27 апреля
на сцене Александринского театра
Фестиваль "Dance Open"
Программа, названная "Ханс ван Манен. Повелитель движения", представила Петербургу и неизвестную труппу Голландского национального балета, и неизвестного хореографа - Ханса ван Манена, человека уже немолодого и в мире весьма известного. Впрочем, если напрячь память, то и в Петербурге это имя должно быть знакомо: Ульяна Лопаткина танцевала отрывки из его "Гносиан". Но, во-первых, память напрягать мы не привыкли; во-вторых, Лопаткина все танцует по-своему - особенно современный балет. Формировать впечатление о хореографе по исполнению его творений Ульяной совершенно не стоит.
Оказалось, что ван Манен - хореограф потрясающий. Его минимализм и философичность произвели сильнейшее впечатление на петербургскуб публику.
В первом отделении маэстро показал свой новейший балет "Танцы с арфой". Арфист сидел на сцене, создавая атмосферу единения музыки и танца. Сдержанность движений танцовщиков коррелировала с сопровождением, напоминая о средневековье и придворных танцах. Среди солистов появились знакомые нам по прошлым фестивалям Юргита Дронина и Анна Цыганкова. Надо сказать, они никогда так эффектно не смотрелись - вот что значит танцевать свою хореграфию, для которой ты создан. Во втором отделении сначала шли "Три гносианы" в исполнении Ларисы Лежниной (когда-то любимой партнерши Фаруха Рузиматова) и Кейси Херда. И вновь: движущийся по сцене рояль - которого не бывало в Мариинском варианте - создает совершенно иное сценическое пространство, объединяет танец с музыкой, двое главных танцовщиков коррелируют с тремя второстепенными, возящими инструмент. Танцевать это, оказывается, надо значительно быстрее, чем танцует Лопаткина, и значительно проще - тогда хореография ван Манена становится собой. Далее были показаны маленькие "Вариации для двух пар", усилившие общее впечатление, так как от условного адажио танец перешел в условное аллегро. Завершил второе отделение номер для трех танцовщиков-мужчин под названием "Соло" (они, действительно, выходят на сцену по очереди), сделанный в высоком темпе и невероятно энергично. Движения в нем одновременно просты и изысканны, чуть более усложнены, чем в современном творчестве хореографа (номер поставлен в прошлом веке, в 1997 году), слегка напоминают творчество Килиана, но слегка. Смакование технической подготовленности солистов, прыжков и скорости соединено с размашистыми движениями рук, переносящими индивидуальный танец в пространство и заполняюшими всю сцену. Второе отделение завершилось на энергетическом подъеме, с каждым следующим номером "браво" звучало из зала все чаще и все уверенней. Немало интриговало, что же маэстро приготовил в третьем отделении - неужели можно еще добавить? Оказалось, можно. В третьем отделении нас познакомили с давним творчеством ван Манена - балетом "Corps" (1985), который можно понять как "кордебалет", а можно просто как "тела". Этот маленький балет о взаимоотношениях девушки и толпы мужчин. Толпа брутальна, спаяна и милитаризованна (отдаленно напоминает хореографию "Солдатской мессы" Килиана), девушка нежна и чувственна, индивидуальна. Не сразу понимаешь, что девушек в балете три - так растворяет индивидуальность толпа кордебалета. Метафорических смыслов очень много, все они соприсутствуют в тексте балета, не будучи озвучены до конца.
Это был, наверное, самый великолепный вечер современного балета за всю историю фестиваля "Dance open". Мало знакомый нам до этого Ханс ван Манен предстал в своих творениях разных лет. Финальная овация и балетной труппе и вышедшему на сцену хореографу завершила спектакль.
Corps. Фото Стаса Левшина предоставлено дирекцией фестиваля Dance Open