Dec 22, 2017 10:54
17 декабря
Новая сцена Мариинского театра
Парадная версия "Риголетто" (не случавшаяся, кажется, с момента премьеры спектакля в 2005 году - почему-то не выходит из этой оперы "народного спектакля"), по-видимому, была вызвана желанием Альбины Шагимуратовой исполнить партию Джильды. Большое спасибо Шагимуратовой, что каждый сезон она пробует в Мариинке новые роли: опера "Риголетто" благодаря ей расцвела. К заменитой певице добавился наш главный итальянский баритон Владислав Сулимский (Риголетто), затем Михаил Петренко (Спарафучиле) и Анна Кикнадзе (Маддалена). Главным вопросом парадности был, собственно, тенор - этот вопрос решили оптимально. Сергей Скороходов, разумеется, верхних нот не возьмет ни в песенке герцога, ни в арии, но, в отличие от многих теноров Мариинского театра, обладает приятным тембром, не кричит и не раздражает.
Дирижировал спектаклем не известный нам до этого Василий Валитов. Не знаю, следует ли благодарить за дирижера госпожу Шагимуратову (судя по послужному списку, он тесно связан с Татарстаном и татарскими музыкантами), но в этот вечер оркестр Мариинского театра звучал так, как давно не звучал: с одной стороны, тихо, не мешая солистам, с другой - профессионально, отчетливо проводя все темы. Слышно, что репетировали хорошо и долго: дуэты, трио и знаменитый квартет третьего действия по-настоящему подготовлены. Было бы замечательно, если бы Валитов почаще выступал в Мариинке. Не знаю, правда, как на это посмотрит Валерий Гергиев.
Сулимский хорош с самого начала оперы до самого конца. Продуманная роль, замечательный образ, стремительное движение роли и такое же стремительное движение глубокого, незабываемого, насыщенного голоса. Разговор со Спарафучиле и монолог Риголетто тронули до глубины души. Шагимуратова виртуозно провела сцену у дома и не торопясь, выпевая все нужные ноты, легко идя все выше и выше, спела сложнейшую арию первого акта. Во втором акте блистал Сулимский. Его сцена с придворными, великолепно и спетая и сыгранная, - это сплошной восторг. Придуманный артистом актерский рисунок очень интересен: Риголетто одновременно и страдает и ненавидит, и эта палитра чувств отражается в интонациях и звучании - например, резком усилении первых нот в знаменитом "Ла-ла ла-ла... ла-ла ла-ла ла-ла ла-ла" и последующем понижении интонации. С первыми нотами он чуть не бросается на стоящих рядом, затем отступает назад. Большой дуэт Риголетто с Джильдой прозвучал не менее великолепно и завершился мощной овацией.
Третий акт запомнился меньше, однако и он был хорош - но слишком уж заворожил акт второй. Скороходов неплохо исполнил самый знаменитый номер из оперы: “La donna è mobile” - не слишком, конечно, усердствуя в финальных украшениях. Как-то не попала в общую атмосферу Анна Кикнадзе: ее резковатый голос был к месту в диалогах со Спарафучиле, но вот из квартета она не совсем, но выпадала. Дирижер так разошелся в сцене бури, что Шагимуратову в самые пафосные моменты стало плохо слышно. Но финальная сцена Риголетто над умирающей дочерью и небольшой дуэт стали достойным завершением оперы.
Один из лучших спектаклей сезона, высочайшего мирового уровня. Вот если бы еще большого тенора выписать...
Михаил Петренко,
Василий Валитов,
Шагимуратова,
Сулимский,
Мариинский