Транспортный кризис на контроле у Главного федерального инспектора

Mar 31, 2015 14:20





Новгородский политолог Евгений Чупрунов о проблемах автобусного парка Великого Новгорода и возможных последствиях для новгородцев от передачи предприятия в безвозмездное пользование.

Март 2015 года в Новгородской области прошёл под знаком протеста: своё недовольство отменой льгот выразили несколько политических партий и представители так называемой «несистемной оппозиции.  Было озвучено и требование об отставке губернатора Новгородской области Сергея Митина. Следует отметить и прогрессирующую динамику протеста: если на первом митинге было до 40 митингующих, то следующие протестные акции собрали уже до  400 человек.

На фоне гражданского протеста Правительство области было вынуждено пойти на попятную, заявив о необходимости внесения «доработок» в скандальный законопроект антисоциальной направленности.



Между тем, обнажившиеся проблемы являются лишь прелюдией к основному процессу: область должна заплатить по своим обязательствам. Попытки Правительства области по живому желание продемонстрировать кредиторам, что управляемость региона сохраняется на должном уровне, и опровергнуть появившиеся публикации о грозящем дефолте, ибо только в этом случае можно рассчитывать на привлечение дополнительных кредитов.

Однако у подобной экономии есть опасная сторона - можно раскрутить маховик социального недовольства, остановить который без применения специальных методик будет уже невозможно. Стоит вспомнить недавний скандал, связанный с планами ряда регионов отменить пригородное железнодорожное сообщение и реакцию на это президента Владимира Путина, адресованную чиновникам: «Вы что, с ума сошли что ли?» Видимым отражением процесса стала отмена льготного проезда в городском транспорте для тех категорий граждан, которые ранее пользовались соответствующими преференциями. Стоимость месячного проездного билета увеличилась до 1500 рублей, в то время как стоимость проездного билета у коллег в Санкт-Петербурге составляет 1350 рублей в месяц.

В соответствии с федеральным законодательством транспортная компания все эти годы осуществляла перевозку льготников, а связанные с этим издержки должны были компенсировать Российская Федерация и Новгородская область. И если государство платит по своим обязательствам, то у региона с этим возникли проблемы: долг Новгородской области перед ОАО «Автобусный парк» составил 197,6 млн рублей.

О существующей проблеме директор ОАО «Автобусный парк» Дмитрий Веркин рассказал в июньском номере (№6 за 2014 год) журнала «Муниципалитет».

- Перевозку льготников мы осуществляем постоянно, при этом причитающиеся денежные средства, которые мы вправе получать по закону, нам не выплачивают. Из-за этого мы вынуждены взыскивать их в судебном порядке и получать их по истечению двух-трех лет… Это главное обстоятельство и стало причиной нашей кредиторской задолженности…Подготовили и обратились с исками в Арбитражный суд Новгородской области о взыскании с области и Российской Федерации убытков, которые возникли от перевозки федеральных и региональных льготников, за 2008-2011 года на общую сумму 414, 6 млн. рублей. К настоящему моменту нам поступило от Российской Федерации 252,9 млн, рублей при этом от Новгородской области в счет погашения задолженности средств не поступило, - рассказывает в интервью журналу Дмитрий Веркин.

Решение долговой проблемы найдено в смене собственника: ряд депутатов городской Думы Великого Новгорода (входящих в губернаторскую группу влияния) предложили пустить с молотка ОАО «Автобусный парк». Основанием для передачи выступили долги предприятия, которое, якобы, является убыточным. Из этой серии также передача ОАО «Автобусный парк» областным властям, за что город также должен благодарить городских депутатов из группы влияния губернатора.

Напомню, что на настоящий момент времени собственником 100% акций ОАО «Автобусный парк» является муниципалитет. И если область перечислит на счёт перевозчика то, что должна согласно решению суда - то «экономически неэффективная компания» автоматически оказывается в профиците. Но региональные власти оспаривают решения судов и предпринимает попытки перекредитоваться. На данный момент по этим долгам перевозчик уже выиграл в арбитражном суде Великого Новгорода иск (дело № А44-5692/2011, А44-4272/2012, А44-3676/2013) к Новгородской области. Правительство области подало апелляцию в вышестоящую инстанцию в Вологде - но и вынесенное там решение оказалось в пользу ОАО «Автобусный парк».

16 марта 2015 года о сложившейся критической ситуации был письменно уведомлен Главный федеральный инспектор по Новгородской области Вадим Непряхин. (Пример.ред.- копия письма имеется в распоряжении редакции).

В письме руководство ОАО «Автобусный парк» подробно описывает положение, просит оказать содействие в решении вопроса, связанного с исполнением областью своих финансовых обязательств. Тот факт, что ОАО «Автобусный парк» выиграло несколько исков в различных инстанциях, а также то, что контроль за ситуацией осуществляется Главным федеральным инспектором, наводит на мысль, что местные силовики пристально следят за развитием конфликта. Путинские установки «не раскачивать лодку» вынудят бюрократов искать конструктивные пути решения ситуации. Просто взять и отменить автобусы, как это было сделано с электричками, не получится, по долгам придется платить. В условиях экономического кризиса влияние силовиков на политику несказанно возросло - теперь региональная власть будет вынуждена воспринимать сигналы, транслируемые представителями силовых ведомств. Арест сахалинского губернатора Хорошавина - лишнее тому подтверждение.

