Хроники мракобесия. Александр Сокуров о проблеме Исаакиевского собора.

Feb 25, 2017 19:40


Предыдущее интервью Сокурова я уже цитировал дважды. Сделаю это и в 3-й раз, ибо считаю сказанное очень важным, - «…Запустится маховик разрушения страны». Режиссер Александр Сокуров: идет к тому, что в России разразится религиозная война:

"...Мы совершаем гигантскую ошибку, отдавая часть власти православной церкви.
Они люди, мягко говоря, странные и политически неосторожные.
Как только будет принято решение о создании православной партии, которая станет одной из официальных государственных партий, запустится маховик разрушения страны.
Все идет к тому, и Русская православная церковь собирает имущество, чтобы эта партия была богатой.
Но ведь следом появятся крупные мусульманские партии, и тогда вопрос о существовании Российской Федерации будет снят с повестки дня..."

Теперь вот интервью предметно про Исаакий. Читаем, отталкиваясь от ранее сказанного Сокуровым:

«Может, после Исаакия вернем и Эрмитаж? Стоит только начать». 23.02.2017.

В Санкт-Петербурге продолжается противостояние вокруг Исаакиевского собора, несмотря на решение губернатора о передаче сооружения в ведение Русской православной церкви. «Газета.Ru» поговорила об этой проблеме и ее восприятии в городе на Неве с кинорежиссером и общественным деятелем Александром Сокуровым.

- Александр Николаевич, мы стали свидетелями противостояния двух общественных групп в Петербурге: одна взяла Исаакий в кольцо, чтобы защитить его от передачи РПЦ, а другая ходила крестным ходом с молебном как раз о его передаче. В какой мере добровольно люди из обоих этих лагерей оказались там?

- Люди с синими лентами, пришедшие защитить Исаакий, - это стихийная общественная реакция, их туда никто насильно не сгонял, они пришли сами. Люди, которые ходили крестным ходом, - они могут быть не менее убежденными, но, как мне кажется, они оказались там после централизованной оргработы по их мобилизации в приходах. РПЦ, как мне представляется, организация с жесткой, почти военной дисциплиной. Это, по сути, новая партия - по принципу своего функционирования, по крайней мере.

- Насколько едино мнение петербуржцев в отношении передачи Исаакия РПЦ? Есть ли в городе консенсус по этому поводу?

- Его нет и быть не может, питерцы - это очень разные люди, различающиеся в том числе по способности к критическому мышлению. Но лично мое ощущение - идет резкий рост неприятия действий РПЦ и падение ее авторитета.
Люди видят, сколько у церкви средств, как они расходуются, насколько агрессивно она вмешивается в дела государства и какую часть ее деятельности составляет собственно духовная деятельность.
По моим ощущениям, в отношении взаимоотношений религиозных организаций и государства другие конфессии ведут себя не в пример деликатнее.

- Почему это происходит?

- Потому что на самом деле исторически православная церковь всегда была слита с государством, главой церкви был царь, и при этом церковь де-факто объявляла, что любая власть от Бога, какой бы она ни была. Мы с вами говорим в 2017 году, в котором мы вспоминаем события столетней давности. Так вот, мы же помним, что гибель церкви сто лет назад началась вместе с падением государства - мне кажется, свою ненависть к царскому режиму народ перенес и на церковь тоже, потому что она участвовала в управлении российским государством. Что мы наблюдаем сейчас? Мы наблюдаем, что клир снова рвется управлять государством: иногда это выглядит наивно, но порой - просто страшно.
Настало время сказать церкви, чтобы она оставила в покое государство и перестала пытаться участвовать в его управлении - для ее же блага.

- Может быть, возможен какой-то компромисс - передать церкви какие-то другие сооружения, на которые она претендует?

- Так все прежние отношения церкви и города и представляли собой такой компромисс. Петербург - это культурная столица России. Может быть, не являясь таковой в полной мере, она берет на себя эти функции. И ни у кого нет права разрушать или перепрофилировать культурные узлы, которые эти функцию осуществляют.
Исаакиевский собор - это культурная субстанция Петербурга.
Быть может, следом потребуют вернуть и другие храмы, а затем и Эрмитаж? Стоит только начать. Надо призвать их к порядку, чтобы они не раскачивали общество - мы же все видим, какое противостояние возникло.

- Церковь просит вернуть ей Исаакий как раз во имя примирения.

- Послушайте, ну это же просто демагогия! У нас многонациональная страна - а если другие религиозные культы начнут заявлять уже свои претензии, много ли будет в обществе мира?
И вот еще что: о каком примирении может идти речь, когда церковные иерархи не нашли в себе возможности снизойти до ответа на обращение директора Эрмитажа Михаила Пиотровского, призвавшего отложить передачу Исаакия РПЦ? Я выражу свое мнение, но директор Эрмитажа для Петербурга и для культуры России есть человек номер один, важнейший авторитет. И ему его обеспечивает статус Эрмитажа как важнейшей точки российской государственности и национальной идентичности. Точки, в которой культура, традиции, искусство, история сочетаются в равновесии великолепном и великом - в том числе и в равновесии с остальным миром; ничто не демонстрирует нашу силу и величие в мировой культуре сильнее, чем Эрмитаж. Как можно не прислушиваться к его мнению?

- А что изменится в использовании Исаакия как музея, если передать его церкви?

- Разрешите немного по-другому повернуть ваш вопрос - а что изменится, если нам объяснят, зачем это нужно делать?
Если бы к обществу вышли и внятно, четко, основательно объяснили, в чем польза этой передачи, - может быть, мы изменили свое мнение?
Но ведь кроме общих демагогических реплик до нас со стороны РПЦ ничего не долетает. А если мы с вами ездим по России, то видим, какое количество церквей стоят не отреставрированными и просто разрушаются. А большие восстановленные храмы не на что содержать. В Петербурге, на Московском проспекте, находится Новодевичий монастырь. Спросите у матушки игуменьи, хватает ли им денег на отопление...

- Вам кажется, это серьезный аргумент?

- Мне кажется, что живем мы все хуже и хуже, и люди это видят. Наш город - мировой, наверное, чемпион по количеству нерасселенных коммунальных квартир. Может быть, перераспределим немного бюджеты в эту сторону? В такие моменты нашей, скажем так, экономической истории, наверное, стоило бы проявить больше деликатности по отношению к своим гражданам, к общественному мнению, не так ли


Ранее:
Хроники мракобесия. Виталий Фролов: О демонах.
Хроники мракобесия. Лев Лурье о ситуации с Исаакием: Это неожиданное проявление разума.
Хроники мракобесия. Сергей Чапнин о недобром голосе Церкви. Хроники мракобесия. Сергей Шелин о сходствах и различиях КПСС и РПЦ МП.

война, политика, РПЦ МП, СПб, культурная столица, культура, РФ

Previous post Next post
Up