцип свободы во Христе. Сам Господь указал нам условия истинной свободы в нас: "и познаете истину, и истина сделает вас свободными" (Ин. 8:32).Христианское понимание свободы отлично от секулярного понимания религиозной свободы как равенства всех религий между собой, что часто используется различными "миссионерами" в их прозелитической деятельности. Русская Православная Церковь, как держащая полноту Истины и являющаяся свидетельницей Апостольской истины, исходит из того, что на её канонической территории Православие было и является историческим и культурным основанием для объединения людей и приведения их ко Христу. Применение законов светского общества, без учёта этого фактора, как правило, приводит к конфликтам и разобщённости людей.

5.Принцип канонического основания миссии. Каноны, как связующее звено между Церковью и организмом и Церковью и организацией признаны выражать и отражать догматические истины о Церкви. Согласно апостолу Павлу, каждый апостол по жребию получил свой апостольский удел, какой назначил ему Бог (2 Кор. 10:13). В современных терминах "апостольский удел" обозначается как"каноническая территория" Поместной Церкви. Апостольские правила и Соборные правила (Ап. 58; Шест. 19; Шест. 20; Сард. 11) определяют епископа как главу Поместной Церкви, ответственного за проповедь и научение благочестию народа и запрещают кому-либо учить всенародно, особенно тогда, когда это унижает или в чем-либо умоляет местного епископа. Поэтому любое миссионерское делание, устрояемое без благословения епископа и его участия лишается кафоличности в силу того, что епископ Поместной Церкви несет ответственность за вселенское общение всех церквей и без его благословения ничто не может происходить на территории его епархии.

V. Целии задачи миссионерского направления

Конкретные цели и задачи миссионерского направления определяются общецерковными и епархиальными концептуальными и программными документами, прежде всего социальной концепцией Русской Православной Церкви, Концепцией возрождения миссионерской деятельности Русской Православной Церкви, постановлениями и итоговыми документами Все церковных миссионерских съездов, прошедших до 1917года и в 1996-2010 гг.

Цель миссионерского направления -православное благовестие, вселенское преображение, приведение нехристиан к теозису, то есть обожению.

Задачи миссионерского направления:

1. Свидетельство о Христе как о Воскресшем Господе, истинном Боге и истинном Человеке.

2. Акцент на внутренней миссии среди некрещеной и не церковной не молодежи.

3. Передачаопыта общения с Богом

4. Научениенехристиан вероучительным истинам

5. Воспитанияхристианского образа жизни

Деятельность миссионерского направления распространяется на территорию Санкт-Петербургской Епархии.

VI. Формы и аспекты деятельности миссионерскогонаправления

1. Миссионерское образование. Как указано в концепции возрождения миссионерской деятельности,"именно на епархиальном уровне должны комплектоваться библиотеки и создаваться миссионерские курсы и училища, а в перспективе и вводиться миссионерские предметы в учебные курсы духовных академий и семинарий: Организация миссионерских курсов при молодежном отделе Епархии; Проведение образовательных миссионерских семинаров с участием представителей ПСТГУ; Налаживание сотрудничества с ПСТГУ, РХГА с целью организации высшего православного миссионерского образования в Санкт-Петербурге;
Организация миссионерской школы для некрещеных детей.
2. Внутренняя миссия.

Приоритет молодежной миссии; Подготовка, организация и проведение миссионерских акций; Выходы на уличную проповедь; Миссионерство в Интернете и в социальных сетях. Создание и обновление интернет-сайта для нецерковной молодежи.

3. Издательская деятельность.
Создание молодежного миссионерского журнала "Православный Миссионер"; Авторами данного журнала может являться молодежь. Создание миссионерского журнала для детей, где авторами будут сами дети. Разработка и распространение миссионерских листовок, брошюр, плакатов.

VII. Миссия в молодежной среде как важнейший аспект деятельности миссионерского направления

Главным миссионерским полем является некрещеная молодежь, проживающая на канонической территории Русской Православной Церкви. Актуальность молодежной миссия обуславливается тем, что православная молодежь в нашей стране малочисленна и разобщена. Большинство некрещеной молодежи имеет духовные потребности, которые нуждаются в своем удовлетворении. Для того, чтобы эти потребности не были удовлетворены в тоталитарных сектах или других антихристианских религиозных организациях необходима активизация молодежной, подростковой и детской миссии. Оценка молодежной деятельности Церкви у некоторых экспертов, в том числе среди священников, носит довольно скептический и в некоторых случаях пессимистический характер. Встречалось и отрицание как таковой молодежной политики. По данным экспертных интервью на данный момент Церковь работает с уже церковной молодежью, практически не охватывая широкие слои не церковной молодежи. Молодежная политика «на самом деле рассчитана на мирских людей, которые либо уже ведут церковную жизнь, либо активно воцерковляются. Что касается большинства, то есть тех людей, которых можно было бы охватить, но тем не менее мне кажется, что делается очень мало.» Однако другая часть священников видит, что сделано очень много по сравнению с предшествующими историческими этапами.

