8 июня
Мариинский театр
Значительно более яркое впечатление, чем «Дон Карлос», произвела опера М.И. Глинки «Жизнь за царя», дававшаяся в среду. Едва ли не впервые с 2004 года - первого спектакля этой постановки (запомнившейся еще тогда как соцреализмом по-черняховски, так и тем важным фактом, что опера Глинки вновь зазвучала на родной сцене без купюр) спектакль получил многообещающий состав солистов. Сусанина пел Станислав Трофимов, наш лучший бас русского репертуара, Антониду (впервые) - Айгуль Хисматуллина, Собинина (впервые) - Иван Гынгазов, Ваню - Екатерина Крапивина.
Получилось почти идеальное совпадение. Трофимов, с одной стороны, отлично вписывается в сусанинский типаж, с другой - просто великолепен в последней сцене IV действия. Гынгазов берет почти все ноты в этой сложнейшей теноровой партии, разве что верхи - с сильным надрывом. Так что поначалу вздрагиваешь от вскрика. Но поет уверенно и «без обмана». Екатерина Крапивина - вообще хорошая певица, и здесь она поет все, как надо. В роли Вани ей несколько мешает высокий рост, но играть она умеет, и как-то перестаешь его замечать. А Айгуль Хисматуллина просто поразила: великолепно пропетые колоратуры, прекрасно сыгранная роль (тем более, что ее миниатюрность здесь очень кстати), идеальная работа в ансамблях - пожалуй, несмотря на «первое выступление», это лучшая ее партия из всех, мной слышанных. Певица безусловно растет. Захотелось переслушать ее и в других спектаклях.
Ансамблевое пение (то, чего катастрофически не хватало «Дон Карлосу» в понедельник) было практически идеальным - во многом по этой причине мы услышали лучшее исполнение оперы почти за 20 лет. К нему добавлялся и великолепно звучащий хор - что на сцене, что за сценой.
Если бы Валерий Гергиев - в лучших традициях Жюрайтиса - зачем-то катастрофически не погнал темп в середине первого действия (испортив нам терцет «Не томи, родимый») и продержав такой интенсив весь польский акт (танцовщики не всегда успевали за оркестром), можно было бы назвать спектакль образцовым. К счастью, худрук с третьего действия сжалился над исполнителями и слушателями, темп вернулся в привычную колею и все наладилось.
Спектакль завершился незадолго до полуночи, но зрителей осталось до конца очень много. Полагаем, что многие оценили выдающийся уровень исполнения.