Экономика Новгородской области находится фактически в преддефолтном состоянии, положение также усугубляется внешней негативной динамикой. Российская экономика в 2015 году вступит в полосу затяжного спада - говорится в опубликованном уточненном макропрогнозе Минэкономразвития РФ на 2015 год. Спад ВВП достигнет 3%, при условии сохранения среднегодовой цены на баррель в 50$.
http://tass.ru/ekonomika/1771411 Однако корни новгородских проблем, по моему мнению, лежат не столько в плоскости макроэкономики, сколько в нерациональном управлении региональной экономикой при губернаторе С.Г. Митине.
Регион жил в долг все последние годы, понимая наличие бюджетной прорехи - руководство области фактически ничего не предпринимало для ее решения. Проблема бюджетного дефицита решалась за счет получения новых кредитов. На данный момент ситуация такова, что новые кредиты необходимы области для того, чтобы погашать проценты по ранее взятым долговым обязательствам.
Далее предлагаю рассмотреть, как область пришла к тому, что долговая нагрузка приблизилась к 70% ВРП.
2011 год - дефицит составил 1 млрд 597 млн. рублей
2012 год - дефицит составил 1 млрд 277 млн. рублей
http://forumnov.com/index.php?showtopic=329930 2013 год - дефицит составил 958,3 миллиона рублей
http://ria.ru/economy/20131031/974061688.html 2014 год - дефицит составил 2 млрд. рублей
http://www.regnum.ru/news/economy/1746837.html 2015 год - планируемый дефицит бюджета 1 млрд. 400 млн. рублей
http://pryamayarech.ru/text/currenttidefitsit-byudzheta-novg Закономерным итогом подобной безответственной экономической политики стал наступающий коллапс региональной экономики.
По итогам 2013 года Новгородская область оказалась на 65 строчке из 83 возможных в рейтинге долговой нагрузки регионов.
http://vid1.rian.ru/ig/ratings/gosdolg_01_2014.pdf 2013 году принадлежит еще один антирекорд Новгородской области: мы вошли в список из четырех регионов с самым большим дефицитом бюджета.
http://goldring.ru/news/show/108629 Экономическое планирование, осуществляемое Правительством Новгородской области наглядно продемонстрировало, что у экономической команды губернатора С.Г. Митина нет альтернативного решения, кроме дальнейшего усугубления долговой нагрузки на регион.
http://www.rg.ru/2014/01/14/novgorod-zakon430-reg-dok.html Еще в сентябре 2014 года я прогнозировал, что в скором времени Сергей Митин может столкнуться с ситуацией, когда финансовые организации будут отказывать региону в кредитовании.
http://ev-chuprunov.livejournal.com/159728.htmlПрогноз стал реальностью уже через полгода: Новгородской области было уже дважды отказано в кредитовании - к объявленному тендеру не выразил интереса ни один участник.
http://vnnews.ru/economic/42209-na-aukcion-po-predostavleniyu-kredita-pravitelstvu-oblasti-snova-ne-vishel-ni-odin-postavshik.html Чиновники заказывали "нужные" кредитные рейтинги?
В сентябре 2013 года Рейтинговое агентство «РИА Рейтинг» присвоило Новгородской области рейтинг кредитоспособности по национальной шкале на уровне «АА-». Прогноз изменения рейтинга - «стабильный». Рейтинг «АА-» означает, что Новгородская область относится к категории заемщиков с очень высоким уровнем кредитоспособности.
http://riarating.ru/regions_ratings/20130930/610588878.html Парадоксально, но именно в 2013 году Новгородская область заняла 65 строчку в рейтинге долговой нагрузки регионов и вошла в четверку регионов с самым большим дефицитом. В экспертной среде говорят, рейтингами можно манипулировать, заказывая рейтинговым агентствам не просто проведение исследования, но и заранее запланированный результат. О проблемах манипулирования рейтингами писал, в частности, эксперт Евгений Балацкий.
