Плановые показатели белорусского экспорта срываются. Но не в натурном, а в валютном выражении, пишут БелСМИ. Девальвация российского рубля ухудшает показатели экспорта белорусских промпредприятий. Безграмотная оценка валютных рисков, то бишь. В принципе, надо увольнять ответственных министров за такое - из Беларуси пром.продукции аж 53% поставляются в Россию, так что риск очевиден.
Ну а над экспортом ни в дальнее (30%), ни в ближнее (17%) зарубежье так по-прежнему никто особо не работает, похоже. А почему? Может быть потому, что весь год еженедельно и неустанно заняты другим. Над чем посол РФ в РБ Мезенцев (человек бывалый) уже, похоже, просто тонко иронизирует: "
Премьер-министры на переговорах 6 сентября поставили перед заинтересованными министерствами, соответственно, и перед главами этих ведомств, задачу еженедельной плотной работы и сверке позиций. Именно в таком ключе работают сегодня представители правительственных структур". Люди углубились в интеграцию с РФ и обустраивают общие рынки, потому и не занимаются делом - диверсификацией экспорта - она же минимизация рисков (Владимир Владимирович сразу вспоминается, но не инициатор углубления интеграции, а Маяковский, стих
ПРОЗАСЕДАВШИЕСЯ).
Вот так, похоже, свои продажи сахара беларусы и угробили, организовав общий рынок (
Эксперты РФ не видят смысла в ценовом регулировании рынка сахара с Беларусью. Интерфакс) и неправильно просчитав риски. А вот теперь и за другие рынки принялись. Результат, по-моему, не трудно предсказать.
Не ждут белорусскую продукцию нигде, скажете? Выхода иначе нет и надо интегрироваться. Так а почему тогда (только несколько примеров из целого ряда) Казахстан настойчиво предлагает помощь по продвижению белорусских товаров на рынок Китая, Узбекистан - Афганистана, Азербайджан - Турции? Раз предлагают - значит могут продвинуть, выходит. У них - получится, не сомневаюсь, ибо это их уже хорошо разработанные каналы. Разумеется, на обоюдовыгодных для сторон условиях получится. А не как некоторые белорусские деятели любят - "в одну харю жрать", как с тем же перспективнейшим Туркменистаном получилось. Вот на это всё переговорщиков и направить бы. Чтобы еженедельно и плотно работали (как Мезенцев работу с россиянами описывает).
Или вот про проблемы продвижения продукции на рынок ЕС сегодня всё тот же зам.министра промышленности Беларуси Свидерский интересно сказанул. Оказывается, есть великая проблема у Минпрома в достаточной укомплектации сервис-центров МАЗа и МТЗ в Европе запчастями. Почему? Мы ведь регулярно слышим про непомерные складские запасы готовой продукции на складах этих государственных предприятий, а теперь выясняется, что их сервис-центры в ЕС страдают от недопоставок запчастей. Любопытно: готовой продукции избыток, а запчастей - недостаток. Неужто дешевле, чтобы собранная, но не проданная техника на складах ржавела? Почему целый зам.министра так мучается-страдает, вместо того, чтобы просто выгнать ответственных за такое безобразие и нанять пригодных к этой работе менеджеров? И почему, кстати, не объединить сервис-центры в ЕС в единую структуру, обслуживающую всю белорусскую технику, а? Хороший выигрыш в логистике, специалистах и экономии средств может получиться. Ежели грамотно организовать. Ибо дорого для маленькой Беларуси под каждый бренд свои сервис-центры содержать.
