Лукашенко рассказал украинцам не о водном пути E40, а про порт в белорусских Нижних Жарах на Днепре

Oct 03, 2019 16:17


Александр Григорич всё в кучу смешал. Водный путь Е-40 - маршрут длиной более 2 тыс. километров, проходящий по территории Польши, Беларуси, Украины. Работу над проектом «Восстановление магистрального водного пути Е-40 на участке Днепр - Висла», который ей интересен, Украина начала в 2014 году. Официальных лиц, а не экспертное сообщество, Беларуси ей удалось привлечь к этому проекту только в 2017-м году, когда стороны договорились обратиться в Еврокомиссию с заявлением о включении речного маршрута Е-40 в Транс-Европейскую транспортную сеть (TEN-T). Вопрос возобновления судоходства по международной водной магистрали Е-40 является одним из приоритетов Национальной транспортной стратегии Украины до 2030 года и не имеет никакого приоритетного статуса в Беларуси.
Непостроенный порт же в белорусских Нижних Жарах на Днепре, о котором настойчиво говорил Лукашенко, к Е-40 не имеет никакого отношения, поскольку расположен на Днепре выше по течению, чем устье Припяти. По которой и проходит Е-40 (через Припять соединяется Днепр и Висла). И этот гипотетический порт, на строительство которого власти Беларуси настойчиво заманивают инвесторов, похоже что интересен только им. Поскольку место это удалено и от интересных для перевозки грузов (нефтепродукты, удобрения), и там нет никакой инфраструктуры. Был же уже прецедент, чтобы такой вывод сделать. В этом плане существующий и обладающий всеми этими привлекательными качествами порт Мозырь, расположенный в аккурат на Е-40, несравненно привлекательнее. Без учета прочих минусов, конечно.
Но, увы, и на Днепре (Нижние Жары) и на Припяти (Мозырь) есть идентичная беда - глубины. Около 2,2 м (от Нижних Жаров до Киева) и 0,5 - 1,2 - 2,2 м (Мозырь - Киев). Тогда как для устройства фарватера под суда "река-море" требуется глубина не менее 3,5 м.
И есть проблема. Украинские специалисты с радостью углубили бы фарватер на своём участке устье Припяти - Киев, ежели продвинулся бы вопрос с белорусской стороной по аналогичному дноуглублению на маршруте Е-40. По крайней мере до Мозыря. Чтобы украинцы могли рентабельно и без промежуточного перегруза возить оттуда всё, что им интересно (они уже заявляли интерес к тамошним нефтепродуктам), и в порты на Чёрном море, и не только.
Когда же белорусская сторона стала волокитить вопрос требуемого углубления фарватера Припяти, но требуя от украинцев дноуглубления от устья Припяти и до Киева (дабы начать и порт на Днепре строить, и самим свой участок до порта копать), то получили естественный ответ: "Хорошо, но на участке Припять - Нижние Жары нет паспортных глубин, мы копать не будем, у нас нет свободных средств. Это около $5 млн. Ваши грузы - вы и копайте, или вы даете деньги, мы копаем".
Кстати, это, как было подчеркнуто, ещё и не сертифицированный участок. Какое судоходство, какое копать?! Это только в этом году украинцы (а не представители Беларуси) предложили на Рабочей группе Европейской экономической комиссии (ЕЭК) ООН по унификации технических предписаний и правил безопасности на внутренних водных путях внести в «Синюю книгу» (Перечень основных характеристик и параметров сети водных путей категории Е) участок «река Днепр от села Нижние Жары до устья реки Припять» с определение класса и габаритов судов, которые могут проходить по этому участку.
А, что касаемо собственно дноуглубления, то украинцы провели целый ряд мероприятий в этом направлении, хотя запрошенная ими у Минска информация, существенная для выполнения работ, так и не была предоставлена.
Ну так кого Лукашенко попрекать должен в неактивных действиях?

Лукашенко рассказал о проекте водного пути E40. 27.09.2019, Белорусы и рынок

Александр Лукашенко считает, что для реализации проекта по развитию судоходства по Днепру нужны более активные действия украинской стороны


Об этом президент Беларуси заявил во время встречи с представителями украинских СМИ 26 сентября в Минске, передает его пресс-служба.

