Сначала будет небольшое лирическое отступление. Когда я еще училась в школе, признаться, меня раздражал один момент. Как девушка очень читающая (гораздо больше школьной программы) я очень хорошо относилась к предмету "Литература". Не понимала я одного - когда начиналось обсуждение на тему "Что именно хотел сказать автор?". Меня всегда интересовало, откуда учителя и критики могут это знать? В астральную связь с ним вступили, что ли? Вот, к примеру, известная пьеса Островского "Гроза". Ну, банальнейшая же история адюльтера, свекровь - тиран, муж - безвольная тряпка, любовник - трусливый подлец, трагедия, "отчего люди не летают" и эпохальный полет с утеса прямо в Волгу. Ну, я же девочка, мне же про любовь. Так вот, в те свои четырнадцать лет я искренне недоумевала, причем тут социальный бунт женщины против горькой и бесправной доли и вообще откуда взялся "луч света в темном царстве"? Ну, не вынесла баба несчастной любви и самоубилась с горя, бывает. Хотя, кто их знает, может Добролюбов дружил с Островским и тот за чашкой чая как-то поведал великому критику свой тайный замысел. Короче, недоумевала я и печалилась, что никак не могу, вслед за Добролюбовым узреть здесь остросоциальный подтекст. Конец лирического вступления.
Вчера произошел забавный случай, мимо которого я не могу пройти мимо. Одна топовая блогерша выложила свой пост, в котором крупным планом в качестве иллюстрации использовался кадр из фильма "Москва слезам не верит", который совпал с моей аватаркой. Вряд ли уважаемая блогерша решила заняться благотворительностью и сделать мне пи-ар акцию таким креативным способом, однако, эффект меня удивил.
Нет, безусловно, есть что-то приятное в том, что у многих моих френдов, которые писали мне об этом событии, крупный план Веры Алентовой из оскароносного фильма вызывает прежде всего ассоциации с моей скромной персоной. Я даже почти словила звезду по этому поводу. Пока один из моих френдов не разразился отдельным постом на эту тему. И в процессе общения выяснилось, что такой ажиотаж от совпадения топового поста с моей аватаркой вызван вовсе не моей популярностью в узких кругах, а тем, что люди не поняли, что вообще-то это кадр из известного фильма, а некоторые, так и вовсе считали, что на автарке мое собственное фото.
Я не буду сейчас возмущаться, и верещать что-то в духе: "Боже! Как же можно этого не знать! Куда катится наш мир!". Просто потому что я понимаю, что то, что было знаковым,значимым и само собой разумеющимся для моего поколения, вообще может быть неизвестно другому поколению. И, наверное, это нормально. Я вот, к примеру, не видела ни одного фильма из серии "Крепкий орешек", а также ни одного боевика с Сильвестром Сталлоне, к примеру. Что ж такого. А в сегодняшних актерах буду путаться бесконечно.
Я хотела о другом. Именно о том, что хотел сказать автор. Дело в том, что мне кажется, что есть нюансы, которые сложно понять, не зная откуда растут ноги. Вот к примеру мой роман "Красавицы и кубки" сложно воспринять до конца, не имея представления о "Трех мушкетерах" Дюма. Так и мой блог, по большому счету имеет столько отсылок к фильму "Москва слезам не верит", что игнорировать сей факт невозможно. И обе мои аватарки (с героинями Алентовой и Муравьевой), и постоянные ссылки на автослесаря Гошу, знакомства на кладбищах, даже название и тема верхнего поста "В 40 лет жизнь только начинается" - это прямые отсылки к этому фильму. Более того, когда я начинала вести этот блог, я еще не встретила своего автослесаря Макса, и его появление кажется мне достаточно знаковым и даже где-то мистическим. И мне казалось, что это всем очевидно... А оказывается, многие даже не понимают, что это вообще цитаты.
В общем, я еще раз получила подтверждение, насколько для меня важно в общении, чтобы человек был со мной из одной культурной среды и одного врменногоо пласта, чтобы, как пел Макаревич "наше общее детство прошло на одних букварях, оттого никому ничего объяснять и не надо".
