Я заметила очень странную, на мой взгляд, и тревожную вещь. Хорошие, добрые, но слабые по своему характеру люди, особенно, если они имеют тот или иной психологический комплекс, нередко отвергают Православие и его ценности.
Поначалу эти люди могут посещать богослужения, причащаться, даже поступить послушниками в монастырь. Если в храме, который они посещают, принята общая исповедь, или качеству исповеди там уделяется мало внимания, эти люди могут пребывать в Церкви достаточно долго, считать себя воцерковленными верующими, но к вере относиться формально, и быть, по сути, так называемыми «теплохладными» верующими.
Их точка преткновения - это необходимость исповедоваться в сокровенных грехах и особенно - необходимость смиряться. Иногда, бывает, доходит и до того, что такие люди вообще уходят из Церкви (монастыря), либо же переходят в католичество-протестантство. Или выбирается средний, более мягкий вариант - либеральное направление в Православии, при котором исповеди и смирению придается совсем небольшое значение.
Как-то я разговорилась с одним своим родственником, ушедшим из Церкви, попыталась выяснить причину. Оказывается, дело вот в чем. Комплексующий человек - это неуверенный в себе человек. Он чувствует себя слабым и ничтожным, ненавидит себя за это. Он стремится всеми силами повысить самооценку, обрести уверенность в себе. Необходимость смирения и исповеди, напротив, субъективно принижает его еще больше, отнимает у него последнее уважение к себе. А это для него невыносимо.
В результате, такие люди ищут ту Церковь, ту организацию, которая помогла бы им стать более сильными и более уверенными в себе. Они часто уходят в католичество и протестантство, где от них не требуют смирения, но учат уважать себя, радоваться и любить. Либо они увлекаются боевыми искусствами, либо же увлекаются современной психологией позитивного направления, которая также дает ориентир человеку на уважение и любовь к себе, учит добиваться успехов в жизни.
И вот тут происходит самое неприятное. Сравнив радостное западное Христианство и позитивную психологию с аскетичным Православием, такие слабые люди нередко начинают презирать, и даже ненавидеть Православие, которое, как они считают, унижает(!) человека.
И вот я думаю: что же получается: Православие - только для сильных людей? Но этого не может быть! Христос пришел всех спасти! Или, возможно, это в самой православной Церкви недостаёт какого-то рычага, какого-то позитива, который поддерживал, укреплял бы слабых людей на их трудном пути к спасению?
*************************************
Заключение
Уже после того, как был написан этот пост и завершилось его обсуждение, у меня был случай задать этот вопрос одному очень опытному священнику: "Как быть, если человеку, имеющему комплекс неполноценности, бывает очень трудно, буквально невозможно, решиться на исповедь своих грехов перед другим человеком? Если необходимость исповеди больно ранит и без того больное его самолюбие, а необходимость смирения еще более унижает его субъективное ощущение униженности и неполноценности?"
Я получила такой ответ: Очень важно, чтобы христианин, прежде всего понял, что без исповеди с отпущением грехов (священником) и без Причастия спасение в принципе невозможно! Потому что Сам Христос сказал Своим Апостолам и их последователям: "Кому простите грехи - тому простятся, на ком оставите - на том останутся... Что свяжете на земле, то будет связано и на небе, а что разрешите на земле, то будет разрешено и на небе". И также: "Ядущий Плоть Мою и пиющий Кровь Мою имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день".
И второе - когда человек начинает вести активную борьбу со своими грехами (выявлять их в себе, а затем по-немножку исповедовать), то тем самым в нем, с одно стороны укрепляется сила воли, с другой - растет самоуважение к себе. Потому что раз он начинает вести борьбу с самим собой, значит он личностно крепнет, мужает, совершенствется, и его комплекс неполноценности постепенно исчезает.
Главное - не насиловать себя, а исповедоваться постепенно и по-немножку, по мере своих сил. Особенно вначале. Но только не бросать исповедь. То же и в отношении смирения. Христос смирение ставит на первое место в заповедях блаженства: "Блаженны нищие духом (смиренные), ибо тих есть Царство Небесное"... Однако, смирение - это свойство не слабого, а сильного духом человека. Потому что только сильный духом человек способен обуздать своё самолюбие, укротить свою гордыню. Приучаясь быть смиренным, слабый человек становится сильным, закомплексованный избавляется от своих комплексов.
Приучать себя к смирению тоже следует постепенно. Начинать надо с простого. Приучиться просто почаще благодарить окружающих людей за любое внимание к себе, за любую помощь, услугу. Также постараться почаще извиняться за любое доставленное неудобство кому-бы то ни было. Стараться быть максимально дружелюбным к окружающим. Искренне дружелюбным... А потом постепенно учиться прощать людям все их недостатки, грехи, промашки, доставленные нам неудобства, обиды; стараться никого не осуждать. Всё это и есть ведение духовной работы человека над собой в свете заповедей Христовых. Если всё делать постепенно, начиная с малого, то эти качества начнут постепенно прививаться к человеку, а человек начнет духовно исцеляться. Такое исцеление возможно только в лоне Церкви православной.