И теперь самое интересное:
В конце 2010 года власти Новгородской области оплатили проведение исследования аналитиками международной компании Standard & Poor's. Долгосрочный кредитный рейтинг Новгородской области был НЕГАТИВНЫМ, однако заказчик отозвал результаты исследований. Не понравился результат. Аналитик службы кредитных рейтингов S&P Карен Вартапетов пояснил, что заказчиком кредитного рейтинга выступала администрация Новгородской области.
http://www.novgorod.allbusiness.ru/NewsAM/NewsAMShow.asp?ID=7661 В апреле 2014 года авторитетное международное рейтинговое агентство «Moody's» пересмотрело кредитные рейтинги 15 российских субъектов. В их число вошла и Новгородская область. Прогноз изменён на неблагоприятный.
http://vnnews.ru/economic/37004-kreditniie-reieting-novgorodskoie-oblasti-vstal-na-ponijenie.html Таким образом, можно предположить, что некие чиновники из Правительства Новгородской области сознательно манипулировали с рейтингами, заказывая у аналитиков нужный результат, подтверждающий высокую кредитоспособность региона. Вот только сотрудничество с авторитетными международными аналитическими компаниями не заладилось: им можно заказать исследование, но не нужный результат. Имидж бренда слишком дорого стоит, чтобы разменивать его на подобные мелкие заказы.
Что дальше?
Фальсифицированные рейтинги вполне годны для представления широкой общественности. Вот только в крупных банковских структурах работают серьезные финансовые аналитики, которые руководствуются собственной информацией, а не результатами от «РИА Рейтинг». Давать деньги в долг фактическому банкроту - никто не будет.
Если говорить о ситуации, то в Правительстве области фактически не знают, что делать. Губернатор выступает с откровенно популистскими идеями и мега-проектами: выжить с территории «чужых» сельскохозяйственных производителей, построить завод по нефтепереработке, сократить расходы на миллиард, повысить собираемость налогов на полтора миллиарда и т.д. Почти все это нереализуемо или нереализуемо в обозримой перспективе.
В качестве единственного имевшегося реального плана по перераспределению финансовых потоков была эпопея с отставкой мэра Великого Новгорода Юрия Бобрышева. В случае успешного перехвата контроля над городом, представители губернаторской группы влияния начали бы распродажу наиболее привлекательных активов - это позволило бы на какое-то время поддержать видимость стабильности в экономике, однако в конечном итоге свелось бы к поглощению городской инфраструктуры.
Мэр Юрий Бобрышев дал однозначно понять: с занимаемого поста он не уйдет. Губернаторская группа влияния потерпела поражение в противостоянии с городом. Москва однозначно транслировала установку на прекращение конфликта, именно этим объясняются результаты голосования в Гордуме от 5-го февраля 2015 года.
Еще одним ударом по положению губернатора С.Г.Митина стало подписанное полномочным представителем президента России в Северо-Западном федеральном округе Владимиром Булавиным распоряжение о кадровых перестановках. Главным федеральным инспектором в Новгородской области назначен Вадим Непряхин, его предшественник Алексей Карманов уволен.
«Не исключаю, что решение о ротации было принято, в том числе и по причине регулярного игнорирования губернатором определенных установок полпредства, связанных с конфликтными и кризисными ситуациями в регионе. Сейчас федеральная власть как никогда заинтересована в поддержании стабильности, а с этим у нас в области довольно ощутимые проблемы» - считает политтехнолог Михаил Шимановский.
http://news.novgorod.ru/news/139216/ Данную перестановку можно рассматривать как ослабление позиций губернатора С.Г. Митина, что не преминул, в свою очередь, отметить политтехнолог Александр Власов.
http://pryamayarech.ru/text/currenttiekspert-smena-federalno Предполагаю, что Новгородская область находится на пороге гораздо более крупных кадровых перестановок, задача которых - изменить сложившийся в регионе баланс сил.