Православный богослов допускает, что человек вполне мог произойти от обезьяны

Jun 18, 2011 21:34





tyhomir

Известный современный религиозный философ и православный богослов Христос Янарас в своей книге «Вера Церкви» пишет:

«Человек есть (является человеком) благодаря призыву Бога, обращенного к нему лично; поэтому церковную истину не могут поколебать ни теория биологической эволюции, ни физиологическое сходство человека и обезьяны.

Коренное отличие человека от обезьяны заключается не в большем совершенстве психосоматических функций, но в его способности отвечать на призыв, обращенный к нему Богом. 
В библейском образе сотворения человека и его последующего одушевления Божественным дыханием речь идет не о биологическом происхождении людей, но о происхождении их сознания и самосознания, их личностной свободы.




Совпадает ли этот акт с появлением человека как биологического вида, или же личностный «образ Божий» был запечатлен на одном из звеньев эволюционной цепи - не так уж важно для библейской и церковной антропологии: истинность ее от этого не умаляется».

Другими словами, Христос Яннарас вполне допускает биологическое происхождение человека от питекантропа, неандертальца, и даже обезьяны… Главное - это не происхождение физического тела, считает философ, а то, что в какой-то момент своей эволюции человек был одухотворен Божественным дыханием. В этот момент он обрел образ Божий, стал богоподобной личностью: «И вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (кн.Бытия).

Такое объяснение выглядит вполне логичным, и, при этом, не противоречит ни данным науки, ни православному богословию; тем более, что примерно так же рассуждал прп.Серафим Саровский.

Но как быть тогда с Адамом, Евой и райским яблоком? Как соединить момент изгнание их из рая с этапами эволюции человека? Думаю, всё очень просто. Очевидно, библейский рассказ о происшествии в раю является такой же аллегорией, как и оживление человека Духом Божьим. Как во втором случае под оживлением подразумевается начало не телесной жизни человека, а духовной, так и в рассказе с райским садом идея может быть куда более глубокой, чем это видится нам на первый взгляд.

происхождение человека

Previous post Next post
Up