Анализируя происходящие в Новгородской области события, поневоле прихожу к выводу, что региональная власть фактически утратила управляемость социально-политическими процессами. Более того: в Правительстве области принимают решения, которые прямо противоречат установкам из Администрации Президента. Можно «не уловить тренд» один раз, но когда это происходит много раз подряд, то создается впечатление, что местные власти находятся в состоянии политической агонии, когда гибнущий «организм» уже не понимает посылаемые «мозгом» команды.
Нарушение установок:
Первая нарушенная установка Кремля, о которой я писал ранее, это тлеющий конфликт мэр-губернатор. В стране, вошедшей в зону внешнеполитической турбулентности,
нельзя «раскачивать лодку», занимаясь раздуванием внутриэлитных конфликтов в угоду интересам финансовых группировок. Это было неоднократно транслировано, однако, губернатор Новгородской области С.Г. Митин оставался глух к предупреждениям до самого последнего момента, раскручивая маховик конфликта. В итоге, к тому моменту, когда пришла четкая команда остановить конфликт, губернаторская группа влияния среди депутатов городской Думы была готова поставить мэру Ю.И. Бобрышеву неуд.
Вторая нарушенная установка - это фактически проигнорированный призыв центра к регионам «жить по средствам». Правительством области сверстан заведомо неисполнимый дефицитный бюджет, который построен на миллиардных заимствованиях (предполагалось взять в долг еще 1.4 миллиарда рублей). Как я
писал ранее, имеются очень серьезные основания предполагать, что в 2013 году некие чиновники приложили руку к заказу фиктивного рейтингового исследования, призванного подтвердить статус Новгородской области как надежного заемщика. Независимые исследования компетентных аналитических организаций, проведенные как до, так и после 2013 года, демонстрировали негативную для региона динамику.
Третья нарушенная установка - начать демонстративно экономить на себе, чтобы продемонстрировать населению, что власть разделяет с ним экономические трудности. В рамках данной инициативы депутаты Госдумы
рассмотрят законопроект о сокращении собственной заработной платы на 10%. В Новгородской области выбрали принципиально иной путь:
сэкономить на молоке для детей и на льготных проездных билетах. За счет подобной меры Митин сэкономил для области до 600 миллионов рублей, однако цена этой экономии - политическое самоубийство региональной власти.
Новая власть:
Как уже писал ранее, в регионе появился новый главный федеральный инспектор Вадим Непряхин, сменивший Алексея Карманова, про которого многие новгородцы шутили, что он «карманный» инспектор губернатора. Это первый серьезный сигнал, говорящий о том, что
Москву не устраивают происходящие на Новгородчине процессы.
Второй момент - лишение статуса «почетного гражданина города» авторитетного бизнесмена Тельмана Мхитаряна. Лишение было произведено депутатами городской Думы по запросу прокуратуры. Парадокс в том, что большинство депутатов лично знали Мхитаряна, находились с ним в хороших дружеских и даже деловых отношениях. Вхожи «мхитаряновские» и в ближайшее окружение новгородского губернатора: так в сети появилось видео, на котором советник губернатора
Владимир Дмитриев исполняет блатную песню "Глухари на токовище" в окружении «отцов города» Тельмана Мхитаряна и Николая Кравченко. Власть прокуратуры оказалась сильнее дружеских и деловых связей - авторитетный бизнесмен
был лишен всех регалий, а вместе с ними и повода претендовать на амнистию 2015 года, приуроченную к 70-летию Победы.
В условиях кризиса силовики забирают себе все больше полномочий у Правительства области, и этот процесс санкционирован Москвой.
О ситуации в региональной экономике: где взять деньги?
Как я уже писал выше, бюджет, утвержденный Правительством области несколько месяцев назад, абсолютно нереалистичный. Никто не будет давать в долг миллиарды фактическому региону-банкроту с огромным дефицитом: в 2013 году Новгородчина заняла почетное
четвертое место по этому показателю среди российских регионов.
Второй момент - собираемость налогов и общий доход региона. Малый и средний бизнес стонет: сейчас речь идет о банальном выживании, а не о развитии. Те, кто может придумать обходной маневр, чтобы не платить налоги, обязательно это сделают, ибо жизнь вынуждает идти на такие шаги.
Сложности, связанные со сбором налогов,
были отмечены в Великом Новгороде еще осенью 2014 года, сейчас же ситуация еще более усугубилась.
