Jul 04, 2013 19:01
19 июня
Мариинский театр
Двухдневная запись балета Алексея Ратманского"Золушка" - с Дианой Вишневой в главной роли и лучшими силами театра в остальных партиях (Владимир Шкляров - Принц, Екатерина Кондаурова - Мачеха), из здания Новой Мариинки, с неизменным Гергиевым за пультом - должна была, по-видимому, составить пару "Ромео и Джульетте", записывавшимся по весне. Там хранение и преумножение традиций, здесь содружество новаторства и классики.
Однако, как все сиквелы, "Золушка" оказалась далеко не такой эффектной. Прежде всего, гергиевский Прокофьев, ужасно зазурненный и тоскливо-тягомотный, был не похож на себя. Благодаря великому дирижеру, машущему любой музыкой, не покладая рук, - оперной ли, балетной ли; Вагнером ли, Верди ли, Монтеверди ли, Прокофьевым, Щедриным - все одна фигня, музыка - драматургия спектакля была заранее убита. Вступление прозвучало так грязно, что хотелось заткнуть уши. Все, что делали дальше балетные артисты, было вопреки оркестру и так называемой музыке.
Диана Вишнева - под стать маэстро - совершенно не тянула на тот уровень, на который вышла в Джульетте. Последний раз она танцевала Золушку лет сто назад, вероятно, репетировала немного. И центральная роль балета вышла какой-то типовой. Нет, все было очень прилично и красиво, и актерская игра была на высоте - наив получился на все сто, но не было огня, искорки, изыска - как, например, в тоскливой хореографической версии Нуреева у Сильви Гилем. Даже в телезаписи от нее замирает сердце - столь стильно она движется и столь изыскан ее рисунок рук.
Владимир Шкляров в этот раз совершенно подходил для типажа. Принц у Ратманского нормальный такой пацан из золотой молодежи. Много не думает, но искренен и не испорчен. Технически Шкляров тоже оказался на высоте.
Очень интересную Мачеху сделала Кондаурова. Всю роль она провела с прямыми руками и растопыренными пальцами, мощно и фовистично - на грани буффонады. Насколько типовыми оказались сводные сестры Золушки (Кубышка и Худышка - по фигурам балерин совершенно было не ясно, кто из них кто), настолько фуриозно-демонической вышла Мачеха.
Хореография этого балета уже много раз обсуждалась. Ратманский ставил его давно в своем стилизованно-юморном стиле. Осовременил сказочку, но не в духе Евгения Шварца, а в общем духе современного театра - связал с постсоветской эпохой (тем более, что в конце фея убирает туфельки для следующей Золушки - стало быть, сказка постоянно повторяется). Добавил в хореографию бала элементы дискотечных движений, удачно наложил друг на друга лирику и буффонаду. Впрочем, сдается мне (я давно не смотрел "Золушку"), что Ратманский к записи несколько переработал текст старого спектакля. Если раньше в сцене бала четко выделялся дуэт, а массовые сцены скучновато провисали, то теперь этого не видно: эффектный и озорной бал. Но может быть, я ошибаюсь - и все дело в дрессировке кордебалета. Ярко-сценографично сделаны переходы от одного акта к другому: попадание Золушки на бал в конце первого акта затем повторяется во втором, бегство Золушки из дворца и переход к третьему акту также вполне-сказочны. Одним словом, хороший балет, но ранний, переходный - к зрелому Ратманскому. Предпочитаю "Русские сезоны" и "Конек-горбунок".
В целом же, вышел спектакль очень высокого уровня, но без того "ах", которое было в "Ромео и Джульетте".
Вишнева,
Золушка,
вишнева,
Прокофьев,
Ратманский,
Шкляров,
Кондаурова,
мариинка,
Мариинский театр,
Гергиев