Короче, не буду я страдать и плакать и сокрушаться о потерянных людях, не знающих классики советсткого кинематографа, а лучше представлю тут несколько фильмов, которые оказали на меня сильное влияние, на которых я выросла, которые знаю практически наизусть, и которые постоянно цитирую по жизни и, разумеется, в своих постах. Это не топ любимых фильмов. Это топ фильмов, которые повлияли на мое мировоззрение именно потому что были просмотрены мной в детстве и ранней юности.
Итак, мой топ-10, в порядке их выхода на экраны:
1. "Девчата", 1962 год, режиссер Ю. Чулюкин (Н. Румянцева, Н. Рыбников, Л. Овчинникова, И. Макарова, С. Дружинина, М. Пуговкин)
Я не сильно люблю Надежду Румянцеву, но фильм бесподобен. И хотя, как и в большинстве фильмов 60-х действие разыгрывается в декорациях светлого труда, ударного производства и соцсоревнований, все-таки, прежде всего он о любви. Для меня значимой линией является противопоставление положительной Тоси Кислицыной (смешной, наивной, честной и открытой) роковой красотке Анфисе в исполнении Светланы Дружининой. Этакое светлое высокое чувство против рационального подхода и цинизма.
Любимые цитаты:
"Ходят тут всякие, а потом у меня ложки пропадают!",
"Так хочется быть красивой! Я б тогда за всех обманутых девчат отомстила бы! Вот иду я красивая по улице, а все встречные ребята так и столбенеют, а которые послабей - так и падают, падают, падают и сами собой в штабеля укладываются! Вот!",
"Я вообще решила замуж не выходить! Одной спокойнее, правда? Хочу - халву ем, хочу - пряники."
2. "В бой идут одни старики", 1973г., режиссер Л. Быков (Л.Быков, С. Подгорный, С. Иванов, Е. Симонова, А. Смирнов)
С моей, несколько довочковой точки зрения, это самый лучший фильм о войне. Именно потому что практически без единой батальной сцены, без крови, драк и мочилова передана самая суть трагедии войны. Передано легко, изящно, даже с юмором и песнями. Но только этот фильм (единственный из фильмов вообще) как-то выбил из меня слезу. Всякие "Титаники" и прочие голливудские шедевры так этого и не смогли сделать.
Кстати, для тех, кто сомневается, что в СССР была реальная дружба народов, советую еще раз пересмотреть этот фильм, там эта тема раскрыта гениально. Сейчас же любовь между русской и узбеком будет восприниматься очень и очень неоднозначно. Времена изменились...
Любимые цитаты:
"Всё нормально. Падаю!"
"Тебя я понял, умолкаю! Не то по шее получу и подвиг свой не совершу."
"Ромео из Ташкента загрустил, Джульетта в кукурузнике умчалась."
"Арфы нет, возьмите бубен!"
"И в тот же миг влюблённое созданье, включив форсаж, умчалось на свиданье!"
"Летать не умеют, стрелять тоже пока не умеют, но орлы!!!"
3. "Не может быть", 1975г., режиссер Л. Гайдай (О. Даль, С. Крючкова, М. Кокшенов, М. Пуговкин, В. Невинный, Л. Куравлев, С. Крамаров, Г. Вицин)
Гайдай не совсем мой режиссер, если честно. Но вот этот фильм я люблю из-за великолепного ансамбля актеров и по причине, что это экранизация рассказов Зощенко. Дело в том, что я абсолютный поклонник литературы 20-х и 30-х годов прошлого века. Зощенко, Ильф и Петров, Булгаков... Каждое из этих имен очень много для меня значит. А рассказы Зощенко я обожаю. Я даже одно время писала юмористические рассказы, стараясь его немного пародировать. А вот, кстати экранизации Ильфа и Петрова у меня как-то не слишком пошли, никакого сравнения с оригиналами.
Любимые цитаты:
"Грубый век, грубые нравы. Романтизьму нету. Не дают человеку спокойно... жить."
"Мамуля-то не хороша совсем. Не понимаю, чего её среди здоровых держат, не предупреждают? Она же за столом может кого-нибудь вилкой ткнуть!"
