В продолжение темы:
Возникновение государства. Новое исследование
"The Origin of the State: Land Productivity or Appropriability?" ставит под сомнение традиционную теорию о том, что переход от собирательства к земледелию привел к развитию сложных иерархических обществ, создав сельскохозяйственные излишки в участках с плодородной землей.
Теория, связывающая продуктивность и излишки земли с возникновением иерархии, развивалась в течение нескольких столетий и стала общепринятой. Она состоит в том, что это неравенство связано с различиями в продуктивности земли. Традиционный аргумент состоит в том, что прежде чем государство сможет обложить налогом урожай фермеров, необходимо произвести излишки продовольствия, и поэтому ключевую роль играет высокая продуктивность земли.
Исследование утверждает, что не увеличение производства продуктов питания привело к сложным иерархиям и государствам, а скорее переход к зависимости от присваиваемых зерновых культур, которые облегчают налогообложение формирующейся элитой, стало возможным присваивать урожай, появилась налоговая элита, а это привело к государству.
Только там, где климат и география благоприятствовали злакам, могла развиваться иерархия. Чем больше преимущество злаков в продуктивности над клубнями, тем выше вероятность возникновения иерархии.
Именно внедрение зерновых культур является ключевым фактором возникновения иерархии.
Сложные иерархии, такие как сложные вождества и государства, возникли в районах, где доминировали зерновые культуры, которые легко облагаются налогами и экспроприируются. Парадоксально, но самые продуктивные земли, на которых были доступны и продуктивны не только злаки, но также корнеплоды и клубни, не испытали такого же политического развития.
Пригодность высокопродуктивных корнеплодов и клубней на самом деле проклятие изобилия, препятствовавшее возникновению государств и тормозившее экономическое развитие.
Это связано с тем, что природа зерновых требует, чтобы их собирали и хранили в доступных местах, что упрощает их использование в качестве налога, чем корнеплоды, которые остаются в земле и менее пригодны для хранения.
Click to view
How farming shaped the world
/Источник/