Ситуация с долгами все дальше заходит в тупик. ОАО «Автобусный парк» должен выплатить в пенсионный фонд порядка 40 миллионов рублей, имеется задолженность перед энергетическими и транспортными компаниями. Несмотря на это, перевозчик исправно выполняет свою работу, большинство новгородцев даже не догадываются, что город, возможно, стоит на пороге транспортного кризиса. В случае если решение вопроса затянется - ОАО «Автобусный парк», осуществляющий порядка 60% региональных перевозок, будет поставлен на грань выживания. Возникло принципиальное противоречие: перевозчик не может заниматься извозом граждан себе в убыток, правительство области не выражает желания и далее субсидировать перевозки, а граждане, ранее пользовавшиеся льготами, не готовы платить полную цену. В итоге произошла отмена льгот, на которую население отреагировало массовыми акциями протеста.

Между тем, еще 14 января 2014 года была проведена экспертиза обоснованной стоимости перевозки пассажиров общественным транспортом. Экспертное заключение за подписью Главного специалиста-эксперта отдела по регулированию тарифов на услуги ЖКХ и непроизводственной сферы Е. Л. Болотовой было представлено на заседании правления комитета по ценовой и тарифной политике области. Экономически обоснованной стоимостью перевозки одного пассажира - была признана сумма эквивалентная 20 рублям. Предполагаю, что чиновники будут искать варианты экономии, связанные с сокращением маршрутов и отменой льгот. Сокращая таким образом издержки перевозчика, удастся добиться рентабельности предприятия за счёт наиболее социально уязвимых слоев населения. Однако выход предприятия на самоокупаемость не решает долговой проблемы. Долговая связка - область должна перевозчику, а перевозчик должен социальным фондам и энергетикам - превращается в гордиев узел, разрубить который можно только выполнением обязательств. Иными словами, ситуация, требующая от областных чиновников принять решение по субсидированию перевозок, возникла далеко не сегодня, но более откладывать ее решение в «долгий ящик» - возможности нет. Если допустить гипотетическую вероятность банкротства ОАО «Автобусный парк» - в регионе неизбежно возникнет транспортный коллапс, решение проблемы потребует вмешательства из Москвы.

Есть ещё один вариант решения долговой проблемы, лежащий на грани фола. Анализируя действия депутатов городской Думы, оказывавших давление на мэра Великого Новгорода Юрия Бобрышева с целью добиться передачи акций ОАО «Автобусный парк», прихожу к выводу, что теоретически такой вариант возможен.

Суть его заключается в следующем. Успешное предприятие, попавшее в долговую яму за счёт отказа области оплатить свои обязательства по перевозке льготников, продается на сторону (предполагаю, что покупателем выступит финансовая группа из Санкт-Петербурга) по остаточной стоимости - приблизительно за 68-70 миллионов рублей (при этом мой источник оценивает фактическую стоимость активов ОАО «Автобусный парк» приблизительно в 350 миллионов рублей). Новый руководитель оказывает «ответную услугу» - в течение оговоренного времени не выставляет области финансовых претензий по ранее оказанным услугам. Такой вариант реален, однако, смена собственника в кризисных условиях будет чревата сбоем отлаженной системы работы общественного транспорта, что может привести к социальным волнениям.

В случае, если ситуация получит федеральный резонанс, Кремлю понадобится найти виноватого, кандидатуру которого, вне всяких сомнений, укажут местные силовики. Юрий Бобрышев хорошо понимает последствия такого развития событий - в силу этого, предполагаю, что мэр предпримет все возможные действия, дабы не допустить фальш-банкротства ОАО «Автобусный парк» и передачи актива новому владельцу из муниципальной собственности.

Историческая справка:

В ноябре 2015 года ОАО «Автобусный парк» исполнится 60 лет - правда в далеком 1955 году предприятие называлось Новгородским автотранспортным пассажирским хозяйством.

В советские годы предприятие довольно динамично развивалось, за первых десять лет увеличив подвижной состав с 36 автобусов, до 143 единиц. Более того, удалось ПАТП-2 выжить и в смутное время 90-х. В 1993 году был сформирован троллейбусный парк - руководствовались, в первую очередь, желанием видеть город экологически чистым. В 1996 году за счет кредита МБРР удалось приобрести 80 автобусов марки Mercedes-Benz и 10 троллейбусов Skoda, капитальный ремонт прошла часть старой автобусной техники. В 2009 году были приобретены еще 17 новых автобусов ЛиАЗ, по программе 70% стоимости финансировалось из федерального бюджета. Несмотря на попытки обновления подвижного состава, к началу 2012 года техническое состояние автопарка было плачевным: 67% автобусов выработали свой ресурс и работали «на честном слове». В качестве выхода МУП ПАТ-2 взял в аренду 93 автобуса ЛиАЗ. Сделка была тщательно проверена Правовым управлением и Комитетом финансов администрации города - и одобрена. На сегодняшний день правоприемником МУП ПАТ-2 является компания ОАО «Автобусный парк».

Имущество автопарка - это гаражи, ремонтные мастерские, современные технологии контроля, включая ГЛОНАСС, модернизированная инфраструктура, около 150 единиц автобусов. ОАО «Автобусный парк» обеспечивает рабочими местами порядка 800 новгородцев, доля предприятия в перевозке пассажиропотока составляет порядка 65%.

Источник: http://pryamayarech.ru/text/currenttitransportnyij-kollaps-

ОАО "Автобусный парк", Сергей Митин, Великий Новгород, кризис

Previous post Next post
Up