Jul 02, 2013 10:44
Прошу прощения за большую задержку постов о середине июня: ездил отдыхать на Готланд и было не до того.
18 июня
Концертный зал Мариинского театра
Редкий за последнее время концерт в Концертном зале, который сразу привлек большое внимание публики. Билеты быстро разошлись, в зале был аншлаг - если и не столько публики, как на Бартоли, то лишь чуть меньше (на ступенях не сидели и не стояли). Зрители - что редкость в Концертном зале - не пытались аплодировать между частями даже в самом начале. Из этого можно заключить, что на концерт собрались настоящие слушатели, цвет культурной столицы. Кожена, насколько я понимаю, в Петербурге впервые. Кое-кому в зале она была совершенно не знакома (рядом со мной группа пожилых людей удивлялась мощности ее послужного списка, указанного в программке, - видимо, не знали, что идут слушать суперзвезду), но большинство, думается, хорошо знает ее по записям или концертам за рубежом. После этого вечера у Магдалены явно прибавилось поклонников в северной столице. Зал был буквально очарован нежным и матово-красивым голосом певицы.
Венецианский барочный оркестр - замечательный коллектив. В антракте мне сказали, что (в неполном составе?) он уже приезжал к нам. Не знаю, как-то пропустил. Однако в этот вечер сразу с первого звука он запал в душу.
В первом отделении звучал Вивальди. Симфония для струнных и basso continuo до мажор открывала программу. Затем Кожена исполнила арию Руджеро из "Неистового Роланда". Вслед за тем прозвучал концерт для фагота с оркестром фа мажор и арии из опер "Гризельда" и "Фарнак". Первое отделение имело свои недостатки. Фаготу то ли немного не хватало воздуха (солист Карлес Кристобаль маленький и худенький), то ли барочный фагот вообще такая странная штука - но солируюшие интонации частью затерялись в звуках струнных и просторах концертного зала. Кожена то ли вышла нераспетая, то ли Вивальди по-настоящему звучит только у Бартоли. Голос у Кожены несильный, игра на противопоставлении двойного пиано в начале арии нарочитому форте в середине - с откровенным форсированием звука - показалась слишком откровенной, сделанной (помню, как Рэттл заменил кого-то на Кожену в Девятой симфонии Бетховена, так там ее, как нетрудно догадаться, вообще слышно не было).
Программа второго отделения для солистки оказалась явно удачнее. В ариях Генделя (ария Ахсы из оратории "Иисус Навин", Ария Ариорданта из оперы "Ариордант" и ария Деяниры из оперы "Геракл") Кожена проявила свой драматический дар и покорила публику. Мощное "браво" пошло по рядам именно во втором отделении. Оркестр исполнил концерт для струнных ре минор и концерт Телемана для продольной и поперечной флейт, струнных и basso continuo ми минор. Впечатление исключительное. Очень понравились оба солиста в концертре Телемана: Анна Фусек (блок-флейта) и Микеле Фаваро (поперечная флейта). Анна Фусек, скромно стоящая в заднем ряду коллектива со скрипкой, оказалась замечательной флейтисткой. Весь оркестр Андреа Маркона заслуживает самых высоких оценок. К аутентичности исполнения и профессионализму добавляется в нем еще и высокое горение, проявляющееся в выражении лиц музыкантов во время исполнения.
Бисы стали триумфом Магдалены Кожены. Сначала она исполнила Ринальдо Генделя (Lascia ch'io pianga) - очень по-другому, чем в ставшем для нас каноническим исполнении Бартоли, и очень интересно. Далее последовала вторая ария из "Ариорданта", как подсказали сведущие товарищи. Третий бис остался неидентифицированным. Зал устроил овацию стоя и, в отличие от обычных концертов (публика у нас теперь заводится легко), была она вполне заслуженной.
Магдалена Кожена,
Гендель,
Венецианский барочный оркестр,
Анна Фусек,
мариинка,
Мариинский театр,
Андреа Маркон,
Петербург,
Вивальди