«У нас масса мирных проектов, как дорога по Припяти и Днепру - какой бы синергетический эффект имело бы это сотрудничество», - сказал Александр Лукашенко и отметил, что Беларусь сделала все для реализации проекта.

Президент напомнил о главной проблеме - углубление дна Припяти и Днепра.

«Мы на себя взяли обязательства - углубили дно Припяти. Вопрос за вами. Надо углубить дно, чтобы везде по Днепру могли пройти суда «река-море», - объяснил Александр Лукашенко.

Проект предполагает строительство речного хаба в беларусских Нижних Жарах на Днепре у границы с Украиной.

«Этот порт (там мы привлекли и частные инвестиции), он фактически готов принимать суда. Если увидим, что Украина очень заинтересована, мы здесь добавим, сделаем порт и решим другие вопросы на еще более высоком уровне», - отметил Александр Лукашенко.

Ввод в эксплуатацию водного пути стал бы «серьезнейшим толчком» в развитии двухсторонних отношений, уверен Лукашенко. Он обратил внимание на то, «что у нас прекрасная логистика по суше (и не только по суше) с Балтикой. Мы могли бы с севера по реке в Черное море пустить потоки грузов».

«Привлекательность логистическая, транзитная для Украины и Беларуси приличная, рабочие места, будем зависеть больше друг от друга. Почему этим не заниматься?» - резюмировал президент Беларуси.

Напомним, Водный путь Е40 (по маршруту Гданьск-Варшава-Брест-Пинск-Мозырь-Киев-Херсон) существует на бумаге с 1996 года. Против его развития выступают ряд экологических организаций. Создание пути потребует спрямления русла реки, строительства гидротехнических сооружений, которые якобы могут уничтожить уникальный природный комплекс реки Припять. Водный путь должен связать Днепр, Припять, Буг и Вислу.


Для возобновления судоходства по Днепру нужны более активные действия Украины - Лукашенко. 30.09.2019, Порты Украины

Для реализации проекта по восстановлению судоходства по Днепру необходимы более активные действия украинской стороны. Об этом заявил Президент Беларуси Александр Лукашенко на встрече с представителями украинских СМИ в минувший четверг, передает БЕЛТА.

«Что касается Беларуси, мы сделали все (для реализации проекта). Вопрос стоял только в одном (он и сейчас у вас в одном) - это углубление дна, надо углубить дно Припяти и Днепра. Мы на себя взяли обязательства - углубили дно Припяти. Вопрос за вами. Надо углубить дно, чтобы везде по Днепру могли пройти суда «река-море», - сказал Лукашенко.

По проекту в Беларуси планировалось строительство порта «река-море» на глубоководном участке Днепра в районе деревни Нижние Жары Брагинского района, который находится практически на границе с Украиной. Предполагается и углубление фарватера реки на участке между портом и Киевским водохранилищем. «Этот порт (там мы привлекли и частные инвестиции), он фактически готов принимать суда. Если увидим, что Украина очень заинтересована, мы здесь добавим, сделаем порт и решим другие вопросы на еще более высоком уровне», - отметил Лукашенко.

«Уверен, что это был бы серьезнейший толчок. Тем более с учетом того, что у нас прекрасная логистика по суше (и не только по суше) с Балтикой. Мы могли бы с севера по реке в Черное море пустить потоки грузов. Привлекательность логистическая, транзитная для Украины и Беларуси приличная, рабочие места, будем зависеть больше друг от друга. Почему этим не заниматься?», - перечислил преимущества проекта Лукашенко. По его словам, сейчас требуются более активные действия со стороны Украины.

***
Весной нынешнего года совместная комиссия представителей Филиала «Дноуглубительный флот» ГП «Администрация морских портов Украины» (АМПУ) и Филиала «Нижне-Припятский» Республиканского унитарного эксплуатационно-строительного предприятия «Днепро-Бугский водный путь» проинспектировала речной судоходный путь от города Мозырь (Беларусь) до устья реки Припять (Украина) протяженностью 188 километров.

