Mar 27, 2015 22:17
22 марта
Мариинский театр, Новая сцена
Фестиваль балета "Мариинский"
В этом году финальный гала-концерт фестиваля вернулся если не к первоначальной идее 2000 года (итоговое выступление всех участников предшествующих спектаклей - и домашних звезд, и зарубежных гостей), то к серьезному формату середины 2000-х годов, когда на гала специально приглашали больших артистов со всего мира, а рядом с ними танцевали артисты Мариинского театра. Гала-концерт 2015 года был, по сути, парадом балетной труппы - так или иначе выступили все сегодняшние звезды (кроме Дианы Вишневой, сидевшей в зале). К ним добавились солисты Парижской оперы, показавшие три номера (с Парижем в этот раз катастрофически не везет: Людмила Пальеро как раз на той неделе получила травму и не приехала; вероятно, должен был быть еще один, как минимум, номер). И программа концерта была грандиозна: сначала шел балет ван Манена "Адажио Хаммерклавир" (с молодыми звездами), затем эштоновский "Маргарита и Арман" с Ульяной Лопаткиной, а третьим отделением - большой дивертисмент, составленный из серьезных и разнообразных номеров классической и современной хореографии.
"Хаммерклавир" на музыку Бетховена я смотрел второй раз: прошлогоднюю премьеру танцевали другие солисты. Очень радует, что молодые звезды серьезно и внимательно учат новые балеты и осваивают непривычные хореографические языки. Можно сказать, что для текстов ван Манена, как и для Баланчина, Мариинка имеет свое прочтение: по сравнению с труппой Нидерландского балета, наши танцуют аккуратнее и нежнее, с мягкими руками и слегка лирическими интонациями, что придает жесткой западной хореографии полет русской души.
"Маргариту и Арман" я смотрел до этого всего два раза - оба с Гиллем и ле Ришем. Мариинский вариант до этого уровня, к сожалению, не дотягивает. Ксандер Париш очень низко носит Лопаткину - а в этом балете все время нужны высокие поддержки, от них зависит красота танца. То ли от этого, то ли от актерской несостоятельности Париша балет заставляет вспомнить о том, что Фредерик Эштон - хореограф очень слабый. Нет того восторга, который был на спектакле Английского королевского балета, когда оба солиста практически делали весь балет собственным духом и техническим совершенством ("She is perfect, isn't she?", - сказал мне тогда о Гиллем сосед-англичанин). Лопаткина танцует очень профессионально; как всегда, хороши ее руки, запоминается ее болезненная походка, когда она, кашляя, движется к кушетке; красота движений и актерская игра в целом тоже на уровне. Но без дуэта нет балета.
Дивертисмент показал нам высокий технический уровень нынешней балетной труппы. Запомнились Оксана Скорик и Тимур Аскеров (Гран-па классик Обера в хореографии В.Гзовского), Анастасия и Денис Матвиенко ("Шепот" в хореографии Э.Клюга), Екатерина Кондаурова и Александр Сергеев (дуэт из In the middle Форсайта), Виктория Терешкина и Владимир Шкляров (па-де-де из "Корсара"). И сложный классический танец и разного рода современная хореография легко даются нашим артистам. В мире мало столь разнообразных по репертуару и актерским дарованиям балетных трупп. Есть и над чем поработать, но никогда не бывает, чтобы большой гала был идеален. Парижане, в свою очередь, тоже были интересны, но выбор репетуара несколько смутил.
Поскольку все артисты Опера де Пари нам незнакомы, хотелось бы, прежде всего, оценить их в классической хореографии. Но ни одного номера чистой классики нам не показали. Два дуэта Бенжамена Мильпье весьма интересны: первый (Amoveo на музыку Филипа Гласа) как-то понравился больше за счет изящества миниатюрной Леонор Болак, второй ("Мы были вдвоем" на музыку того же композитора) удачно обыгрывал большой рост Мари-Аньес Жило, похожей на парижскую Юлию Махалину. На поклоны после второго номера вышел и сам хореограф, снискав у отдельных знатоков заслуженное "Браво!" (если бы зал догадался, что перед ним стоит муж Натали Портман, овация, наверное, была бы сильнее). Понятно, что Мильпье хочет, прежде всего, показать собственное творчество. Но к нему хорошо бы два-три номера классики, которая - как мы привыкли еще со времен Нуреева - у парижан самого высокого класса. Вместо этого был явлен дуэт из "Ромео и Джульетты", но почему-то не нуреевской, а МакМиллана, который для Опера де Пари совсем не является визитной карточкой и который - прости господи - рассчитан на технически слабую труппу Лондонского балета. Леонор Болак оказалась Джульеттой самой банальной, а вот Жозуа Оффальт очень понравился и хорошей техникой (насколько ее удалось продемонстрировать в одной простенькой вариации) и характерными для Парижа изысканным жестом и культурой танца. Хотелось бы посмотреть на него в каком-нибудь большом балете, чтобы составить основательное впечатление.
Несмотря на отдельные замечания, целое радует. Огромный, представительный, высококлассный гала - таким и должно быть завершение балетного фестиваля.
гала-концерт,
лопаткина,
Денис Матвиенко,
фестиваль балета,
Тимур Аскеров,
Мариинский,
Анастасия Матвиенко,
Шкляров,
Кондаурова,
Анастасия матвиенко,
Лопаткина,
мариинка,
Терешкина