Предприятия в нынче обезлюдевшей провинции Беларуси - это якорь, пока ещё относительно удерживающий немногих ещё оставшихся там людей. Нужны новые стимулы, надо в чём-то изменить подход, чтобы ежели не развернуть процесс вспять, то хотя бы приостановить. Попробовал поразмышлять об этом, в частности, тут-
"Зелёная энергетика" это не только про киловатты, выбросы и затраты. Сопутствующий эффект. Ну а по общей проблематике, вообще целый цикл уже получился:
Как в Беларуси банкротят неэффективные предприятия. Или 24 мамочки-декретницы с возу - кобыле легче //
Полоцк, из письма: "...В нашем городе в последнее время закрыто более 15 предприятий..." //
Полоцк, из письма: "...В нашем городе в последнее время закрыто более 15 предприятий.." Часть Вторая //
Ни мира, ни войны, армию распустить. Но за всё и про всё ответит Лукашенко //
Будет доверие к государству и уверенность в завтрашнем дне - будет и позитив в демографии Беларуси Причем, надеяться на сугубо частным предприя нельза, это ошибка, не все потребны "крутиться" и с лёгкостью американцев менять профессии, перелетая с места на место, даже приводил
мнение как раз частного бизнеса с совещания у первого вице-премьера Турчина - гендиректор ООО «Альянспласт» Николай Силинов:
"Мы сами создаем проблемы в малых городах», - заявил он, напомнив о закрытых предприятиях в разных городах Витебской области: в Сенно закрывают молочный завод на 130 работников - молока не хватает, в Толочине - хлебозавод, там 25 человек работали. А мы рассуждаем, как развивать регион".
А эффект в целом? Он крайне нездоровый:
В 2018 году в экономике страны было занято 4 миллиона 335,5 тысячи человек, в 2017-м - на 18,1 тысячи больше.
В Беларуси выросла фактическая безработица: "В Минтруда прогнозировали, что полная сумма к оплате за подогрев воды в жировке за февраль будет выставлена 54 тысячам человек, которые трудоспособны и не заняты в экономике. Это те, кто не занят в экономике, при этом имеет в собственности квартиры. В базе данных не занятых в экономике трудоспособных граждан насчитывается более 425 тысяч человек, сообщил в конце февраля заместитель министра труда Валерий Ковальков".
Оно такое надо государству - обезлюдевшая провинция и сотни тысяч "тунеядцев поневоле"?
Кто и почему творит это бесчинство в провинции, дав именно централизованное указание повсеместно, во всех областях банкротить производства и выбрасывать людей на улицу?
Вот я посмотрел - да,
у Александра Лукашенко нынче очень грамотные специалисты в АП работают - факт. Ну так стоит разобраться, наверно, с этим нездоровым процессом. Доверие людей подорвано - вот, очередной глас народа, с болью и великою досадой неравнодушный человек пишет, привожу, хотя согласен не со всем:
Печальная картина белорусского Поозерья. 14.03.2019, НН.
На Поозерье государственные предприятия банкротятся один за другим. В новостях пишут, что начался процесс банкротства Поставского предприятия мелиоративных сетей.
А недавно в Воропаево Поставского района обанкротились сразу два предприятия: деревообрабатывающий комбинат и завод железобетонных изделий. В местечке, где проживает менее 3000 человек, 300 человек потеряли работу.
В Подсвилье Глубокского района, которое по размеру примерно такое же, как Воропаево, обанкротились льнозавод и винзавод.
В Глубоком - райпо и консервный завод.
Должны были бы обанкротиться и многие сельхоз предприятия, но есть распоряжение не начинать процедуру их банкротства. Там зарплаты задерживают по несколько месяцев, и большинство хозяйств не платит взносы в ФСЗН.
В «сытые» годы многие хвалили власть: мол, Лукашенко не дал закрыть заводы, у людей есть работа. Тогда в убыточные предприятия вливали деньги, и одновременно сдерживали развитие частной инициативы. Кто видел суть процессов - понимали, что рано или поздно все это ляснется.
Как только не стало государственной поддержки - все посыпалось. Регион деградирует на глазах: сокращается число рабочих мест, сокращаются и зарплаты.
Валовой региональный продукт (ВРП) на душу населения в Витебской области более чем вдвое ниже, чем в Минске - 7620 рублей против 16931. ВРП в области после кризиса не поднялся даже до уровня 2015 года.
Молодежь уезжает, население сокращается. Из всех моих одноклассников в регионе осталось меньше половины. Население Докшицкого района сократилось на 30% за 12 лет.
Кастусь Шиталь, facebook.com; фото автора