А ещё он же (Свидерский) в том же ключе сказал, что на рынок ЕС придёт Китай, у которого металлопродукция дешевле, чем у БМЗ, и тому будет худо. Возможно, что Свидерский и хохмил, ибо это известная история про персональные санкции ЕС против БМЗ как раз из-за демпинга (
Евросоюз начал антидемпинговое расследование в отношении БМЗ. 01.04.2016 //
Как власти забрали деньги у белорусов и направили дотации жителям ЕС. 01.04.2016 //
Евросоюз ограничил поставки продукции Белорусского металлургического завода. 20.12.2016 //
Доигрались: Евросоюз пошел на санкции против гиганта белорусской промышленности. 20.06.2017). А, если говорить серьёзно, то, полагаю, надо думать не про Китай, а отметить, что себестоимость металлургической продукции модернизированного пр-ва БМЗ всё же качественнее и дешевле, чем выплавляемое на доморощеных литейках МТЗ, ММЗ и прочих. Вот где стоило бы экономить, удешевляя тем самым конечный продукт с высокой добавленной стоимостью, а не тупо поставляя чухи да катанку в ЕС. Даже в России, не то, что в Китае, такие полу-кустарные литейные производства, как в Беларуси при з-дах, позакрывали и выплавляют ценное литьё централизованно на современных комбинатах. Отсюда и качество, и цена. А в Беларуси нет, чтобы на площадке БМЗ в Жлобине сделать цеха под литьё МТЗ, ММЗ и прочих нуждающихся заводов (я об этом, как раз
применительно к БМЗ, ещё в 2011 году писал, рассуждая о целесообразности объединения мощностей), здорово сэкономив и на очистных сооружениях, и на газораспределительных сетях и много ещё на чём, опять ладят какую-то кустарщину в Столбцах и за миллиарды евро.
Ну и при чем тут "белорусская модель" и "необходимость структурных реформ", о чём криком кричат белорусские министры, когда налицо банальные дефекты управления, планирования и профнепригодность отдельных кадров, ежели не саботаж. Вот справились бы с элементарным разгильдяйством да бесхозяйственностью сначала, получили бы статистику и стало бы понятно, что надо делать.
А так альтернатива одна - всё распродать и позакрывать. С непредсказуемым результатом для страны, но предсказуемым "для кармана". Вот и все "структурные реформы". Чего, как я понимаю, и желают бравые интеграторы.
К примеру, это же не разговор о нуждах государства, а типичная предпродажная подготовка активов (
«У нас больше всего колхозов». Минпром хотел бы отдать 80% социальных объектов государству. 17.09.2019, TUT.BY). А в чём разница? Ну отдашь ты социалку государству, а оно с тебя же и возьмёт налогами те же деньги, что ты на это всё тратил до передачи. Если не больше. А разница только в том, что социалка - это обременение, цена лота при продаже резко падает. Вот, кстати, придумали смешное обоснование (
Почти треть предприятий Беларуси не имеют собственных оборотных средств. 25.09.2019, TUT.BY). Всё верно НББ пишет про оборотку. Только про то, что оборотные средства вмиг появятся, ежели социалку сбагрить, уже не НББ. А кто сказал, что через субсидии, налоговые льготы и целевые кредиты (траншами, строго под выполнение определенных показателей) менее эффективно стимулирование предприятия? Никто вменяемый так не скажет. Но это я так, рассуждаю, а в правительстве, похоже, всё решили (
Правительство Беларуси заверило Всемирный банк в начале реформ с 2020 года. 25.09.2019, Белорусский партизан), будут приватизировать и закрывать. Если эту команду ликвидаторов не уволить, конечно.
Девальвация российского рубля ухудшает показатели экспорта белорусских промпредприятий. 25.09.2019. interfax.by
Ослабление обменного курса российского рубля к доллару США оказывает негативное влияние на финансовые показатели экспорта белорусских промышленных предприятий, заявил первый заместитель министра промышленности Беларуси Геннадий Свидерский.
"Основной рынок для нас - это Российская Федерация и расчеты ведутся в российских рублях. При этом отчетность белорусских предприятий по экспорту ведется в долларах США. Поэтому для нас очень важно, насколько российский рубль будет девальвирован или укреплен к доллару", - сказал Свидерский на пресс-конференции в среду в Минске, комментируя показатели экспорта предприятий Минпрома.
Свидерский констатировал, что текущий показатель экспорта "пока идет с отставанием от прогноза". "По бизнес-планам предприятий мы должны иметь экспорт за год 101% (рост на 1% по сравнению с 2018 годом - ИФ), фактически за 8 месяцев имеем 92% (снижение на 8% - ИФ)", - сообщил замминистра.
Он уточнил, что в денежном выражении экспорт белорусских промпредприятий за январь-август составил $2,86 млрд против $2,7 млрд за январь-июль текущего года.
