1 декабря
Президентская библиотека
Фестиваль "Петербургские набережные"
Надо сказать, что, если б не фестиваль "Дворцы Петербурга" (он же в зимнем варианте "Петербургские набережные"), никогда бы мы не услышали по-настоящему Лоуренса Браунли, одного из лучших теноров современности. Летом 2012 года "Дворцы" впервые пригласили его в Екатерининский дворец Царского Села, где Браунли дал
огромный концерт (на бис спел чуть не третье отделение). В конце того же года маэстро Темирканов со свойственным нашей филармонии размахом пригласил его на "Площадь искусств" - спеть, по сути, одну арию (теноровую партию в
Carmina burana). С тех пор Браунли пел в Москве, но здесь мы его больше не слышали. И вот на исходе 2017 года новый сольный концерт с замечательной программой.
В первом отделении - в основном Доницетти: ария Фернандо из оперы "Фаворитка", ария Себастьяна из оперы "Дон Себастьян, король Португальский", затем романс Неморино. И на закуску ария Арнольда из россиниевского "Вильгельма Телля". Второе отделение открылось арией из "Кавалера розы", затем последовал Надир из "Искателей жемчуга" Бизе, в конце основной программы - вновь возвращение к Доницетти: ария Беппо из оперы "Рита, или Побитый муж". Наконец, на бис знаменитая ария из "Дочери полка". Примерно половину из этого списка мы в исполнении Браунли еще не слышали. Из них сложнейшая ария Себастьяна; ария Беппо, по сложности не сильно уступающая "Дочери полка"; и самое главное - "Вильгельм Телль", которого вообще поют не часто. Помимо того, что в этой арии невероятно много сложнейших верхних нот, она огромна и требует особых энергетических затрат. Иногда в концертах арию поют отдельно, без следующей за ней кабалетты. Надо ли говорить, что Лоуренс Браунли спел все и с такой мощью, что весь зал был готов восстать против тирана.
Браунли по-прежнему поет легко и непринужденно. Ощущение такое, что верхнее "до" он готов взять без всякого труда столько раз, сколько будет нужно. Выпевает все украшения честно, как будто поет на экзамене по вокалу, - и за эту честность хочется после каждой арии кричать "браво". Потому что только такое пение и доставляет меломану истинное наслаждение. Зал и кричит - с каким-то изумлением, во-первых, потому что многие слушатели впервые открыли для себя этого невысокого чернокожего американца, во-вторых, потому, что на фоне наших такой тенор кажется чем-то невероятным. За исключением узкого круга меломанов в каждом петербургском зале - своя публика. Президентская библиотека - место странное, привластное, гламурное; кто составляет публику Президентской библиотеки, определить крайне трудно.
Безусловный минус этого зала - плохая акустика. Стеклянный потолок, наведенный над бывшим внутренним двором, губит музыку бесповоротно. Поэтому организаторам приходится расставлять микрофоны. Они это умеют, но все же живой звук всегда лучше микрофонного. Не стоит ли ради певцов такого уровня найти зал с хорошим звуком? Помнится, концерт Марсело Альвареса "Дворцы Петербурга" проводили в Большом зале филармонии - и это правильно. Наверное, и в петербургских дворцах, расположенных на петербургских набережных, есть неплохие залы.
В последний момент, в связи с безвременной кончиной Дмитрия Хворостовского, концерт посвятили его памяти. Достойный и умный жест. Перед началом Мария Сафарьянц и Молодежный оркестр Санкт-Петербурга под управлением Константина Орбеляна исполнили отрывок из оперы Массне "Таис" в память о Хворостовском.