"Площадь искусств". Концерт-открытие. Евгений Кисин и ЗКР

Dec 21, 2017 11:11

14 декабря
Большой зал филармонии

Фестиваль "Площадь искусств" в этом году исключительно интересный и насыщенный. Концерт-открытие задал высочайшую планку. В этом году в открытии фестиваля принял участие Евгений Кисин - замечательный пианист, одна из самых значительных русских музыкальных звезд на мировом небосклоне 21 века. Пианист, нежно любимый Петербургом (когда-то мальчик-вундеркинд Женя Кисин выходил на эту сцену в белой рубашечке и пионерском галстуке), но ужасно давно не игравший в нашем городе (с Питером его мало что связывает, это не его родная Москва). Последний раз он не смог (по болезни) приехать на юбилейный концерт Юрия Темирканова и предыдущее выступление Кисина в Петербургской филармонии, если посчитать, случилось целых девять лет назад. А его сольный концерт в Петербургской филармонии - вообще пятнадцать, в далеком 2002 году. Так что можно понять ажиотаж, который вызвал приезд пианиста. Такого аншлага в филармонии я не видел давно. Не просто все места были заняты, не просто толпы людей стояли в правой и левой галереях, но даже на хорах за креслами люди стояли в два ряда.
Открытие фестиваля обошлось без занудных речей и поздравлений - вот этому надо бы поучиться у "Площади искусств" многим другим петербургским фестивалям с провинциальным душком. Просто вышел оркестр, затем солист и дирижер - и фестиваль начался.
В первом отделении Евгений Кисин и Заслуженный коллектив исполнили второй концерт Рахманинова. Один из самых хитовых фортепианных концертов, который искушенная публика знает наизусть, прозвучал, как всегда бывает у Кисина, сдержанно и академично. Но за этой сдержанностью, как всегда у Кисина, скрывается невероятная сила духовного переживания. Кому-то такая манера кажется слишком скучной, но только не петербуржцам. Предельное внутреннее напряжение при отсутствии внешних эффектов - характерная черта петербургской актерской игры и петербургского музицирования. Со внешними эффектами у Кисина дело, правда, тоже обстоит замечательно, но виртуозность для него совсем не самоцель, как для многих и многих. После оваций пианист исполнил один скромный бис - "Размышление" Чайковского - показав, что может звучать проникновенно и в совсем не виртуозных вещах.
После огромного антракта концерт продолжился программой из произведений Стравинского, к 135-летию со дня рождения композитора. Сначала оркестр в камерном составе сыграл "Пульчинеллу" - сюиту из балета начала двадцатых годов, музыка к которому создавалась по заказу Дягилева. Задача композитора заключалась в том, чтобы оркестровать темы Дж.Перголези, хотя Стравинский не был бы Стравинским, если бы выполнил только оркестровку. Сюита, сделанная чуть позднее из музыки к балету, показывает нам гениального стилизатора. Блоковские пьеро и коломбины, повлиявшие на все искусство русского модернизма, живут в этих звуках. Условная ренессансная Италия соединяется с рефлексией по поводу Ренессанса. Камерный состав оркестра под управлением Юрия Темирканова явил изысканность трактовки и тонкость ведения тем. Все оркестровые солисты в полусольном ("соло в оркестре") звучании были на высоте.
Далее оркестр уже в полном составе исполнил более привычное сочинение Стравинского - сюиту из музыки к балету "Жар-птица" (в редакции 1919 года). Юрий Темирканов явно неравнодушен к этому тексту: несколько лет назад мы уже слышали его в составе другой программы. Музыка, действительно, замечательная: с одной стороны, условно-театральная, местами отдающая Билибиным; с другой стороны, новаторская и скорее притворяющаяся программной, чем программная. Оркестр Петербургской филармонии играет эту музыку великолепно: с легким ироническим оттенком и виртуозным шиком, чередуя напевность Хоровода царевен и Колыбельной с хулиганским размахом Поганого пляса Кощеева царства.
Замечательный и огромный концерт. Беда определенной части филармонической публики, которая почему-то способна слушать музыку только до 22.00.

Темирканов, Площадь искусств, открытие фестиваля, ЗКР, оркестр филармонии, Кисин

Previous post Next post
Up