В
первой части статьи мы попытались обозначить те характеристики Исламской республики Иран, которые могут сделать ее потенциальным инструментом манипуляции в руках внешних сил. Теперь перейдем к рассмотрению версий каким образом и кто в состоянии попытаться манипулировать действиями Тегерана.
4. Насколько успешно и как можно манипулировать Ираном
1) Иранская ядерная программа не остановлена. Более того, Тегеран, несмотря на все усилия России и стран Запада, приступил к самостоятельному обогащению урана.
Перейдет ли Иран черту, начав обогащение урана для создания ядерного оружия? Уверен, что этот вопрос под особым контролем не только разведок США и их союзников, но и разведслужб России, Китая. Несомненно, иранское руководство осознает, под каким пристальным вниманием находится и понимает, что вряд ли сможет сохранить втайне начало наработки оружейного урана. И Тегеран вполне отдает себе отчет, что в этом случае Исламская республика противопоставит себя всему миру и неминуемо проиграет, потеряв поддержку Пекина и Москвы.
Но США, думаю, такое положение вещей пока устраивает. Упрямство Ирана в создании собственного ядерно-топливного цикла дает Вашингтону возможность в нужный момент достать против Тегерана "кнут", который можно сравнить с "предохранителем ружья".
2) Война - дело молодых, лекарство против морщин.
Одним из наиболее опасных последствий экономической блокады Ирана, сильно заострившей внутреннюю социально-экономическую ситуацию, стал существенный рост уровня безработицы в стране.
Уровень безработицы Ирана, %
И, хотя
иранское руководство пытается максимально решить проблему снижения безработицы, результаты еще очень далеки от оптимистичных.
"Уровень безработицы в Иране осенью 2012 года составил 11,2 процента, что на 0,6 процента ниже, чем показатель осени предшествующего года, сообщает агентство IRNA со ссылкой на Центр статистики Ирана.
В течение прошлого года трудоспособное население страны составляло 25 миллионов человек, говорится в докладе Центра статистики.
Около 76 процентов от общего числа безработных составляют люди в возрасте от 15 до 29 лет.
Лица в возрасте 20-24 лет являются наиболее уязвимыми и чаще становятся безработными в Иране, уровень безработицы в этой группе достигает 29,8 процента."
Безработная молодежь - крайне взрывоопасный материал. Если не разрешить проблему ее трудоустройства, а США приложат максимум усилий, чтобы социальные проекты даже в случае ослабления санкций не смогли стоять у Тегерана на первом месте, то эта смесь может просто взорваться внутри страны.
Безработная молодежь - это нестабильный, но довольно мощный порох для патронов, которыми могут попытаться зарядить "иранское ружье".
Не исключено, что в какой-то момент иранское руководство будет вынуждено найти варианты разрядки социальной напряженности в среде молодежи вовне республики. А для этого существует единственный путь - война с внешним врагом.
А наиболее вероятный лозунг, под которым Тегеран может направить потенциальные молодежные протесты наружу Исламской республики, известен...
3) Шииты всех стран - объединяйтесь вокруг Ирана для защиты своих прав и интересов.
Иран снова серьезно вернулся к теме объединения шиитов соседних стран под знаменами Исламской республики.
Ливан и Йемен достаточно далеки для непосредственного участия Ирана в защите местных шиитов. А вот Афганистан, Ирак, Кувейт, Бахрейн и Саудовская Аравия как близкие соседи Ирана не могут чувствовать себя в полной безопасности.
Шиитский фундаментализм - это безотказный капсюль для патронов, которыми можно зарядить "иранское ружье".
А теперь перейдем к самым важным моментам потенциального процесса внешней манипуляции Ираном.
5. Спусковой крючок и вероятные цели "иранского ружья"
То, чем реально стало многолетнее американское эмбарго Ирана, так это надежным триггером, вполне способным побудить Тегеран вступить во внешнюю конфронтацию. А США уже давно чутко держат на нем свой палец.
И теперь, после подписания женевского соглашения, наконец-то стали относительно понятны вероятные цели, обозначенные для "иранского ружья".
Это Саудовская Аравия и Россия, экономики и уровень благосостояния которых сильно зависят от цен и объемов реализации сырой нефти.
Иран не будет стрелять в Россию? Резонно.
Но если получится устроить не прямой выстрел, а попасть в Россию "иранской пулей" рикошетом от КСА?
Шальная пуля, если она попадает в цель, ничем не милосердней прямой.
"Предупредительный выстрел из иранского ружья" уже громко и отчетливо прозвучал в начале декабря:
Иран готов обрушить цены на нефть до $20 за баррель!В начале декабря Иран и Саудовская Аравия вступили в открытый конфликт по поводу увеличения добычи нефти,
пишет Financial Times.