К тому же следует учесть фактор инфляции: запланированные в бюджете доходы региона в 2015 году оцениваются в 23,8 млрд рублей. Предполагаю, что в лучшем случае удастся заработать порядка 22 миллиардов рублей, в то время как цены сильно уйдут вперед. Банки, малый и средний бизнес отпадают. Остается пойти за деньгами к владельцу крупнейшего в регионе предприятия ОАО «Акрон» Вячеславу Моше Кантору. По имеющейся у меня информации, В.М. Кантор должен был недавно открывать реконструированный на деньги «Акрона» психоневрологический интернат в Оксочи, уже были заготовлены публикации в ряде федеральных и местных СМИ, но Кантор так и не приехал. На церемонии открытия также должен был присутствовать губернатор С.Г. Митин. Предполагаю, что Кантор просто не захотел встречаться с губернатором, заранее зная, о чем может зайти речь. Хотя нельзя исключать и того, что у олигарха просто появились неотложные дела. В любом случае, сомневаюсь, что владелец химического гиганта будет рад помочь С.Г. Митину в решении его финансовых затруднений.
Средства, которые могли бы поддержать экономику региона на некоторое время, планировалось изыскать, перераспределив активы городских элит (по сути, осуществив рейдерский захват, прикрытый видимостью законности), однако, твердая позиция мэра Ю.И. Бобрышева, а также окрик из Москвы, предотвратили реализацию этого сценария, хотя бы на время.
Февральский рейтинг мэров, подготовленный Центром информационных коммуникаций «Рейтинг» совместно с Центром политологических исследований Финансового университета при правительстве Российской Федерации поставил точку в разговорах о неэффективности градоначальника. Юрий Бобрышев занял в нем 17-ю строчку, войдя в первую группу рейтинга. При этом Бобрышев повысил свое положение в рейтинге на 2 позиции, тем самым окончательно закрепив победу в противостоянии с губернаторской группой влияния.
Если сравнить этот успех с позициями Сергея Митина в аналогичных губернаторских рейтингах, то разница колоссальна и она, конечно, не в пользу главы региона.
Итого у администрации губернатора С.Г. Митина осталось только два пути: либо
экономить на избирателях (что он уже и начал делать), делая самых бедных еще беднее, либо произвести ревизию активов региона, попытавшись распродать «лишнее» московским инвесторам, если таковые найдутся.
Экономия на льготах и социальной поддержке фактически означает для С.Г. Митина политическое самоубийство.
Помимо подрыва губернаторского имиджа, у этого решения есть и другие «подводные камни»: экономия на социальном секторе экономики стремительно потащит вниз имидж «партии власти» в регионе. Недовольство населения неизбежно будет транслироваться на «Единую Россию», отбирая у партии голоса избирателей перед думскими выборами 2016 года. Таким образом, идти по пути экономии на социальном секторе - значит совершить идеологическую диверсию, подорвав тем самым позиции «Единой России». Думаю, что в Администрации Президента такой вариант будет, мягко говоря, не понят.
Остается ревизия и распродажа активов региона, с целью привлечения под них инвестиций, но здесь также возникают свои сложности. Дело в том, что при губернаторе С.Г. Митине в регионе активно проводилось «резервирование» земельных фондов. Иными словами, используя различные схемы, в разы занижающие рыночную стоимость земли, наиболее привлекательные активы передавались «своим» инвесторам, преимущественно из Питерской финансовой группы. По моей информации, в подобных схемах «резервирования» успели поучаствовать также «Проектстрой» и «Новгородгражданпроект». Причем если «Проектстрой» все-таки планирует использовать «зарезервированные» земли для строительства в ближайшем будущем, то питерские инвесторы рассматривали сделанные ими приобретения исключительно в качестве активов для перепродажи по завышенным ценам. Если следственные органы озаботятся проведением проверок по данным фактам, всплывет очень много интересного. Подсказка: можно начинать с продажи курортных земель в Старорусском районе.
Иными словами, наиболее привлекательные активы области уже давно имеют своего хозяина. Получается классический цугцванг - какой ход бы не предпринял С.Г. Митин, ситуация будет развиваться в сторону ухудшения.
Послесловие:
Единственное, что может облегчить «карму» С.Г. Митина в данной ситуации - это показная и демонстративная экономия на себе и своих чиновниках. За счет данной экономии можно высвободить серьезные финансовые средства, которые не спасут ситуацию в целом, но хотя бы дадут власти некое моральное право экономить и на других категориях избирателей.
Замечательный расклад по возможной экономии на чиновниках представила на страницах «Ваших Новостей» специалист по бюджету Анна Черепанова.
Итого, зарплаты губернатора С.Г. Митина и его 9 заместителей обойдутся бюджету в 20 миллионов рублей в год.
Расходы на содержание губернаторской резиденции в Шарматово - составили 17,1 миллиона рублей в 2013 году.
Содержание автопарка администрации в 2012 году обошлось новгородцам в 64,8 миллиона рублей. А надо сказать, что большинство чиновников пользующихся услугами автопарка - люди не бедные, имеющие в собственности личные автомобили. Иными словами, в Новгородской области есть на чем сэкономить…
Фото:
http://txt.newsru.com/pict/big/1598254.html