По словам Свидерского, по итогам 9 месяцев "мы не достигнем прогнозного показателя, но мы разрабатываем комплекс мероприятий". Между тем, он подчеркнул, что в физическом выражении экспорт белорусских промпредприятий складывается на прошлогоднем уровне.
Кроме того, замминистра подчеркнул высокую зависимость показателей экспорта от конъюнктуры цен на металлопродукцию. "Сейчас идет падение цен на металлопродукцию на фоне торговых войн между США и Китаем. Если это продолжится, то Китай выйдет со своей продукцией на европейский рынок и это приведет к снижению цен", - пояснил Свидерский.
Он напомнил, что в Беларуси действуют около 200 промпредприятий, на которых работают более 150 тыс. человек. Предприятия Минпрома экспортируют около 70% выпускаемой продукции, поставки осуществляются в 100 стран мира.
Минпром заваливает задание по росту экспорта. 25.09.2019, NAVINY.BY
По итогам семи месяцев текущего года предприятия Министерства промышленности пока не выполняют прогнозный показатель по росту экспорта, сообщил первый заместитель министра промышленности Геннадий Свидерский 25 сентября на пресс-конференции в Минске.
«За семь месяцев экспортировано товаров более чем на 2,5 млрд долларов. Ожидается 2,86 млрд по итогам восьми месяцев. Это 92% к уровню прошлогоднего периода при задании 101%. Мы пока не достигли прогнозного показателя, но разрабатываются дополнительные мероприятия. Более 100% - наше задание, на это нацелены планы предприятий. Что будет по итогам четвертого квартала - посмотрим», - отметил Свидерский.
При этом, подчеркнул он, «надо учитывать, что экспортные поставки оцениваются в долларовом выражении».
«Соответственно на показатели влияет девальвация российского рубля. В физических объемах - практически 100%», - сказал Свидерский.
По информации первого замглавы Минпрома, положительное сальдо составило 1,2 млрд долларов. Продукция поставлялась более чем в 100 стран, доля экспорта в промышленном производстве составила 80%. Доля России в экспортных поставках составляет 53%, в страны дальнего зарубежья - 30%. Доля рынка ЕАЭС выросла за счет увеличения поставок в Казахстан и Армению.
На уточняющий вопрос БелаПАН о поставках в страны Европейского союза, Свидерский отметил: «Евросоюз имеет технические и экономические барьеры по защите своего рынка. Главным и основным для наших МАЗа и МТЗ является наличие баз запчастей, чтобы на территории ЕС обеспечить комфортные условия для транспортных средств, поставляемых туда. Это наиболее сложная и затратная задача. Эту работу МТЗ решает через представительство в Венгрии, Германии, Польше, Литве. Есть еще экологическая мера. Продукция должна быть с двигателем класса Stage IIIA. Тракторным заводом в этом году успешно проведено производство и испытание, мы готовы к этому экологическому классу, и этот барьер мы преодолеваем».
По данным Минпрома, всего по итогам восьми месяцев произведено продукции более чем на 9 млрд рублей. Чистая прибыль за семь месяцев составила 322,5 млн рублей. Рентабельность продаж по организациям с долей государства 50% и более - 6,6% при задании 6%.
Свидерский назвал сложности, с которыми сталкиваются белорусские гиганты на европейском рынке. 25.09.2019, TUT.BY
О сложностях, с которыми сталкиваются белорусские промышленные гиганты при выходе на рынки стран Евросоюза, рассказал журналистам первый замминистра промышленности Геннадий Свидерский.
По словам чиновника, ЕС имеет технические и экономические барьеры для защиты собственного рынка.
- Например, тракторы должны поставляться с двигателями экологического класса stage 3A. МТЗ в этом году успешно освоил производство и провел испытания такой техники. Поэтому этот барьер мы преодолеваем. Или взять автомобили, которые производит завод «БелДжи». На них есть спрос в балканских странах. Но мы выпускаем машины [с моторами] евро 5, а там требуют евро 6. Один из вариантов решения такой задачи - это переоборудовать автомобиль на работу на газе, и он станет уже с евро 6.
Свидерский также отметил, что для МАЗа и МТЗ важно наличие на территории стран Евросоюза собственных складов запасных частей, чтобы «обеспечить комфортную эксплуатацию техники, которая туда поставляется».