Иран хочет увеличить добычу нефти, несмотря на то, что ОПЕК оставил цели по добыче на следующий год неизменными на уровне 30 млн барр в сутки.
Тегеран вдохновили соглашения о ядерной программе, которые правительство заключило с странами Запад 24 ноября. Теперь власти страны надеются, что им удастся заключить сделку и полностью снять наложенные на страну санкции. Иран надеется, что сможет быстро увеличить добычу с нынешнего уровня в 2,7 млн барр. в сутки. Ирак также планирует увеличить добычу в следующем году на 1 млн барр. в сутки до 4 млн.
Министр нефти Ирана Бижан Зангане 4 декабря в Вене заявил, что страна готова развязать ценовую войну: увеличивать добычу нефти, даже если цены будут падать. "Мы достигнем 4 млн барр в сутки, даже если цены на нефть упадут до $20", - заявил Зангане. Остальным участникам ОПЕК придется сокращать добычу, чтобы поддержать цены на рынке, когда на него вернется Иран.
Жесткие заявления Ирана связаны с тем, что он готовит почву для будущих переговоров с Саудовской Аравией, реальным лидером ОПЕК. Именно Саудовской Аравии придется серьезно сокращать добычу, чтобы дать возможность Ирану и Ираку вернутся на рынки. Королевство увеличило добычу до рекордных 10 млн барр. в сутки, чтобы компенсировать сокращение добычи от других членов ОПЕК.
Пока в Саудовской Аравии не верят в то, что Иран и Ирак смогут быстро увеличить добычу и вернуться на рынки.
"Вы знаете, что произойдет, если цены снизятся до $20 за барр? Вы знаете, скольким странам придется прекратить добычу, в том числе сланцевой нефти, нефти из песков Канады и подсолевых источников. Все это будет потеряно", - уверен министр нефти Саудовской Аравии Али Аль-Наими.
Средняя цена на нефть марки Brent в этом году составила $110 за барр., что выше неофициальной цели ОПЕК. Рост добычи сланцевой нефти в США был компенсирован перебоями в добыче в Нигерии и Ливии. 4 декабря Brent выросла до максимального значения за два месяца - $113 за барр. После решения ОПЕК цены на нефть немного снизились, но быстро восстановились.
Пока в ОПЕК уверены, что основную угрозу для цен на нефть представляет замедление роста экономики, а не увеличения предложения. Однако есть признаки того, что ОПЕК обдумывает возможность сокращения предложения в следующем году, если США будут и дальше забирать часть рынка нефти, а Ирак и Иран смогут увеличить добычу.
Более сдержаны
в оценках перспектив увеличения иранских поставок нефти западные специалисты:
"Санкции в отношение нефтяного сектора Ирана были смягчены незначительно: страна сможет лишь немного увеличить свои поставки нефти на рынки по сравнению с нынешним объемом экспорта,
подсчитали после заключения женевского соглашения в The Washington Post. Они сравнили статистику по экспорту нефти Ираном с фактами,
опубликованными Белым домом.
Дале приводится статистика в подтверждение тезисов западных аналитиков и специалистов МЭА (Международного энергетического агентства). Объемы, состояние финансовых активов - все изложено довольно гладко, кроме одного тезиса.
37 млн. барр. сырой нефти хранится в иранских танкерах!
Месячная норма нынешнего уровня (среднегодовые 1,1 млн барр. в сутки по оценкам МЭА) иранского экспорта нефти извлечена на поверхность, погружена в танкеры, но пока "заморожена" и лишь ждет часа реализации.
И это в стране с растущей инфляцией, нехваткой средств не только на социальные программы, но временами и на импортное продовольствие для населения.
Кто и какими методами будет сдерживать раздраженное многолетними санкциями иранское правительство от попыток выброса запасов нефти на мировой рынок - западные специалисты недоговаривают.
Но то, что Тегеран попытается пойти на такой шаг, министр Нефти страны уже прямо озвучил, о чем упомянуто выше.
Тем не менее, чтобы с Ираном не приключилось головокружение от потенциальных успехов и выгод в случае ослабления санкций, Вашингтон 12 декабря жестко напомнил Тегерану - кто держит палец на "спусковом крючке" эмбарго.
США расширили "черный список" компаний, поддерживающих несанкционированные связи с Ираном.
В частности, были заморожены активы и введен запрет на проведение транзакций для лиц, причастных к распространению материалов, используемых для создания оружия массового поражения. По словам замминистра финансов США Дэвида Коэна, санкции были приняты в отношении компаний, подозреваемых в проведении операций от имени Национальной иранской компании танкерных перевозок и компании KASB International.
Как подчеркнули представители госдепа и минфина, данный шаг является доказательством того, что договоренность "шестерки" с Ираном не влияет на их усилия, направленные "на выявление тех, кто поддерживает иранскую ядерную программу или пытается уклониться от наших санкций, и препятствование им".