"Я, может, за месяц готовился к таинству брака! Я, может, за полгода сходил в парикмахерскую, в баню!.."
"Уберите эту психическую, а то жениться перестану!"
"- Ты что, не можешь узнать свою невесту что ли? Ну ты даешь!
- Нет. Я ее могу узнать, но в пальто."
4. "Служебный роман", 1977г., режиссер Э. Рязанов (А. Мягков, А. Фрейндлих, О. Басилашвили, С. Немоляева, Л. Ахеджакова, Л. Иванова)
Сказка, друзья мои! Просто красивая сказка, с красивой музыкой и талантливыми актерами. Очень позитивный и внушающий надежду. О любви, о подлости, о предательстве. Короче, как и в люой сказке, счастливый конец, зло наказано, мораль ясна, и они жили долго и счастливо.
Любимые цитаты:
"- Короче говоря, я уже подписала приказ о вашем назначении начальником отдела.
- За что? Что я вам такого сделал плохого?"
"- Вам хорошо, Анатолий Ефремович. У вас... У вас дети .
- Да, двое: мальчик и... мальчик.
"Если сегодня еще кто-нибудь умрет или родится, то я останусь без обеда."
"- Грудь вперед!
- Грудь? Вера, Вы мне льстите.
- Вам все льстят."
"Не перебивайте, пожалуйста! Я и сам собьюсь."
"Когда женщине говорят, что она умница, это означает, что она - круглая дура?"
"Людмила Прокофьевна, где вы набрались этой пошлости? Вы же виляете бёдрами, как непристойная женщина!"
"Мы Вас любим. Где-то в глубине души, где-то очень глубоко."
"Ничего нет невозможного для человека с интеллектом!"
5. "Москва слезам не верит", 1979г., режиссер В. Меньшов (В. Алентова, А. Баталов, И. Муравьева, О. Табаков)
Это тот фильм, о котором я могу говорить долго. Он во многом определил мое отношение к жизни и женскому счастью. А кому интересно, может подробнее почитать об этом вот здесь
http://evaevg.livejournal.com/772.html (обратите внимание, пост писался до того, как я встретила своего автослесаря).
Любимые цитаты:
"Иногда такую глупость услышишь, а оказывается - точка зрения."
"Только ты пока ребятам не рассказывай, что как раз тогда, когда всего добьёшься в жизни, больше всего волком завыть хочется..."
"- Вы поступили, как настоящий мужчина!
- Я поступил, как НОРМАЛЬНЫЙ мужчина!"
"- Уж очень я какой-то идеальный получился.
- Ничего, жизнь это поправит."
"У тебя каждое утро эти «крайние обстоятельства». Похмельный синдром называется!"
"Времена всегда одинаковые! Прежде чем что-то получить, нужно заслужить, заработать!"
"- А если меня что-нибудь спросят? Я ляпну.
- И ляпай. Но ляпай уверенно. Это называется точкой зрения."
"Ну, все! Засосало мещанское болото!"
6. "Д'Артаньян и три мушкетера", 1979г., режиссер Г. Юнгвальд-Хилькевич (М. Боярский, В. Смехов, В. Смирнитский, И. Старыгин, И. Алферова, М. Терехова, А. Фрейндлих, О. Табаков)
Да, я выросла на этом фильме. И он для меня абсолютно органичен, и никак не вступает в противоречие с книгой, просто два разных произведения, в каждом из котороых есть своя изюминка. Боярский со своими "канальями" и "тысячей чертей", бесподобный Смехов в роли благородного Атоса (моя первая детская любовь), совершенно феерическое "Йес, ыт ыз" от Бэкингема, песни, которые я знаю наизусть и каждую сыграю и на гитаре и на ф-но.
Любимые цитаты:
"Жизнь пуста, если в ней нет подвигов и приключений! - Вы правы, мой друг. Но жизнь бессмысленна, даже если в ней есть приключения."
"Мне не нужны деньги. Я собираюсь разбогатеть но не сейчас. Это не срочно!"
