Эдипов комплекс

Apr 24, 2022 14:19



В продолжение тем:
Гипотеза тотемического цикла.
Философия Мифологии.
"Козёл отпущения".
"Васю убили".

Рене Жирар говорит, что начал там, где остановился Фрейд. Фактически, он развил учение Фрейда о танатосе. Причём, хоть и в другую совершенно сторону, чем это сделал Эрих Фромм, но пришёл к абсолютно совместимым с учением последнего выводам.

Согласно Жирару, людям от природы свойственно убивать других людей без особой на то причины. В архетипах заложена схема, которую можно пересказать приблизительно так. Сперва мимезис - эгалитарное стирание различий между людьми (социально-иерархических, семейных, половозрастных и т.д.). Мимезис ведёт к формированию толпы, заражающейся желаниями своих членов до полной их, желаний, унификации и взрыва в резонансе. Когда все хотят одного и того же (как данайские женихи - Елены Прекрасной), соперничество растёт и в толпе, рано или поздно, одновременно вспыхивает желание убивать.


После периода экстаза, коллективной истерии, толпа синхронизируется в насилии по отношению к конкретному объекту - индивиду, или группе. Потом жертву окружают толпой (непременно окружают во множестве историй со всего мира), убивают и иногда (в наиболее архаических сообществах) поедают. Жирар приводит примеры, когда предназначенные к жертвоприношению и поеданию современными в том числе дикарями чужаки, в процессе подготовки их к жертвоприношению, объявлялись названными братьями. Затем убитые объявляются духами-покровителями убийц, или вознесшимися "на небеса" тотемическими предками, святыми, человекобогами, ангелами, богами и т.п.

Развитие общества, по Жирару, происходит в направлении перехода от регулярных стихийных убийств в процессе непрерывной травли дикарями друг друга к убийствам ритуализированным, а затем и ритуальным. Такие окна Овертона: сперва нарождающаяся интеллигенция разводит соплеменников на слегка усложнить процесс убийства, к примеру, окружить песнями-плясками; потом на ещё немного усложнить, потом на слегка отложить, потом ещё отложить, потом убивать только по праздникам, потом только по большим праздникам, потом только по юбилеям. Потом на заменить убийства людей жертвоприношениями животных. А потом заменить животных каиновыми хлебом и вином - "кровью и плотью" ряда ближневосточных божеств, включая Озириса, Диониса, Митру и Христа (каждое из которых имеет своё тотемическое животное). И вокруг этого процесса формируются религии и культуры.

Заслуга Фрейда в том, что он обратил внимание на характернейший (и популярнейший со времён древних греков!) миф об Эдипе, содержащий массу деталей, свойственных и множеству других мифов и т.о. позволяющий раскрыть их общий тайный смысл и секрет их очарования.



► Начало истории весьма характерное. Царь Лай узнаёт от Дельфийского оракула, что ему не следует жениться на прекрасной Иокасте, т.к. их сын убьёт его. Царь решает убить новорожденного ребёнка.
Сюжет, характерный для множества мифов и легенд самых разных народов, включая космогонические (Уран и Кронос, Кронос и Зевс и т.д.). Например, такова история древнего персидского Царя Кира Великого. Дедушка-царь распорядился убить новорожденного внука, пастух отнёс его в горы и там подменил собственным сыном, труп которого показал царским слугам. В другом варианте, брошенного на съедение диким зверям младенца вскормила не то волчица, не то дикая собака. А сохранивший ему жизнь военачальник Гарпаг был жестоко наказан: ему скормили тело его собственного сына. Позднее Кир поднял восстание, а Гарпаг отчего-то был направлен восстание подавлять - и перешёл на сторону Кира вместе с войском.
Что в истории Кира обращает на себя внимание?
Достоверно установить происхождение Кира явно не представлялось возможным. А Гарпаг проявляет слишком большое участие в судьбе Кира: сперва спасает его, затем усыновляет (или приближает в качестве доверенного раба), помогает сделать карьеру, а в конце концов, поддерживает его восстание и подтверждает царское происхождение. Из чего можно заключить, что он и является наиболее вероятным реальным отцом Кира.

