Например: - Сознание человека не принадлежит и никогда не принадлежало ему самому как своего рода собственность. Практически всё то, что мы считаем своим, нами получено извне - в процессе воспитания, обучения, образования, социальных взаимодействий, из культуры, языка, истории, науки, из коммуникаций и средств массовой информации. Индивидуальное сознание лишь отражает коллективное.
- Знание не приобретается пасивно ни через оганы чувств, ни через коммуникацию. Знание активно создается познающим субъектом. Реальность мы находим не вне нас, она ежеминутно возникает в наших глазах, а вместе с ней возникаем, преобразуемся и мы сами.
Или так: - Разум не стремится к большему сознанию, а скорее наоборот - стремится свести его к минимуму. Ошибки предсказания являются неожиданностью, которая проявляет себя, как сознание; когда что-то работает не так, как ожидалось, система переходит в состояние сознания, которое мозг обычно стремится избегать.
))) Мир определяется не чисто субъективно и не произвольно, а телесными и психомоторными возможностями познания. Энактивность познания не отделима от его телесной детерминации познающего существа. Живые организмы как целостные системы активно взаимодействуют с элементами окружающей среды, конструируя ее и находясь в процессе конструирования самих себя под ее влиянием.
Почему комп такой умный не взаимодействует со средой, возможно, живой организм имеет уже программу организации среды для себя. Можно и на диване 20 лет лежать, а что удобная среда, кто бы холодильник затаривал.
Простой организм тратит определенное количество энергии на массу тела, но менее зависим от изменений окружающей среды. Сложные организмы, благодаря оптимизации тратят намного меньше энергии на массу тела, чем простые. Но критично зависимы от изменения окружающей среды. Поэтому избыток энергии тратится на преобразование окружающей среды, формирование некого буфера между организмом и реальной средой. В нашем случае, это города - искусственная среда. В психологическом плане - это культура, «картина мира». Созданная раковина вроде как по моллюску, во времени в свою очередь оказывает влияние на своего создателя. Задавая направления и пределы его развития. Вот это и есть человеческая цивилизация - моллюск и его раковина.
Мой предыдущий комментарий описывает жизнь на границах этого образования. Вы же описали жизнь глубоко внутри, где связь с окружающей средой минимальна, зато изгибы раковины реальнее самой действительности.)))
Границу «своего» сознания осознал (простите за тавтологию!) ещё Сократ. Его знаменитая фраза звучит в русском переводе банально, пошло и глупо. Но если переводить не буквально, а ближе к смыслу, то перевод должен быть примерно таким: «Я знаю границы своего знания» (и никаких «не»!).
Жизнь является процессом познания. Окружающая среда организма не эквивалентна миру, видимому просто через линзы физики и химии. Живые существа оформляют мир в значимые для них области взаимодействия и, следовательно, создают собственную окружающую среду смыслов и валентности. Знания не пассивно приобретаются организмами как когнитивными агентами, но активно строятся ими. Живые организмы как целостные системы активно взаимодействуют с элементами окружающей среды, конструируя ее и находясь в процессе конструирования самих себя под ее влиянием.
Живые существа создают собственную всё-таки не окружающую среду, а только её картину (отражение). Но тут есть второе дно. Когда мячик отскакивает от стенки, он делает это по известным человеку законам механики. Поэтому мы отказываем мячику в праве на собственный разум и принятие решения. Когда же мелкий зверь убегает от крупного хищника, человек лишён возможности узнать, что происходит в мозгу этих зверей и как они сами представляют себе этот процесс. Именно наше незнание служит причиной наделения зверей разумом и правом на принятие решения. Однако нельзя исключать, что "решения" принимает "Бог" (как бы его ни трактовать), а все процессы предопределены заранее. В том числе, их восприятие человеком.
Под созданием среды, речь шла не только о буквально создании искусственной среды (например, города) и не только о «картине мира» (куда же без неё), а ещё о том, что благодаря телесной детерминации познающего существа, его психомоторным возможностям, человеку доступен лишь определенный спектр из всего многообразия. И этот спектр представлен как через интерфейс, «картиной мира» выраженной в человеческой культуре. Это и есть границы нашего сознания.) А «Бог» неплохо описывается самоорганизующимися открытыми, динамическими системами на основе второго закона термодинамики.)
Наш мир восприятия и мышления не ограничивается нашей кожей и кончиками наших пальцев. Мы распределены в окружающем мире, в нашем узком социуме, который строится нами посредством и наших мыслей и наших действий. Субъективность человека продлена и продолжена в мир его вещей-процессов, в мир его социальных отношений.
Comments 18
несуществующая граница. иллюзорная. )
Reply
Взгляд истинного теиста. Но я - атеист;-))
Reply
Например:
- Сознание человека не принадлежит и никогда не принадлежало ему самому как своего рода собственность. Практически всё то, что мы считаем своим, нами получено извне - в процессе воспитания, обучения, образования, социальных взаимодействий, из культуры, языка, истории, науки, из коммуникаций и средств массовой информации.
Индивидуальное сознание лишь отражает коллективное.
- Знание не приобретается пасивно ни через оганы чувств, ни через коммуникацию. Знание активно создается познающим субъектом. Реальность мы находим не вне нас, она ежеминутно возникает в наших глазах, а вместе с ней возникаем, преобразуемся и мы сами.
Или так:
- Разум не стремится к большему сознанию, а скорее наоборот - стремится свести его к минимуму.
Ошибки предсказания являются неожиданностью, которая проявляет себя, как сознание; когда что-то работает не так, как ожидалось, система переходит в состояние сознания, которое мозг обычно стремится избегать.
Reply
( ... )
Reply
Живые организмы как целостные системы активно взаимодействуют с элементами окружающей среды, конструируя ее и находясь в процессе конструирования самих себя под ее влиянием.
Reply
Почему комп такой умный не взаимодействует со средой, возможно, живой организм имеет уже программу организации среды для себя. Можно и на диване 20 лет лежать, а что удобная среда, кто бы холодильник затаривал.
Reply
В нашем случае, это города - искусственная среда. В психологическом плане - это культура, «картина мира».
Созданная раковина вроде как по моллюску, во времени в свою очередь оказывает влияние на своего создателя. Задавая направления и пределы его развития.
Вот это и есть человеческая цивилизация - моллюск и его раковина.
Мой предыдущий комментарий описывает жизнь на границах этого образования. Вы же описали жизнь глубоко внутри, где связь с окружающей средой минимальна, зато изгибы раковины реальнее самой действительности.)))
Reply
Reply
Знания не пассивно приобретаются организмами как когнитивными агентами, но активно строятся ими. Живые организмы как целостные системы активно взаимодействуют с элементами окружающей среды, конструируя ее и находясь в процессе конструирования самих себя под ее влиянием.
Reply
Когда мячик отскакивает от стенки, он делает это по известным человеку законам механики. Поэтому мы отказываем мячику в праве на собственный разум и принятие решения.
Когда же мелкий зверь убегает от крупного хищника, человек лишён возможности узнать, что происходит в мозгу этих зверей и как они сами представляют себе этот процесс. Именно наше незнание служит причиной наделения зверей разумом и правом на принятие решения.
Однако нельзя исключать, что "решения" принимает "Бог" (как бы его ни трактовать), а все процессы предопределены заранее. В том числе, их восприятие человеком.
Reply
Это и есть границы нашего сознания.)
А «Бог» неплохо описывается самоорганизующимися открытыми, динамическими системами на основе второго закона термодинамики.)
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment