Apr 11, 2015 09:17
7 апреля
Мариинский театр
Парадный оперный спектакль, посвященный памяти Бориса Штоколова, под управлением Валерия Гергиева и с лучшими исполнителями главных ролей, собрал полный зал - несмотря на вторник и раннее начало (18.00). Изюминкой этого действа стало появление в партии Досифея Михаила Казакова, баса из Большого театра, о котором много говорят и пишут.
Мне Казаков и понравился и нет. Голос для Досифея высоковат, стремится к басу-баритону (не случайно в реперутаре певца и Игорь и Кончак), и при этом не слишком широк и мощен. Более итальянский бас, чем русский. Нехватку "мяса" в голосе Казаков компенсирует широким ходом наверх и особым подчеркиванием нижних нот (последнее не всегда получается). Но главная компенсация - это энергия и харизма. Его Досифей - не старик, как обычно, а молодой религиозный фанатик, не влюбившийся в Марфу лишь потому, что есть дела поважнее. И этим его герой интересен и симпатичен.
Ольга Бородина в роли Марфы, напротив, поет акккуратно и дозированно, по возможности убирая визгливость верхов (которой раньше не было), соблюдая сложности партии, но не делая никаких лишних вокальных движений. Дуэт Казакова и Бородиной интересно переосмысляет оперу: пение Казакова молодо и неудержимо, Бородина поет академически-рассудочно. Досифей весь горит пламенем веры, Марфа же спокойно и уверенно ведет возлюбленного на костер: будет наказан за измену, а заодно останется при ней.
Тенора - Максим Аксенов (Андрей Хованский) и Август Амонов (Голицын) лишь проводят свои партии. Иногда их слышно, иногда нет. Показательно, что в сцене "Кабинет Голицына" оркестр играл громко - заглушая все шероховатости вокала. Дальше же Гергиев сменил манеру и сопровождал певцов тихо и хорошо. Сергей Алексашкин (Иван Хованский) провел всю партию прилично-благородно, но без изюминки, отличавшей, скажем, Владимира Огновенко.
Самым неприятным моментом спектакля стал монолог Шакловитого в исполнении Николая Путилина. У этого некогда хорощего певца давно не получается петь, как раньше. Не знаю, почему бы ему не выйти на пенсию и не заняться преподаванием или каким-либо иным приличным делом. Однако он предпочитает мучить слушателей. Один из самых красивых монологов оперы он поет мимо нот, заменяя пение хрипом. Несколько минут превращаются в вечность: зал усиленно ждет, когда же это безобразие закончится. Удивительно, что находятся люди, желающие после монолога похлопать.
Спектакль вообще ощущается высокопрофессиональным, но без того драйва, который был в 1989 году (это ведь чуть не первый гергиевский спектакль в должности главного дирижера!) и в начале 1990-х годов, когда меломаны специально ходили слушать молодую Бородину в роли Марфы. То ли солисты постарели, то ли время сейчас такое бездрайвовое. Но, вместе с тем, уже много лет (поскольку внимание Гергиева давно переключилось на Европу и европейские оперы) не бывало в Мариинке русской оперы с тремя-четырьмя большими солистами. Парадная "Хованщина", собранная для мариинского дебюта Казакова, возрождает прежние традиции. Хотелось бы теперь такого же "Князя Игоря", "Псковитянки", "Майской ночи" и прочая.
Хованщина,
Ольга Бородина,
мариинка,
Михаил Казаков,
Мариинский театр,
Николай Путилин