Тут важны два момента:
• Все истории, связанные с убийствами на почве мимезиса (стирания различий и отмены конкуренции), полны символизма. По Фрейду, природа символизма в страхе перед подлинными побуждениями человека, который он - и обладающий аналогичными побуждениями коллективный рассказчик истории - пытаются скрыть.
При таком подходе, можно разглядеть первоисточник религиозности: самораскручивание спирали фантазий завравшихся каннибалов, ищущих оправданий актов каннибализма - для того, чтобы не дать повода родне убитых для следующего витка каннибализма, когда завиноватят (и съедят) уже самих каннибалов предыдущего цикла. Виток за витком, образуются ряды символических замен сперва исходных, а затем и всех последующих объектов, вызвавших полевое напряжение.
• Обычай бросать детей на смерть от голода или съедения дикими зверями существовал и засвидетельствован исторически. Иногда такие дети выживают благодаря животным. Однако реально вскормленный дикими животными ребёнок вырастает олигофреном и не способен бороться за власть. При том, что историй о "сыновьях волчицы" (а так же медведицы) существует масса. Очевидно, это типовая аллегория, с одной стороны, относительно правдоподобная, а с другой, отсылающая к ещё более древним пластам мифологии, символически связанными с ритуальными заменами: убивающий отец (или мать) символически отождествляется со Зверем, чтобы заменить убийство сына убийством агнца.
Здесь мы видим природу тотемизма, как частного случая символизма, не только скрывающего реальность каннибализма в нагромождениях компульсивной лжи, но и систематически проговаривающегося, а одновременно - в силу манипулирования со стороны виктимных протоинтеллигентов-шаманов - пытающегося отвлечь убийц от жертвы, "заговорить им зубы". Люди-волки, люди-медведи и дугие человекозвери и человекоптицы - метафоры каннибалов, убивающих и жрущих людей "как звери", или "подобно воронам".

Мифы об усыновлённых сперва волками, а затем и некими влиятельными людьми подкидышах обычно сопровождаются описаниями разного рода членовредительства. Так, брошенному в лесу младенцу Эдипу предварительно прокалывают ноги, а сам он, подвергшись травле и изгнанию, ослепляет себя. Младенца Моисея мать отправляет в ковчеге по Нилу (как Изида Гора), т.к. фараон приказал убивать всех новорожденных евреев, после чего его усыновляет дочь фараона. Аналогично, Ирод приказывает истреблять младенцев, но сын голубя (тоже, своего рода, усыновлённый подкидыш) не только выжил, но и стал символическим "царём иудейским" - с проколотыми, как у Эдипа, ногами (во время Распятия). Нет сомнений, что все эти мифы восходят к временам массового инфантицида, в том числе жертвоприношений младенцев.

► Эдип вырастает при дворе царя соседнего царства. Дельфийский оракул предсказывает ему, что он станет отцеубийцей и мужем своей матери. Фактически, предсказанное Эдипу исполняется только в силу его попыток избежать исполнения пророчества. Но если мы не верим в потусторонние силы, обеспечивавшие правдивость этого оракула, то что остаётся в сухом культурно-историческом остатке?
Вместо влияния мистических сил, остаются только сами по себе (лживые) ссылки на мистические силы. Вот эти ссылки и являются историческим фактом. Такие ссылки были древнейшим и универсальным обоснованием травли и убийств на почве мимезиса. Иными словами, Эдип не убивал своего отца и не женился на собственной матери. Царя Фив беспочвенно обвинили в тяжелейших преступлениях того времени заговорщики.

Понятен становится страх современного человека перед "конспирологией" и "паранойей".
• Паранойя - проявление бесконтрольной (иррациональной, хаотической) активизации врождённой интуиции защиты от травли и каннибализма.
• Конспирология - проявление контролируемой (более или менее рациональной) активизации той же самой интуиции. Зачем она нужна, эта интуиция?
Затем, что составление заговоров - одна из основ человеческой психики.

Танатос толкает человека составить заговор (сбиться в "преступную толпу", стаю каннибалов), реализуя который можно обступить жертву кругом, завиноватить, затравить, убить и съесть. Оборотной стороной которого как раз и является страх перед "паранойей" и "конспирологией", т.е. перед осознанностью (страх индивида перед осознанием реальности). Это превращённый страх перед каннибалами-некрофилами, которых опасно обвинять вслух. Опасно даже признавать их существование.

► Эдип бежит из дома, по пути встречаясь со сфинкс (женского пола). Сфинкс получеловек, полузверь - символизм, смысл которого объяснен выше. Сфинкс загадывает загадки, а не разгадавших её загадки разрывает на части и съедает. По одной из античных версий, сфинкс дочь Лая, т.е. сестра Эдипа, убивавшая, по поручению Лая, его сыновей (своих братьев). Отец сообщил ей некую тайну пифии, которую она применяла в качестве загадки. По другой версии, она была морской разбойницей, главарём шайки пиратов. По третьей, дочерью чудовищного змея Тифона и Ехидны.

Версия с Тифоном особенно примечательна и символизмом вообще (где танатос, там и символизм, странные, вычурные выдумки, мистика, "утро магов"), и конкретным символизмом. Другой змей, Пифон, является его явным двойником, только погибает, в отличие от, не от рук Зевса, а от рук Аполлона (точно такого же небесного и ультрапатриархального бога, но пришедшего в Элладу, скорее всего, с другой группой племён, чем Зевс).

Дельфийская пифия получила своё имя в честь Пифона, чьё место в оракуле она заняла. Её трон находится над колодцем, из которого поднимаются зловонные миазмы, отравление которыми и делает пифию, согласно, преданиям, прорицательницей. Вообще говоря, оракулы в архаичных обществах имеют главную функцию назначения "крайнего" - мистического виновника мора, неурожая, стихийного бедствия. Т.е. функцию оправдания влиятельных убийц, убивающих держателей общака или их наследников под предлогом бедствия. Похоже, Дельфийский оракул, в числе прочего, изначально занимался ткж оправданием инфантицида, пророча всем обратившимся отцам инцесты и неисчислимые бедствия от новорожденных младенцев.

► Эдип в ходе ссоры убивает Лая, а придя в Фивы избирается новым царём, как победитель кровожадной сфинкс. Закрепляет его царский статус женитьба на Иокасте, якобы матери Эдипа. Любопытно, что в некоторых царских и аристократических династиях той эпохи действительно существовал обычай женитьбы на близких родственницах.

Из этого эпизода правдивой выглядит только женитьба на овдовевшей царице, каковая, надо полагать, и сделала исторического прототипа Эдипа легитимным царём. Убийство Лая и родство с ним и с царицей были приписаны Эдипу в процессе травли (госпереворота, в данном случае). Вообще говоря, инцестуозные царские и аристократические обычаи являлись, скорее всего, частью протосатанинских культов, с одной стороны, навязывавших правителям чувство исключительности и вседозволенности (с тем, чтобы транснациональным торговцам было удобней коррумпировать их и с их помощью грабить народы), а с другой - виктимизировавших их, позволявших собирать на них компромат, облегчающий как точечный, индивидуальный слив посредством травли, так и групповой.

► Боги посылают на Фивы мор, в наказание за невольный грех Эдипа. Жирар полагает, что эпидемия в этом эпизоде - реальное событие, вызвавшее миметический кризис. Если сильнейшим образом огрублять, то политический кризис. В ходе которого заговорщики, как это обычно в подобных случаях делается, свалили все проблемы на царя и изгнали его из полиса. Мнимые "грехи" Эдипа были придуманы заговорщиками в процессе травли царя. Напомню, что царскую власть Жирар рассматривает, как выросшую из функции ритуального "козла отпущения", которого заранее готовят для его убийства в случае наступления кризиса. Постепенно зиц-председатели научились избегать смерти, а их власть из номинальной стала реальной. Механизм этой трансформации через ритуализацию и символизацию в общем виде раскрыт выше.

► Эдип ослепляет себя и уходит из Фив. Сыновья отрекаются от отца, но с ним в путь отправляется верная дочь Антигона. Эдип проклинает сыновей, и они начинают друг с другом войну за престол, в которой оба погибают. Эдип умирает вскоре после изгнания вблизи Афин (предварительно сообщив афинскому Царю Тезею некую страшную тайну (тайну сфинкс), ставшую основой могущества Афин. Собственно, изгнание в те времена было разновидностью убийства, т.к. любой мог изгнанника убить, или сделать рабом (который считался "живым мертвецом"). Иногда изгнание сопровождалось побиением камнями или сбрасыванием с невысокой скалы. Тогда грань между изгнанием и собственно убийством окончательно стиралась. Искалеченный изгнанник мог ведь и чудом выжить, так что формально никто не брал на себя ответственность за его смерть.

► Антигона возвращается в Фивы. Её братья убили друг друга (или погибли на войне друг с другом). Один из них новым царём Креонтом объявлен предателем Фив, его тело запрещено хоронить, оно должно гнить у всех горожан на виду. Антигона не то хоронит его, не то засыпает землёй. За государственную измену Антигону не то хоронят заживо, не то замуровывают в пещере. Жених Антигоны, сын царя Креонта, кончает жизнь самоубийством. Узнав о смерти сына, умирает и его мать. Креонт раскаивается в своей свирепости.

В сущности, это центральный сюжет всей античной цивилизации.

Жирар считает, что это история одного из гонительских убийств. Чужака Эдипа завиноватили в эпидемии. Сильные веками безнаказанно убивали слабых, толпа - одиночек, взрослые - детей, местные - мигрантов. Такова биологическая природа человека, преодолённая институтами христианских государства, семьи и религии. Вернее, не только христианских, но христианская мифология замыкает (на сегодня) многотысячелетний процесс.



Итак, история Эдипа - это не про эрос, это про танатос.
Эдипов комплекс - это про фундаментальное неблагополучие семейных отношений. Про абьюз, про зависть, про меркантильность, про детоубийства и отцеубийства. А что, секрет, кого в первую очередь подозревают в случае убийства родственника? Наследников подозревают, детей, или других родственников.

Эдипов комплекс - сердцевина личности.
Эдипов комплекс проще всего описать на конкретной типовой истории, статистически усредняющей миллиарды других, более или менее подобных историй:
Мать - эталонная женщина уже потому, что представление о женщинах построено у ребёнка на основе образа матери. Она и есть эталон, другого у ребёнка нет. А у взрослого выстроенная ребёнком нейросеть разрастается, сохраняя детские представления в качестве системного ядра. Не отменяется и не заменяется другой нейросетью, а разрастается.
Отец, в обычном случае, не может быть уверен, что ребёнок от него. Однажды мать может сказать сыну (или дочери): вон тот дядя - твой настоящий папа, а этот наш враг, убей его. Поэтому архетип (инстинкт) велит отцу избавляться от недостаточно послушных ему (и/ или недостаточно похожих на него) детей. Ребёнок чувствует эти инстинктивные импульсы отца и реагирует на них. Выживает, как может. Тянется к естественной союзнице - матери. Само собой, всё это сильно сглажено и трансформировано (сублимировано) облагораживающим влиянием культуры, особенно, христианской. Но сквозь него пробивается. И для понимания сложного взаимодействия инстинктивной и культурной сферы в человеке представление об Эдиповом комплексе (или функционально аналогичной модели) совершенно необходимо.
Сублимация - это символические преобразования эротических и танатических желаний. Например, замена импульса убийства - боксом. Танатос - патологическая жажда власти. Власть - отложенное насилие. Любые формы борьбы за власть (даже такие символические, как шахматы) - это сублимация танатоса.

Папа - конкурент не только в соперничестве за маму, но за дом, землю, имущество. За время просмотра телевизора, за самое удобное кресло. За еду на столе. За папин счёт в банке. Это соперничество редко доходит до конкретного и осознанного намерения папочку порешить. Но отдельные танатические импульсы (осознаваемые, как обида, раздражение), как правило, имеются. Они "в общем и целом" не осознаются, т.к. вытеснены и сублимированы воздействием культуры и общества.

Человек не в ответе за свои инстинкты и не обязан им покоряться. Он их контролирует и использует в качестве источника энергии, во имя своих ценностей.

P.S.

А как так вообще вышло, что инцесты в большинстве сообществ нашего времени запрещены? Только не надо повторять лабуду про вред кровосмесительных браков. Как бы в донаучную эпоху гипотетический вред от инцестов мог быть открыт повсеместно, во всех племенах и странах? Запрет ведь с древности именно что повсеместный (однако с радикальными отличиями). Заметить влияние отсроченного, к тому же, сомнительного даже в наши дни фактора, да на фоне неразличимых на тогдашнем уровне знаний всевозможных заболеваний, вызванных паразитозами, инфекциями, авитаминозами, нарушениями обмена макронутриентов, отравлениями и т.д. не представляется возможным. Явным образом, древние обнаружили нечто иное, куда более непосредственное для наблюдения.

Наиболее полные ответы, объясняющие максимум известных фактов, дали Клод Леви-Стросс и Рене Жирар, причём, концепция последнего развивает и дополняет концепцию первого. Они относятся к концептуальному кругу, именуемому теорией альянса, предполагающей происхождение семейно-родственных связей и регулирующих их обычаев (включая запрет на инцест) из потребностей социальной организации общества.

Предельно вкратце: невротическая личность неспособна принимать рациональные решения и заменяет их суррогатами в виде заученных шаблонов поведения - социальных ролей. Поскольку более-менее невротизированы 95-99% населения, то и остальным 1-5% приходится более-менее придерживаться понятного всем социоролевого языка поведения. Однако рационально мыслящая (свободная от неврозов, т.е. имеющая выход на второй и третий уровни обучения) личность оказывается в преимущественном положении, т.к. может свободно менять личины, в противоположность невротику, застревающему в них, в силу отождествления собственного эго с неврозом. Такая личность ("шаман") создаёт новые прецеденты и нормы поведения. Соответственно, суть эпигамии и её частного случая - запрета на инцест - в формировании чётко разграниченных социальных ролей и сценариев отношений между ними, как базовой структуры общества.

Жирар указывает на неизбывную конфликтность внутри групп, допускающих в качестве нормы инцесты. В них отсутствует чёткая структура семейно-родовых и родоплеменных отношений. Кому играть роль отца, брата, сына, племянника и т.д., если каждый каждому в группе одновременно, допустим, отец и брат, или сын и племянник? Кто из мужчин имеет право оставаться с женщиной наедине, кто из родни имеет право на наследство и в каких долях? Нестабильность границ влечёт лёгкое наступление миметического кризиса при любых затруднительных или необычных обстоятельствах. С выходом на эскалацию насилия толпы, в которой каждый равен каждому (и как следствие, все претендуют на одни и те же права и конкретные блага).

Самая суть живого - неравенство и разнообразие.

Итак, запрет на инцест нацелен на организацию социальных связей в виде чётко определённых и чётко закреплённых за каждым ролей, позволяющих обуздать пробуждение энергетики танатоса. Или, что то же самое - формирования преступной толпы. Если каждый играет свою роль, толпа дифференцируется, рассыпается на отдельных индивидов, и танатос не запускается.
В любом случае, процессы брачной организации общества развивались не вокруг секса и деторождения, а вокруг собственности, наследования, конкуренции и убийств.

/Источник №1/ /Источник №2/

Психоистория, Магия, Культура, Философия, Семья, Общество

Previous post Next post
Up