7. "Любовь и голуби", 1984г., режиссер В. Меньшов (А. Михайлов, Н. Дорошина, Л. Гурченко, С. Юрский, Н. Тенякова)
Пожалуй, это мой самый любимый фильм. И в нем - про все. Про любовь, брак, измену, одиночество, поиск женского счастья. Ну, и, конечно же, потрямающий юмор.
Любимые цитаты:
"А я со своей в контрах. Она там, а я тут. Она туда, а я сюда. Пускай помарафонит."
" Инфаркт микарда, вот такой рубец. Вскрытие показало."
"- Ты идешь к этой Горгоне?!?
- Не, я к жене.."
"Да какая судьба? По пьянке закрутилось и не выберешься."
"Ну вот… день взятия Бастилии впустую прошел!"
"Людк! А Людк! Тьфу, деревня!"
8. "Самая обаятельная и привлекательная", 1985г., режиссер Г. Бежанов (И. Муравьева, Т. Васильева, А.Абдулов, М. Кокшенов, Л. Куравлев, В. Носик)
Умираю от этого фильма. Любимая Муравьева, харизматичная Васильева. Тонкий стеб над околопсихологией, с ее тестами и аутотренингами.
Любимые цитаты:
"- Мы все-таки инженеры.
- Да? А я думала, вы дрессировщики!"
"Я все делаю по любви, отсюда все мои неприятности."
"Женщина должна опаздывать. Минуты ожидания дают мужчине возможность лишний раз спокойно подумать о ней."
"Путь к сердцу мужчины лежит через его желудок. Но главное - ни в коем случае нельзя говорить, как, что и из чего приготовлено"
"Нужно, чтоб был вечный бой, понимаешь! Чтоб всю жизнь горело синим пламенем!"
"Ладится только у ремесленников, талантливые люди - в вечном поиске."
9. "Собачье сердце", 1988г., режиссер В. Бортко (Е. Евстигнеев, Б. Плотников, В. Толоконников, Р. Карцев)
На мой взгляд, самая удачная экранизация всех времен и народов. Никогда езе фильм так не попадал на мое восприятие книги. Безусловно, гениальный Евстигнеев. Ну, а мою любовь к той эпохе и Булгакову вы уже знаете.
Любимые цитаты:
"О-о-о!.. Етит твою мать, профессор!!!"
"Вчера котов душили-душили, душили-душили, душили-душили, душили-душили…"
"Вы, Шариков, чепуху говорите. И возмутительней всего то, что говорите ее безаппеляционо и уверенно"
"И вы, в присутствии дух людей с университетским образованием, позволяете себе давать советы космического масштаба и космической глупости"
10. "Гардемарины, вперед!", 1988г., режиссер С. Дружинина (Д. Харатьян, С. Жигунов, В. Шевельков, М. Боярский, Т. Лютаева, О. Машная, Е. Евстигнеев, А. Абдулов, И. Смоктуновский)
А это моя первая любовь) Леша с родинкой. Харатьян. Этим все сказано. Мое девичье сердце дрогнуло, и я преданно любила его некоторое время. Слушая дивные песни и мечтая о любви. Ну да, возраст у меня был самый подходящий для этого. Ну, и вообще, все прекрасно, наш ответ "Трем мушкетерам" в смысле, что и в России были свои герои. Но без Боярского тоже не обошлось, честно украшал собой фильм, фехтовал, флиртовал, кричал "Тысяча чертей!" "Анастасия, звезда моя!"
Любимые цитаты:
"И не надо смотреть на меня такими преданными глазами. Ничего такого тайного я тебе не доверял. Да об этом весь Петербург болтает. И все под страхом смертной казни."
"- Анастасия, звезда моя, кто это и почему вы опять целуетесь?
- Это... последний русский, Сережа. Он меня понимает и жалеет.
- Мне надоел этот последний русский. И предпоследний тоже."
Ну, а теперь традиционные вопросы. Во-первых, хотелось бы узнать, на каких фильмах вы выросли, и какие повлияли на ваши жизненные приоритеты и взгляды. А во-вторых, есть тут такие, кто не смотрел хотя бы один из упомянутых мной фильмов? Ну, просто любопытно...