Оригинал взят у
kondratio Понятие "образование" происходит от понятия "образ" - то есть образование это творение образа.
Образование дает человеку образ мира - своеобразную модель мира, видение его целостности и цели. Образование дает варианты ответов за базовые вопросы: кто создал мир, зачем это сделано, какова цель мира, что в мире хорошего и плохого, как разное в мире объединяеться в целое, какова роль в этом всем человека и т.д.
Настоящее, качественное образование дает разные варианты ответов на эти вопросы - то есть разные образы мира.
Обучение - это система знание и навыков, которое дает человеку возможность социализироваться, занять место в обществе и зарабатывать на жизнь в этом обществе.
Обучение это - как зарабатывать и как тратить заработанное.
Образование имеет дело преимущественно с абстракциями и требует от человека очень серьезных навыков интелектуальной работы. В этом контексте - основное место получения образования и называется "гимназия", то есть место гимнастики, тренировок, спортзал для ума. Только годы тренировок ума позволят познавать образы мироздания. В частности, для понимания образов нужны знания древних языков, логики, философии, истории, теологии, религиеведения, и т.д. Кроме того, для построения образов нужны серьезные энциклопедические знания в памяти человека - ведь мир огромен, и чтобы строить образ мира, разуму нужно очень много кирпичиков. Это ответ тем, кто говорит что не нужно перегружать ученика знаниями - ведь все можно посмотреть в интернете. Это как в компьютере - есть память на винчестере или в интернете - это память медленная, а есть оперативная память - это память быстрая. Так вот - чтобы понять как существует сущее, построить образ мироздания - нужен большой объем быстрой оперативной памяти, то есть - багаж знаний ученика не в интернете или планшете, а в голове. Перегружать не нужно пустой информацией, но полезной нужно грузить ученика по полной.
Далеко не всем образование нужно и оно по силам, а вот обучение нужно каждому. Для этого есть другие заведения - училища, где обучают. как свердить или точить, где воспитывают как жить, что есть, какие законы и правила соблюдать. Для училища не нужно большого багажа знаний, не нужно навыка мышления. Там хватить посмотреть в википедии.
До середины ХХ века в мире так и существовала соответствующая система образования. Гимназии, частные школы (типа Итона) для элиты, до 10% населения - и общеобразовательные, професиональные школы-училища (ПТУ, техникум) для остальных.
Однако в середине ХХ века началась эпоха Постмодерн, которая в корне изменила систему образования. В чем суть Постмодерна? В том, что он не признает существование единой истины, единого образа как такового. Если до постмодерна во главу угла ставился вопрос выбора образа мира, мировоззрениея - материализм или идеализм, религия или атеизм и т.д., то Постмодерн говорит, что никакого образа мира, накакой истины вообще не существует, и искать их незачем.
В этом контексте изменилось и образование - классические гимназии де факто исчезли, а их подменили гуманитарными училищами по специальности "креативщик".
Университет, как продолжение гимназии, заменили высшими ПТУ, а собственно старые училища и ПТУ подняли до уровня "коледжа". Вместо образов и мировоззрений в головах людей эпохи Постмодерн - аморфная каша. Девиз этой эпохи - жри и сри - а о смыслах не думай.
То есть произошла замена образования на обучение. Образы мира и варианты мировоззрений сейчас почти не преподают.
Нужно сказать, что в совке собственно классического образования не существовало, однако совок все же предлагал населению определенный образ мира - марксистский. Этот образ был идиотский и ошибочный, но он был и человек, при желании, запросто мог его заменить чем-то другим. В этом несомненный плюс совкового образования.
Сейчас же везде доминирует постмодерн, изрядно подпитанный западными грантами.
Итак.
Если хотите дать образование детям - возрождайте старые гимназии. Если уже слишком стары для гимназии - учитесь сами.