MAGIFIQUE

Apr 27, 2014 17:50

26 апреля
Malandain Ballet Biarritz на сцене Александринского театра
Фестиваль "Dance Open"

На фестивале, как водится, не без урода, но это нормально для большого растущего балетного форума.
Хореограф Тьерри Маландэн со своей труппой из Биаррица показал спектакль ни о чем. Пародия на классические балеты Чайковского - идея не новая. Представление о "великолепии", с которым в массовом сознании связаны "Спящая" и "Лебединое", - фетиш для француза-шестидесятника, с этим фетишем хореограф борется по мере сил. Но, по-видимому, собственных идей у г-на Маландэна не было и нет, и он с большим или меньшим успехом ворует чужие. За показанным вчера балетом вырастает фигура Матса Эка. Плагиат заметен не только в общем замысле - заменить традиционную хореографию грубой противоположностью, но даже и в мелочах: например, одна из балерин танцует на музыку "Спящей" в смирительной рубашке. Но балет Маландэна даже не вторичен, он сродни множеству мелких краж. "Жизель" Эка - это новый цельный балет, с новым сюжетом, но старой музыкой - деконструкция старого, привычного спектакля Петипа и последователей. Шоу Маландэна - перестановка (в довольно произвольном порядке) серии хитовых номеров из "Спящей" и "Лебединого". У Эка возникает новая хореграфическая система, у Маландэна три-четыре движения (вис на станке, ноги вперед, ноги назад, ноги вверх; встать ногами на станок и пр.) составляют все то, что назвать хореографией язык не поворачивается.
Более того, именно французская традиция дала нам множество примеров искрометного юмора в пародийных переосмыслениях. От "Кармен" Ролана Пети до "Ночей" Анжелена Прельжокажа французский балет пронизан глубокой парижской иронией. Пародии Маландэна настолько топорны, настолько лишены парижского духа, что сомнение берет, француз ли он вообще. Его пародийные решения легко предсказывать: если пародируются кот и кошечка, а на сцене станки, то будет танец обезьян; если пародируется танец маленьких лебедей, то танцевать будут четверо мужиков - лежа; если пародируется адажио из "Лебединого", то все будут прыгать на одной ноге.
У вчерашнего спектакля есть только одно большое достоинство. Такого рода пошлость приучает (не сильно культурного в массе) петербургского зрителя к балетам-деконструкциям и балетам-пародиям. На "Лебедином" зритель оживился, он узнал пародируемый текст, к концу вообще понял, что надо смеяться. Глядишь, когда в следующий раз в Петебург привезут Матса Эка, публика будет готова лучше.

Александринский театр, dance open

Previous post Next post
Up