Балет "FAR", Уэйн МакГрегор

Dec 10, 2014 23:48

19 ноября
Wayne McGregor Random Dance на сцене Александринского театра
Фестиваль "Дягилев P.S."

Уэйн МакГрегор кажется хореографом особого типа (то ли нового, то ли, напротив, нафталинного) - соответствующего тому поколению, которое вдохновляли математизированные романы Роб-Грийе, витиеватые построения Деррида и книги Мишеля Фуко, переводившие научное знание на новые рельсы. Во всех остальных сферах эти рельсы давно проехали, но вот в консервативном "поле" (в смысле Пьера Бурдьё) балета до сих пор не было хореографа, способного изобразить нечто подобное. И не мудрено: умозрение в принципе неизобразимо. МакГрегор родился или слишком поздно или слишком рано, потому что не исключено, что балет будущего пойдет именно в его сторону.

Балет "FAR" вдохновлен умной научной книжкой - Flesh in the Age of Reason. Если прежних хореографов вдохновляла музыка, литература, кино, на худой конец - человеческое тело, то хореографа нового типа вдохновляет умозрение на темы тела. Отсюда и странное решение балета: движение перенесено МакГрегором в иную плокость, отформатировано, транспонировано в мозг - и тем самым лишено движения. Это уже не танец, это плоть (flesh) в разных ее проявлениях, но и плоть не в чистом ее виде - не мясные туши Гойи (растиражированные Шемякиным), а вывернутая наизнанку плоть Фрэнсиса Бэкона, атомизированная и распыленная.

Главная проблема такого балета состоит в том, что следить за его развитием интересно только специалисту. Человек не танцующий, а смотрящий утомляется минут через десять - а все действо занимает около часа. Он понимает, что МакГрегор сделал очень умный хореографический текст, но настолько тонкий и углубленный в себя, что для понимания его нужно говорить с МакГрегором на одном языке. Полагаю, хореографы, пришедшие в зал Александринки, получили большой заряд энергии. Танцовщики уже вряд ли что-либо поняли. А зрителям приходится замереть перед хореографической мудростью и поверить осознавшим все это хореографам на слово.

Радует, что МакГрегор может быть и проще. Но с такими балетами ему, безусловно, работать интереснее. Жаль, если он совсем уйдет в умозрение и оставит нас по сю сторону балета.

фестиваль Дягилев P.S., МакГрегор, Александринский театр

Previous post Next post
Up