23 апреля
на сцене Александринского театра
Фестиваль "Dance Open"
Открытие фестиваля "Dance Open" прошло душевно, при аншлаге и без ложного пафоса. Все нужные слова были сказаны на пресс-конференции, и перед спектаклем не было ни речей, ни вступительных лекций. Если бы эту хорошую традицию усвоили многие другие петербургские фестивали! Да и в целом следует отметить, как с настоящей петербургской скромностью умеет не выпячивать себя дирекция фестиваля - при том, что все менеджеры "Dance Open" уже который год работают на самом высоком уровне.
Хорошо знакомый нам коллектив современного балета из Нью-Йорка представил свою новую программу из трех балетов. Первым номером был показан опус Дуайта Родена, основателя и многолетнего со-директора труппы, под названием "Луна над Юпитером". Несколько пар танцовщиков, сменяющих друг друга на сцене - основа этого замысла. Даже, когда танцует вся труппа, мы все равно видим несколько пар, отдельных друг от друга. Эти невидимые перегородки наряду с рассеянным светом и мощью танца действительно создают какую-то мифологическую таинственность. При этом, как всегда у Complexions, идея не подавляет красоту движений, она в подтексте, лишь намечена, ее требуется угадать. А можно и не угадывать - и просто следить за простой, но свежей хореографией Родена.
Бросается в глаза некая асинхронность танца в массовых сценах (возможно, она сознательна) и отсутствие ярко выраженного премьера. Перестав выходить на сцену, Дезмонд Ричардсон (второй со-директор и блестящий танцовщик) изменил лицо Complexions - на мой взгляд, не в лучшую сторону.
Во втором отделении хореограф из Кореи Джей Ман Джу показал свою работу Recur (Возвращение). "Дежурное" название соответствовало "дежурности" балета. Легкие намеки на восток в костюмах (кимоно на некоторых танцовщиках в одной из медленных частей), свете (театр теней) и движениях (местами напоминали о восточных единоборствах) предполагали, видимо, создание восточного текста, приспособленного под стиль Complexions. Корейский хореограф потерпел фиаско, ибо, во-первых, мысль его развивается крайне медленно, во-вторых, Complexions невозможно соединить не только с восточной философией, но и с философией вообще. Танец в этом балете умер, а зрители напряженно ждали конца. Незначительные хореографические удачи практически стирались этим ожиданием.
Третий балет "INNERVISIONS" вернул зал к жизни. Дуайт Роден сделал ненавязчивый спектакль, соединив классический танец с дискотечным ритмом и мироощущением. Это, собственно, и есть многолетняя фишка Complexions - та хореографическая ниша, которую они занимают все эти годы - классический танец + попса, где одно неотделимо от другого. Изысканности тут ждать не будешь, но смотреть приятно. Классический танец завоевывает народные массы, обращаясь к понятной им системе представлений. Только вот без Дезмонда пропала изюминка. Нужен новый большой танцовщик.
Фотографии Екатерины Бугровой