Совместное инспектирование осуществлено согласно договоренностям, достигнутым в ходе переговоров АМПУ и «Днепробугводпути», которые состоялись в Киеве 5 февраля 2019 года. В ходе переговоров стороны обсудили возобновление и развитие речного судоходства между Украиной и Беларусью и планы проведения дноуглубительных работ на украинском и белорусском участках Припяти в 2019 году. Ориентировочный объем грунта, который необходимо извлечь, составляет 1,2 млн кубометров. Для выполнения работ украинская сторона планировала привлечь Филиал «Дноуглубительный флот» АМПУ, а также подрядные компании. Белорусская сторона намеревалась задействовать собственный флот «Днепробугводпути».

Совместная работа украинской и белорусской сторон проходит во исполнение Дорожной карты по улучшению судоходства на реках Днепр и Припять в рамках проекта восстановления международного пути Е-40.

Водный путь Е-40 - маршрут длиной более 2 тыс. километров, проходящий по территории Польши, Беларуси, Украины. Работа над проектом «Восстановление магистрального водного пути Е-40 на участке Днепр - Висла» началась в 2014 году. Проект предусматривает, что водный путь станет новым торговым маршрутом между портами Балтийского и Черного морей и позволит ежегодно перевозить до 4 млн тонн грузов.

«Гермес-Трейдинг» предлагает создать рабочую группу по возрождению пути Днепр - Припять - Висла. 19.08.2016, Порты Украины

По его мнению, развитие пути Е-40 через Припять, дальнейшая интеграция речного транспорта Украины и Беларуси в Европейскую транспортную сеть

Использовать европейский опыт развития речного судоходства на примере пути Дунай-Рейн-Майн предлагает генеральный директор «Гермес-Трейдинг» Юрий Скичко в эксклюзивной колонке для сайта ports.com.ua

«Мы как бизнес выступаем за создание совместной рабочей группы и проведение рабочей встречи Министерства Инфраструктуры, Министерства финансов, Минэкономики, Таможенной администрации Республики Беларусь, Украины, Польши и бизнес структур, операторов рынка: Укрречфлот, Белорусского пароходства и прочих заинтересованных сторон, и по результатам работы предложить руководству стран, кабинету министров предложения и возможности по реализации совместных проектов по развитию речной логистики и улучшению экономики стран», - написал Скичко.

По его мнению, развитие пути Е-40 через Припять, дальнейшая интеграция речного транспорта Украины и Беларуси в Европейскую транспортную сеть, использование Е-40 в полной мере как транзитного пути для соединения Северной Европы через Польшу с причерноморским регионом, в перспективе - с Азией являются приоритетными проектами развития транзитного потенциала этих стран.

АМПУ предложила внести в «Синюю книгу» ЕЭК ООН украинско-беларусский участок на Днепре. 03.07.2019, Порты Украины

Филиал «Дноуглубительный флот» ГП «Администрация морских портов Украины» (АМПУ) в составе украинской делегации принял участие в 55-й сессии Рабочей группы Европейской экономической комиссии (ЕЭК) ООН по унификации технических предписаний и правил безопасности на внутренних водных путях, состоявшейся в конце июня в Женеве (Швейцарская Конфедерация). Об этом сообщила пресс-служба филиала.

Согласно повестке дня на сессии были рассмотрены вопросы создания современного флота, повышения безопасности судоходства, активации инноваций, развития инфраструктуры внутренних водных путей, унификации технических предписаний и правил безопасности на внутренних водных путях. Также участники рабочей группы обсудили развитие речных информационных служб, взаимное признание удостоверений судоводителей, согласование профессиональных требований во внутреннем судоходстве.

Делегаты рассмотрели необходимость внесения поправок в Перечень основных характеристик и параметров сети водных путей категории Е («Синяя книга»). По инициативе украинской делегации было проведено обсуждение урегулирования вопроса корректного отображения данных «Синей книги» на следующих участках: участок реки Припять от границы между Республикой Беларусь и Украиной до устья (класс IV) - осадка 1,2 м; участок реки Днепр от устья Припяти до Киева (класс Va) - осадка 2,2 м; участок реки Днепр (класс Vb) от Киева до Херсона - осадка 3,2 м. Специалисты отметили, что в «Синей книге» должны быть отражены максимальные осадки судов, а не гарантированные глубины на участках водного пути, которые ошибочно отражены по указанным участкам в текущем издании «Синей книги».

