Школа драматического искусства на сцене Театра «Балтийский дом»
20 октября
Фестиваль «Балтийский дом»
И это у нас называют искусством!
Внутренняя гниль этой постановки ощущается еще до начала спектакля. Любят наши режиссеры написать заглавие в старой орфографии - и думать, что открыли Америку. Этот спектакль - не исключение.
Знаменитая пьеса Островского поставлена Дмитрием Крымовым в стиле Камеди-клаба. Шутки и каламбуры определенного стиля с ограниченным набором интонаций; переходы от текста пьесы к современным речевым шаблонам и обратно; постоянное использование формалистского «как сделано» не столько для сценической рефлексии, сколько для зощенковского приема наложения низкого на высокое; композиционное мышление отдельными маленькими сценками (соединение их с соседними не всегда проходит удачно), нагнетание истерии и доведение изначальной ситуации до абсурда (очень заметно в монологе Ларисы, обращенной к Паратову) - ничего больше в спектакле нет. Пародия интересна, когда она порождает новые смыслы, когда же пародия создает лишь желание «поржать» - она скучна.
Местами удивляешься, почему Паратова играет не Семен Слепаков (вариант: Бульдог Харламов), а Ларису не Наталья Андреевна из Камеди-уимен. Кстати, интонирует актриса очень на нее похоже.
Что же скажешь о таком спектакле? Ну - прикольно.
Однообразный КВНовский стиль все более заполняет наше культурное пространство, и этот феномен еще предстоит изучать. В конце 1980-х возрожденный на телевидении КВН воспринимался как глоток свежего юмора на фоне советских говорящих голов (включая юмористические), с середины 1990-х годов он приобрел черты сервильности, которые успешно развивает и поныне. Одновременно с тем он перешел на 1 канал, породил отдельный телеканал своего имени, захватил канал ТНТ и успешно захватывает в настоящее время центральные каналы. Речь не о личной талантливости отдельных представителей КВН, речь об общем офисно-гопническом стиле, который заполнил практически весь телеконтент, а теперь успешно перебирается и на сцену. Ну что ж - прикольно.