Jun 19, 2010 10:48
18 июня
Концертный зал Мариинского театра
Как и ожидалось, концерт стал главным музыкальным событием сезона. И вряд ли что это впечатление изменит.
Когда маэстро на весенней пресс-конференции характеризовал не очень знакомую питерской публике Дессей как "французскую Нетребко" он, думается мне, сделал огроменный комплимент Нетребко. Сомневаюсь, что Нетребко (отметившаяся в питерском сезоне камерным концертом в большом зале и партией Микаэллы - правда, сейчас она должна в Лондоне петь Манон, уж не знаю, как это у нее получится) в состоянии вообще спеть такой концерт, какой мы слушали вчера. И это при том, что у Дессей пару-тройку сезонов назад были большие проблемы с голосом после операции на связках.
Люблю я эту певицу очень, поэтому совсем беспристрастным быть не могу. Очень нравится мне тембр, очень нравятся тонкие и вкусные чередования форте и пиано, сложнейшие модуляции без надрыва и видимой сложности, очень нравится умение петь без халтуры - выпевая абсолютно все ноты, не закрывая ничего, как закрывают многие менее талантливые колоратурные.
Вокализы были выстроены по усилению сложности и, я бы добавил, по красоте музыке. Тут, правда, что кому больше нравится: совсем несоветский Рахманинов (для меня он местами очень русский, местами инопланетный) и советский Глиэр. Всегда говорил, что Рейнгольд Глиэр очень талантливый композитор - хотя у петербуржцев к нему особое отношение. По-видимому, певице хотелось обязательно спеть в России и русскую музыку - что стало ясно после биса. Далее Манон - один из главных хитов Дессей - и довольно новая Виолетта, продемонстрировавшие блестящие актерские способности (показательны и ее жесты в паузах, делающие отношения между сценой и залом неофициальными, человеческими). Из всех Манон, которые я слышал, Дессей для меня Манон непревзойденная (я слышал ее Манон целиком в Барселоне). В Питере, скажем, ту же сцену с гавотом несколько лет назад пела на своем гала Флеминг - и никакого впечатления, не ее это партия. Виолетта у Дессей чем-то напоминает Манон - это страстная, грешная женщина, немного вульгарная, без чего не бывает куртизанок. Та же Флеминг - если продолжать сравнение (слышал ее Травиату целиком в прошлом сезоне в Лондоне) - с вокальной стороны прекрасна и лирична. Но на сцене это королева, лебедь из Лебединого. А здесь Виолетта настолько выступает из литературно-муызкального мифа о Травиате, что становится живой.
Что касается биса. Так бы делали все западные звезды: сначала показали нам все свои сильные стороны в привычном для них репертуаре, а потом уже экпериментировали с русской музыкой (имею в виду сольник Фурланетто в феврале). Впрочем, высочайший профессионализм Дессей сказался и здесь: русский текст она пела без подстрочника, наизусть, очень верно интонируя - что редкость для западного певца.
А маэстро в очередной раз продемонстрировал, что если хочет, умеет певицу и не глушить. Финальное пиано в Рахманинове он нам несколько испортил, но не до конца, все-таки было слышно.
Натали Дессей,
Виолетта,
Манон,
Нетребко,
Рейнгольд Глиэр,
мариинка,
Мариинский