Также предложено внести в «Синюю книгу» участок «река Днепр от села Нижние Жары до устья реки Припять» и определение класса и габаритов судов, которые могут проходить по этому участку.

Другим важным вопросом, который рассматривался на сессии, был вопрос согласования на европейском уровне технических предписаний, применимых к судам внутреннего плавания. Речь идет о признании судовых документов для судов под флагом стран, не являющихся членами ЕС, и признание удостоверений судоводителей их экипажей.

«Для Украины важно признание удостоверений судоводителей и судовых документов при осуществлении международных перевозок в странах ЕС. Однако пока нет понимания, какие именно должны быть процедуры для взаимного признания их при использовании странами. Кроме того, в результате введения в действие новой директивы ЕС будут признаваться только удостоверения нового образца, в результате чего суда под флагом не страны ЕС не смогут получить доступ к рынку перевозок стран ЕС», - подчеркивается в сообщении.

***
Заместитель министра инфраструктуры Виктор Довгань сообщил в октябре 2018 года, что Беларусь пока не определились с точными сроками завершения строительства речного порта в Нижних Жарах на границе с Украиной, однако сохраняет интерес к проекту. «На сегодняшний день нет четкого понимания относительно этапов и сроков реализации проекта строительства порта в н.п. Нижние Жары (Беларусь). Таким образом, привлечение средств для разработки ТЭО по капитальному дноуглублению на уровне 3,65 метра на участке н.п. Нижние Жары - Киевская ГЭС невозможно», - отмечал он.

Планы по восстановлению международных грузовых перевозок по Днепру обсуждалась в ходе девятого заседания Украино-белорусской рабочей группы по вопросам транспорта, состоявшегося в Бресте в марте 2017 года. Тогда стороны договорились обратиться в Еврокомиссию с заявлением о включении речного маршрута Е-40 в Транс-Европейскую транспортную сеть (TEN-T).

Идея строительства порта на границе с Украиной вынашивается в Беларуси с 2011 года. В августе 2016 года вице-премьер Беларуси Анатолий Калинин поручил Минтрансу проработать вопрос строительство порта река-море на глубоководном участке Днепра в районе деревни Нижние Жары.

На дноуглубление для речного хаба Украина - Беларусь нужно $5 млн - Довгань. 26.07.2017, Порты Украины

Проект дноуглубления Днепра для создания речного хаба Украина - Беларусь в селе Нижние Жары (Гомельская область) потребует финансирования в объеме около $5 млн, которые может выделить белорусская сторона. Об этом заявил заместитель министра инфраструктуры Виктор Довгань в интервью ABCnews.

«С белорусами мы сейчас ведем переговоры в Минске и Киеве, они хотят везти из Беларуси в Украину нефтепродукты и калийные удобрения. Мы говорим: «Хорошо, но на участке Припять - Нижние Жары нет паспортных глубин, мы копать не будем, у нас нет свободных средств. Это около $5 млн. Ваши грузы - вы и копайте, или вы даете деньги, мы копаем», - рассказал он.

По словам Довганя, предварительная экспертиза Министерства экологии вынесла нейтральный предварительный вердикт по этому проекту.

Достижение окончательной договоренности о финансировании и сроках проекта создания речного хаба Украина-Беларусь ожидается по итогам переговоров на уровне вице-премьеров Украины и Беларуси в Киеве в конце июля.

Возможность восстановления международных перевозок водным транспортом обсуждалась в ходе девятого заседания Украино-белорусской рабочей группы по вопросам транспорта, состоявшегося в Бресте в марте 2017 года. Тогда стороны договорились обратиться в Еврокомиссию с заявлением о включении речного маршрута Е-40 в Транс-Европейскую транспортную сеть (TEN-T).

Украина и Беларусь ведут также переговоры о создании речного транзитного хаба на границе - в селе Нижние Жары Гомельской области.

В реализацию проекта по восстановлению судоходства по реке Днепр Украина и Беларусь готовы инвестировать $30 млн.

Вопрос возобновления судоходства по международной водной магистрали Е-40 является одним из приоритетов Национальной транспортной стратегии Украины до 2030 года.

транзит, нефтепродукты, Лукашенко, Украина, РБ, транспорт, переговоры, перевалка, логистика

Previous post Next post
Up