Риголетто. Парадный спектакль

Dec 22, 2017 10:54

17 декабря
Новая сцена Мариинского театра

Парадная версия "Риголетто" (не случавшаяся, кажется, с момента премьеры спектакля в 2005 году - почему-то не выходит из этой оперы "народного спектакля"), по-видимому, была вызвана желанием Альбины Шагимуратовой исполнить партию Джильды. Большое спасибо Шагимуратовой, что каждый сезон она пробует в Мариинке новые роли: опера "Риголетто" благодаря ей расцвела. К заменитой певице добавился наш главный итальянский баритон Владислав Сулимский (Риголетто), затем Михаил Петренко (Спарафучиле) и Анна Кикнадзе (Маддалена). Главным вопросом парадности был, собственно, тенор - этот вопрос решили оптимально. Сергей Скороходов, разумеется, верхних нот не возьмет ни в песенке герцога, ни в арии, но, в отличие от многих теноров Мариинского театра, обладает приятным тембром, не кричит и не раздражает.

Дирижировал спектаклем не известный нам до этого Василий Валитов. Не знаю, следует ли благодарить за дирижера госпожу Шагимуратову (судя по послужному списку, он тесно связан с Татарстаном и татарскими музыкантами), но в этот вечер оркестр Мариинского театра звучал так, как давно не звучал: с одной стороны, тихо, не мешая солистам, с другой - профессионально, отчетливо проводя все темы. Слышно, что репетировали хорошо и долго: дуэты, трио и знаменитый квартет третьего действия по-настоящему подготовлены. Было бы замечательно, если бы Валитов почаще выступал в Мариинке. Не знаю, правда, как на это посмотрит Валерий Гергиев.

Сулимский хорош с самого начала оперы до самого конца. Продуманная роль, замечательный образ, стремительное движение роли и такое же стремительное движение глубокого, незабываемого, насыщенного голоса. Разговор со Спарафучиле и монолог Риголетто тронули до глубины души. Шагимуратова виртуозно провела сцену у дома и не торопясь, выпевая все нужные ноты, легко идя все выше и выше, спела сложнейшую арию первого акта. Во втором акте блистал Сулимский. Его сцена с придворными, великолепно и спетая и сыгранная, - это сплошной восторг. Придуманный артистом актерский рисунок очень интересен: Риголетто одновременно и страдает и ненавидит, и эта палитра чувств отражается в интонациях и звучании - например, резком усилении первых нот в знаменитом "Ла-ла ла-ла... ла-ла ла-ла ла-ла ла-ла" и последующем понижении интонации. С первыми нотами он чуть не бросается на стоящих рядом, затем отступает назад. Большой дуэт Риголетто с Джильдой прозвучал не менее великолепно и завершился мощной овацией.

Третий акт запомнился меньше, однако и он был хорош - но слишком уж заворожил акт второй. Скороходов неплохо исполнил самый знаменитый номер из оперы: “La donna è mobile” - не слишком, конечно, усердствуя в финальных украшениях. Как-то не попала в общую атмосферу Анна Кикнадзе: ее резковатый голос был к месту в диалогах со Спарафучиле, но вот из квартета она не совсем, но выпадала. Дирижер так разошелся в сцене бури, что Шагимуратову в самые пафосные моменты стало плохо слышно. Но финальная сцена Риголетто над умирающей дочерью и небольшой дуэт стали достойным завершением оперы.

Один из лучших спектаклей сезона, высочайшего мирового уровня. Вот если бы еще большого тенора выписать...

Михаил Петренко, Василий Валитов, Шагимуратова, Сулимский, Мариинский

Previous post Next post
Up