АРХИТЕКТУРА НАУЧНЫХ ИНСТИТУТОВ: ИНСТИТУТ ЦИТОЛОГИИ РАН
May 06, 2016 13:06
Мы работаем в научном институте, интересуемся архитектурой… И вот вдруг понимаем, что архитектурному жанру научного института мало что посвящено и грех нам об этом не говорить. Поэтому сегодня мы поставим первую веху в серии постов об архитектуре научных институтов родины и зарубежья. Это будут и уже признанные памятники истории, и строения, которые пока ещё ждут своей очереди, а может даже и не дождутся. Это будет как архитектура, так и халтура (от неё никуда не деться).
И начнём мы, разумеется, с учреждения, в котором мы сами работаем - Института цитологии РАН. [Далее...] История История Института цитологии уходит своими корнями во времена, когда Трофим Лысенко стремительно терял свои позиции, а старое доброе ультранасилие постепенно выходило из моды. На дворе был 1957 год. Выдающемуся клеточному физиологу Дмитрию Николаевичу Насонову было поручено спасение русской биологии на ленинградском фронте и поставлена задача организовать новый научный институт для всестороннего изучения клетки. На этом, пожалуй, мы закончим рассказ об истории Института. Только отметим, что в создании и дальнейшем его развитии фигурирует множество важных для истории науки имён.
Здесь же нас интересует архитектурный аспект. То здание, которое Институт цитологии занимает сегодня по адресу Санкт-Петербург, Тихорецкий проспект, дом 4, построено в 1985 г. по проекту Ленинградского отделения ГИПРОНИИ АН СССР (сейчас ГИПРОНИИ РАН, означает головной проектный и научно-исследовательский институт Академии наук). Эта организации заведовала проектированием объектов Академии наук СССР. Иными словами, наш институт спроектирован институтом по проектированию институтов.
Заметка из газеты «Вечерний Ленинград» от 9 января 1980 г., которую кто-то бережно вывесил на сайте citywalls:
с сайта www.citywalls.ru
Главой проекта был известный ленинградский архитектор Дауд Хосанович Еникеев. В память о его заслугах в восстановлении академических учреждений (в особенности Пулковской обсерватории) и вообще послевоенного Ленинграда и пригородов он был похоронен на мемориальном кладбище Пулковской обсерватории. Вероятно, именно его архитектурное руководство привело к появлению художественных черт во внешнем облике здания.
Экстерьер Здание Института разбито на две части: башенную и вытянутую вширь. Композиция первой представляет собой сочетание трёх параллелепипедных объёмов, расставленных так, что в центре оказывается самый высокий из них (8-этажный корпус). С боков к нему примыкают 5- и 6-этажные корпуса (тут мы видим некоторое несоответствие тому, что написано в заметке; вероятно, проект меняли). При этом 5-этажный корпус выглядит практически кубическим.
Стремление башен ввысь подчёркнуто иллюзией сплошного вертикального остекления, окаймлённого рамами «пилястр». Окраска стен в серо-белый-непонятный цвет создаёт «бетонное» впечатление. Поздний модернизм во всей красе.
«Красе», потому что самая главная сила, действующая здесь на внимательного зрителя - это как раз сочетание объёмов: красивых пропорций параллелепипеды красиво расставлены. Как сказали бы сами архитекторы: автор умело выявил объёмно-пространственную композицию. Нет, правда! Кому не нравится вся такая эстетика фасадов - отрешитесь от неё, посмотрите просто на объёмы! Кстати, пока ещё они стоят свободно на лужаечке. Но у дирекции появилась идея обнести весь институт забором от террористов, мда.
Вторая часть института - 3-этажный корпус. Его композиция, в свою очередь, не однородна: это противопоставление вытянутого вширь параллелепипеда и встроенного в него расширяющегося к зрителю «квадратического» криволинейного объёма. Нетрудно догадаться, что в последнем располагается конференц-зал.
Здесь архитекторы уже стали подчёркивать приземистость, противопоставляя вертикальным «окнам в пилястрах» башен квадратные окна в квадратных ячейках. Но, подойдя к решению фасадов конференц-зала, они отступили от этой темы и сделали рефрен к башням с помощью вытянутых линий с торца. Вообще, ритм фасадов этого корпуса отличается своей немонотонною.
Со стороны главного фасада башенная и приземистая части соединены воздушным переходом.
Со стороны 5-этажного корпуса пристроен корпус для «Академ-книги» (её уже там нет). Это уже классика с привкусом 70-х. Особенно жёлтое окаймление окон и классический модернистский «портик».
Мозаичное панно
Мозаичное панно, привлекающее внимание многих прохожих, создано Владимиром Лащининым и установлено на здании института в 1987 г. Изображает оно, очевидно, клетку. А также то, что её в этом институте изучают (молния символизирует воздействие, т.е. изучение). Кроме того, на нём изображено то, что всё живое на Земле состоит из клеток. Под катом подробности. [Рассматриваем]
Из клеток состоит и птичка…
… и лошадка…
… и паренёк…
… и тётя на столе…
… и ещё какой-то чел...
… а также всё земное…
… и всё подводное…
… кроме того, сам учёный муж…
А это наш младший научный сотрудник.
Интерьер Так как это институт, в котором мы работаем, то мы без труда можем показать вам и его интерьеры. В холе нас встречает замечательная стена, облицованная каким-то розовато-песочным ракушечником. Что ж, богато.
Парадная лестница - классика брежневской архитектуры. Особенно перила. Ниже мы спрятали под кат фрагменты облицовки лестницы.
Не сразу заметишь, что на каждом этаже свой рисунок. Правда, всё это смотрится немного комично, если перед этим посмотришь, например, фильм, где какой-нибудь Камерон делает в бане шикарный пол для Екатерины II.
После 6-го этажа парадность лестницы куда-то исчезает. Эдакая особая советская чудаковатость.
Воздушный переход, благодаря множеству окон, очень светел.
Холл перед конференц-залом - уже настоящее ретро.
Как в нём работается Об этом мы можем говорить, испытав всё на своей шкуре. Лаборатории в основном находятся в башнях, а администрация - в низком вытянутом корпусе. Вообще говоря, лабораторная работа предполагает постоянное перемещение туда-сюда-обратно с банкой серной кислоты в руках, и башни, честно скажем, не лучшее решение для организации работы в научном институте. По-хорошему, научный институт должен быть вытянутым и невысоким. А вот для офисной работы башни ничего. Получается, что наш институт в этом плане построен «наизнанку».
Другая странная штука - это организация внутреннего пространства башен. Офисы (где мы пишем статьи) и лаборатории (где в принципе натуральный физический труд) расположены на этаже вперемешку. То есть нет разграничения функционально разнородных пространств, что как-то неправильно и зачастую не очень удобно. Но самая большая странность - это то, что центр внутреннего объёма занят невероятных размеров техническим помещением, в котором проходят различные коммуникации здания. Это ерунда по двум причинам. 1. Теряется столько полезного пространства. 2. Приводит к затруднению коммуникаций между самими людьми: банально не видно, кто ещё есть на этаже.
Итог За внешнюю архитектуру ставим хорошо, за нутро - ожидаемо, за функционал - плоховато.