Парадный "Дон Карлос"

Jun 07, 2022 21:00


6 июня

Новая сцена Мариинского театра

Нынешняя ситуация начинает все больше напоминать последние годы перестройки, когда Кировский театр, обладавший мощной оперной труппой, позволял себе спектакли, в которых участвовали одновременно три-четыре суперзвезды и парочка звездочек поменьше (все кончилось в 1992 году, когда практически вся труппа - с открытием границ - разъехалась по Европе и Америке). Фестиваль предложил нам звездного «Дон Карлоса», во многом уже отработанного 10 апреля. От апрельского состава отличались Дон Карлос (Нажмиддин Мавлянов вместо Сергея Скороходова - что, наверное, слегка добавило спектаклю интереса) и Родриго (дебютант Вячеслав Васильев вместо Романа Бурденко, что безусловно ослабило спектакль). Все остальные были, как в апреле: Елизавета - Хибла Герзмава, принцесса Эболи - Екатерина Семенчук, король Филипп - Ильдар Абдразаков. За пультом, разумеется, Валерий Гергиев.



Хибла Герзмава - Елизавета Валуа. Фото Наташи Разиной © Мариинский театр

Общий уровень спектакля был очень высок. Однако при тщательном разборе некоторые недоработки видны. Целый ряд дуэтов, трио и квартетов прозвучал не ансамблево, а кое-как. Это, к сожалению, не случайность, это системная ошибка.



Что касается индивидуального вокала, то Нажмиддин Мавлянов, как всегда, берет красивым тембром, но высоких нот часто не берет - и местами заглавная партия заметно провисает. Вячеслав Васильев, похоже, очень старается, но, во-первых, имеет мало опыта выступлений на высшем уровне; во-вторых, поет очень школьно - как на выпускном экзамене; в-третьих, тембр у него не особенно интересный; в-четвертых, актерской игры нет совсем. Очень хотелось с первой же сцены, чтобы его заменил Владислав Сулимский - наш выдающийся Родриго. Тогда бы состав исполнителей был максимально «топовым».  Впрочем, изначально на эту роль планировался Алексей Марков, который бы вокально, думаю, уже не справился. Так что Васильев спектакль не испортил, а скорее наоборот.

Екатерина Семенчук очень живо и приятно спела песню о чадре, но на сцене в саду просела (там, впрочем, все трио не звучало), а в последней арии вновь стала использовать очень нелюбимые мною резкие и громкие движения наверх.  В противовес ей хороша была Хибла Герзмава. Ее громкость и точность вокала создали интересный образ королевы: обычно она воспринимается нежным увядающим цветком и жертвой обстоятельств. У Герзмавы же получается железная женщина, которая даже королю может дать урок королевского достоинства. Необычная, но интересная трактовка.   Наконец, Ильдар Абдразаков, поющий Филиппа еще со времен прежней постановки, как всегда, очень хорош. Только он удостоился мощной овации после арии. Всем остальным хлопали только в конце - Валерий Гергиев почти не делал пауз, а зал не был настойчивым.



Ильдар Абдразаков - Филипп II. Фото Наташи Разиной © Мариинский театр

Яркая роль великого инквизитора получилась у ветерана Мариинской сцены Сергея Алексашкина. Образ страшного старика-маньяка, поющего почти из преисподней. Дуэт короля и великого инквизитора прозвучал великолепно.

Из солистов второго плана выделялась Анна Денисова - Голос с неба.  Валерий Гергиев в целом очень продуманно вел оркестр, усиливая звук только там, где солисты не со всем справлялись.

Подводя итог, можно сказать, что спектакль вышел весьма добротным, «топовым», высоко профессиональным. Однако маэстро есть еще над чем поработать (спетость солистов в первую очередь), чтобы получился шедевр.

Мариинская опера, Ильдар Абдразаков, Хибла Герзмава, Мариинский, Вячеслав Васильев, Сергей Алексашкин, Екатерина Семенчук, Нажмиддин Мавлянов, Анна Денисова, Мариинский театр, Гергиев, Дон Карлос

Previous post Next post
Up