«Надо иметь запчасти там, где эксплуатируется техника, чтобы не терять время на таможенное и транспортное оформление и так далее. То есть надо дать хороший сервис клиентам. Эта мера затратная, но необходимая. МТЗ решает ее через своих представителей в европейских странах», - сказал чиновник.
Первый замминистра промышленности также обратил внимание на падение цен на металлургическую продукцию из-за торговой войны США и Китая.
«Вся китайская продукция, которая не находит сбыта в Америке, выходит на рынок Европы, что приводит к снижению цен», - сказал Свидерский.
Поэтому БМЗ может не досчитаться доли валютной выручки, которую ранее себе запланировал.
Литейный цех МТЗ хотят вынести из города. Когда найдутся деньги. По неофициальной информации, новое литейное производство могут развернуть в Столбцах. 23.09.2019, NAVINY.BY
Минский тракторный завод не против выноса литейного производства за пределы столицы. Детали прорабатываются на предприятии
«Мы заинтересованы в том, чтобы наше литейное производство было вынесено за черту города. Мы рассматриваем этот вариант», - сообщил Naviny.by главный металлург ОАО «МТЗ» Владимир Гацуро.
На предприятии уточнили, что проекта по выносу литейного производства за пределы Минска пока нет. Сейчас идет подготовка технического задания.
По неофициально информации, новое литейное производство могут развернуть недалеко от столицы.
Как рассказал Naviny.by чиновник из государственной природоохранной инстанции Минска, примерно месяц назад представители МТЗ рассказывали о планах по выносу литейного производства под Столбцы. Там литейный цех уже строит Минский моторный завод.
«Новая литейка будет развернута в кооперации с Моторным заводом под Столбцами. Производственные мощности планируются под потребности еще нескольких минских предприятий. 2,2 млрд евро - цена выноса из Минска литейки МТЗ», - написал в социальных сетях координатор общественного движения «Экоград» Виктор Янчуревич.
Он рассказал Naviny.by, что получил информацию от источников, заслуживающих доверия.
В свое время Виктор Янчуревич направил в Минский городской совет депутатов коллективное обращение с просьбой принять решение о выносе литейного производства МТЗ за пределы столицы. Общественность считает литейные цеха завода главным источником выбросов загрязняющих веществ в районе и городе.
«Несмотря на регулярно проводимые мероприятия по модернизации производства и систем очистки отработанного воздуха и последующее сокращение объемов выбросов, МТЗ остается в лидерах среди стационарных источников загрязнения атмосферного воздуха. Для жителей прилегающих к территории завода кварталов обычным стал вид чадящих труб литейных и кузнечного цехов, а также устойчивый запах фенола, формальдегида, серы и других вредных веществ, распространяющийся в окрестностях», - сказано в коллективном обращении.
Суммарный объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от МТЗ за прошлый год составил более 6 тысяч тонн. Это около 4% от всех выбросов по Минску, но среди стационарных источников на МТЗ пришлась треть от всех выбросов.
При этом в США к числу опасных относятся предприятия с объемом выбросов загрязняющих веществ в атмосферу более 100 тонн в год, отмечено в коллективном обращении. Объем выбросов тракторного завода, находящегося фактически в центре города, превышает этот показатель в разы.
«Так быть не должно! <…> Вынос за пределы города опасного производства и последующая реорганизация его территории позволят улучшить состояние атмосферного воздуха в Партизанском районе Минска, освободить площадки для последующего вовлечения в хозяйственный оборот и застройки в соответствии с потребностями города, повысить качество жизни в городе», - сказано в коллективном обращении, которое находится на рассмотрении Минского горсовета депутатов.
Вынос вредных производств из Минска обсуждается городскими властями уже более 15 лет. В 2010 году правительство утвердило перечень из 19 таких предприятий, но только небольшая часть из них была вынесена из столицы. К примеру, минская типография, авиаремонтный завод, птицефабрика имени Крупской и некоторые другие.
Вынос литейного производства МТЗ за пределы столицы, безусловно, улучшит экологическую обстановку в городе, но в ближайшее время этот проект вряд ли будет осуществлен, так как стоит очень больших денег, считает чиновник из государственной природоохранной инстанции Минска.