Как указано в миссионерской концепции, "для проведения миссии в молодежной среде необходимо иметь в виду следующие основные направления деятельности:

- приобщение к литургической жизни и воцерковление молодых людей, недавно пришедших в Церковь;

- просветительская деятельность, направленная на формирование правильного представления об иерархии христианских ценностей;
- привлечение молодежи к христианскому служению (трудовая помощь храмам и монастырям, работа в детских лагерях, помощь ветеранам, немощным людям, переписка с заключёнными и др.);

- создание открытой христианской социокультурной молодежной среды;

- организация специализированной помощи молодым людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию или различные виды зависимостей(например, телефонная служба доверия, частные личные беседы, интернет-форум с возможностью задать вопрос катехизатору или священнику, консультации православного психолога, программы по реабилитации пострадавших от алкогольной, наркотической зависимости, а также бывших членов деструктивных сект);

- продуманное использование в миссионерской деятельности среди молодежи современных форм творчества: музыкального, литерпатурного, художественно-изобразительного и т.п

Большинство экспертов отмечают, что молодежная деятельность Церкви будет развиваться в связи следующими позитивными явлениями: а) появление нового поколения священников, б) осознание высшими уровнями церковной иерархии значимости данной социальной деятельности; с) официальное введение«среднего звена» в Церкви: катехизаторов, приходских консультантов и миссионеров. Молодежная миссия направлена на религиозное возрождение молодого человека. Понятие возрожденности очень близко к тому, что один из священников называет «зрелостью». «Я разделяю формальное воцерковление и то, что можно назвать зрелостью.» Выделяя православие по форме без содержания и православие по содержанию без формы и подчеркивая амбивалентность православных, священник предлагает говорить о возрожденности как неформальной, действительно глубокой воцерковленности человека. Противопоставленность этих двух аспектов религиозного возрождения выражается в разных видах молодежи. На основе экспертных интервью была разработана типологию молодежи по критерию отношения к Церкви.

Схема №1. Типология молодежи.

По мнению священников, понятие воцерковленность легитимно для использования, так как вошло в речевой аппарат. Однако рассмотрение воцерковленности, как панацеи решения проблемы выявления «по-настоящему»православных людей, некорректно. Истинная воцерковленность предполагает самостоятельность принимаемых решений и следование религиозным христианским идеалам. Возрожденные люди - это такие воцерковленные, в жизни которых осуществлена система ценностный ориентаций и моральных императивов. В их жизненном мире наличествуют духовно-нравственные ценностные ориентиры.

К моральным качествам возрожденного воцерковленнного человека эксперты относят:

1.Дисциплинированность

2.Высокий уровень нравственности.

3.Милосердие

4.Честность, как отличительное знание правды и неправды

5.Социальная активность. «Человек, который социально активен, который в детские дома ходит, вбольницы, в хосписы.»

6.Альтруистическая любовь к Богу и ближнему, как главный критерий воцерковленности и возрожденности личности.

Критерий религиозной возрожденности молодежи:

1.Вера в Бога не просто как высшую Ценность, основу всех остальных ценностей

2.Осознание того, что христианская истина превышев сякого авторитета

3.Установление личной онтологически первичной связи человека с Богом

4.Трезвение в социальном отношении. Понимание того, что каждый человек может ошибаться.

5.Духовные ценности осуществляются в жизни человека.

6.Осознание и переживание глубинных проблем духовной жизни, реальности пути духовного обновления.

7.Взвешенность и обдуманность каждого шага всоциальном и духовном отношении.

8.Пережитый духовный кризис, укрепляющий религиозную веру личности. «если человек, не будучи воспитан, пришел к Богу и выстрадал свою веру, то выстраданность делает веру по-настоящему крепкой...Эта выстраданность - тонус к дальнейшей духовной жизни».

9.Внутренняя целомудрие и целостность. «Целомудренный человек. Целомудрие как целокупность. Мудрость во всем. Цельность».

10.Жизнь по любви к Богу и другим людям.

Итак, миссионеру важно понимать, что главной задачей его деятельности является религиозное возрождение молодежи.

VIII. Заключение

В современных реалиях XXI века православные миссионеры призваны нести Истину Православия людям, которые еще не крещены и не осознают потребности в Церкви. При этом необходимо учитывать социальные и психологические особенности каждого человека, в том числе особенности образа жизни, возраст, образование, профессию, семейное положение, ценностные ориентации и интересы. Православный миссионер должен понимать, что не он сам приводит людей ко Христу, а является лишь соработником Иисуса Христа и Духа Святого, благовестник Слова Божия (1 Кор. 3, 9) и исполнителем Воли Божией.

Благодаря Бога за благодатную возможность осуществлять миссионерскую деятельность в современных условиях, православный миссионер должен всегда иметь в своем сердце апостольские слова: "Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто" (1 Кор. 13, 2).Итак, любовь к Богу и ближним есть главное условие успешной миссионерской деятельности.

миссия, концепция, миссионерство

Previous post Next post
Up