Ольга Седакова во многих своих выступлениях указывает на странный парадокс "просвещенного человека". Locus classicus - слова из лицейского стихотворения Пушкина: "Ум ищет Божества, а сердце не находит” (
“Безверие” 1817-19 гг.). В этой заметке я постараюсь истолковать «Безверие» для прояснения экзистенциальной ситуации «расцерковленного» человека.
"
(
Read more... )
Comments 30
Reply
Reply
Здесь возникает (мнимое) противоречие.
Верная иерархия (разумных, духовных, душевных) сил человека - подобна перевернутой пирамиде, где плоть, давит на душу, душа ущемляет дух. До восстановления верной иерархии (покаяние, таинства, аскетика) - ум угнетен. Но с его освобождением, он прочно уже может занимать подобающее ему высокое место.
Но знания в этом случае являются уже не столько фрагментарным способом познания (как ночью мы ползаем с фонариком по темной земле, выхватывая фрагменты), а подчинены духу, который пребывает в здравии, очищая ум, благодаря молитве, причастию Телу Христову (Церкви).
Т.е. Богослов тот, кто чисто молиться и имеет чистое сердце.
Как культурист накачивая красивые мышцы, делается в целом уродливым, так и тот, кто перекачивает ум только знаниями (без очищения сердца и ущемления плоти) и привития себя Древу Жизни - делается бесплодной смоковницей.
Reply
С другой стороны, миф - это по большому счету изложение духовных реальностей на языке человеческих понятий и образов. И в этом смысле можно говорить о мифах истинных и ложных. Например, поздний христианский миф о восстании и падении ангелов куда менее убедителен, чем более ранний енохианский миф о связи ангелов с "дочерями человеческими", приведшим их к падению.
Reply
Если вы говорите о ложности и истинности мифа. Каковы критерии различения одного от другого?
Reply
Вопрос об истинности и ложности мифа мы уже упоминали... Тут надо комплексное исследование - насколько авторитетны его источники, как он соотносится с философией, богословскими догматами, научными данными.
Reply
Это довольно опасно, но с другой стороны, все опасно. И сотаваться в бездействии, под предлогом того, что "нет доказательств", может быть просто удобнее - но честнее ли? Тем более, что практика, особенно в христианстве, это не "святая вода", а отношения с людьми и отношение к людям - по Евангелию. И тут есть очень реальный шанс получить ответ, откровение.
Reply
Когда экзальтированная госпожа Хохлакова, обратилась к старцу Зосиме, дескать, что мне делать, чтобы уверовать? Он ей ответил: практика любви. Не ко всему человечеству, к этому конкретному человеку с его придурью, с его неблагодарностью, с его хамством. И тогда через любовь ты и узнаешь, что Бог есть и что Бог есть любовь.
Несомненно, это должно быть ключевой и превалирующей практикой, а не таинства, как это есть сейчас.
Имхо. Можно быть христианином не участвуя в таинствах (Банхоффер - анонимное христианство), но нельзя быть христианином, не совершая поступков любви хотя бы по отношению к кругу своих ближних.
Смещение акцента с любви на таинства - это грубейшая подмена, которая подтачивает христианство все века его существования. Имхо
Reply
Reply
Люби и делай, что хочешь. Августин
Reply
Reply
Reply
Reply
А вот это требует уточнения:
"Поэтому на самом деле, кроме ума нет вообще ничего, а вера, любовь и прочая суть трансцендентальное ума имманентное ему, т.е. сам ум в своем ином".
Я бы все-таки более отчетливо разделял: эмоциально-чувственную сферу, волевую, когнитивную и память как интегральный феномен. (Это из советской психологии, но это не худший расклад).
Ясный день, что под умом Плотин, Палама и т.д. - понимали нечто иное, не то что мы понимаем под умом сейчас. Очевидно, для них это было более объемный феномен.
Но если использовать современную терминологию, разве можно сказать, что мистический опыт дается в уме? Где тут доля воображения, чувства, наконец, более завязанной на физиологии эмоции?
+ широчайшая тема сознания - термин, которого не было в христиансткой и античной культуре, но который развивался на Востоке.
Reply
Reply
Я бы описал его ум как практику трансцендирования:
1. вывались из обычного ума в отчаянной попытке помыслить хлопок одной ладонью (или Троицу, которая есть Единый Бог)
2. продолжай мыслить дальше, когда ты уже экстатировал из ума.
Кстати, тексты Хайдеггера (не все), будучи принципиально недискурсивными и не совсем поэтичными, свидетельствуют именно о таком экстазе ума.
Но заумь вряд ли может называть умом :)
Reply
Leave a comment