Накануне министерство торговли США обвинило 19 компаний и физических лиц в Европе и Азии в посредничестве при доставке оборудования для иранской авиакомпании Mahan Air в обход американских санкций. Как отмечается в заявлении министерства, в основном они базируются в Турции, а также в Армении, Греции, Иране, Таиланде и ОАЭ. Вместе с тем, условия соглашения по иранской ядерной программе, ранее достигнутого между Тегераном и "шестеркой" международных посредников, в частности, предусматривают разрешение на ограниченные поставки авиационных запчастей в Иран.
5. Траектория Иран-Саудовская Аравия-Россия
Не исключено, что о серьезности намерений США ослабить санкций в отношении Ирана еще до конца 2013 года, разведке Саудовской Аравии стало известно еще летом этого года.
Вспомните незапланированный внезапный
августовский визит в Москву принца Саудовской Аравии, секретаря Совета национальной Безопасности, главы общей разведки Саудовской Аравии Бандара Бин Султана.
Так охарактеризовал принца газете ВЗГЛЯД в свете упомянутого события специалист по Саудовской Аравии, профессор РГГУ Григорий Косач:
«Принц имеет очень тесные отношения со всеми в вашингтонской элите и не может в одночасье превратиться в сторонника России. Но он думающий и заботящийся об интересах своей страны политик. А его страна в силу многих обстоятельств, в том числе и сложностей в американо-саудовских отношениях, заинтересована в большей диверсификации своих внешнеполитических и внешнеэкономических контактов. Именно поэтому Россия интересна саудитам».
Ход и поднятые во время встречи вопросы особо не афишировались. В результате большинство специалистов логично предположило, что главная цель визита принца в Москву - желание КСА заручиться поддержкой Кремля в урегулировании "Сирийского вопроса" по саудовскому сценарию. Или, проще говоря - купить у России отказ от поддержки Асада. Логично, что Москва отказалась от подобного пусть и очень финансово заманчивого, но гарантировавшего "потерю политического лица" предложения.
Российские СМИ объявили о том, что миссия Бандара Бин Султана потерпела полное поражение.
Но в то же время
по данным Reuters: "... если сначала переговоры шли тяжело, поскольку Москва не желала продавать последнего своего союзника на Ближнем Востоке даже за очень выгодные контракты, то в результате стороны нашли точки соприкосновения. «Саудовская делегация покидала Москву в прекрасном расположении духа», - рассказал неназванный ливанский политик, обладающий широкими связями в Эр-Рияде.
Ни саудовские, ни российские власти комментировать эту информацию агентства Reuters не стали".
Любопытно - несмотря на то, что принц получил от России полный отказ по Сирии, он остался доволен.
Так может "сирийская тема" была лишь ширмой для зондирования позиции Москвы в других - более жизненно важных для Саудовской Аравии вопросах?
Победа Асада над "революционными наемниками", финансируемыми и вооружаемыми КСА конечно нанесет чувствительный, но вряд ли смертельный удар династии Саудов. А вот единственный, кто может реально инициировать конец ее правления, поставить Королевство на грань клановых войн и территориального развала, так это Иран.
Предположим, принц Бандар Бин Султан узнал, что Обама принял твердое решение о частичном снятии санкций с Тегерана. Несмотря на все связи в Вашингтоне в среде республиканцев, переубедить Вашингтон не получилось. Кроме того, у принца есть уверенность, что после послабления эмбарго Иран гарнтировано попытается оспорить лидерство КСА в ОПЕК, начнет атаку на нефтяные квоты Королевства и на мировые цены на сырую нефть. В случае удачи Тегерана, это неминуемо пошатнет международный престиж и экономику Саудовской Аравии и с большой вероятностью создаст условия для падения правящей ветви династии Саудов, не могущей ничего достойного противопоставить "атаке" Ирана. Тем более, что король серьезно болен, а наследников и просто желающих занять его место слишком много.
Одновременно Бандар Бин Султан не уверен ни в том, что США на деле, а не формально станут защищать интересы КСА в противостоянии с Тегераном, ни в том, что США смогут вовремя и достаточно эффективно "приструнить" Иран настолько, чтобы помочь удержать авторитет и власть в стране правящей династии.
Кто еще кроме США может повлиять на Иран в случае начала Тегераном демпинговых мероприятий на рынке нефти?
Не Европа. Она слишком подвержена влиянию США. Кроме того, ЕС будет рад дешевой нефти, даже если она иранская. Просто постарается особо этого не показывать.
Не Китай. Пекин просто максимально сам приложится к дополнительной иранской нефти и поддержит насколько сможет выгодное ему снижение цен на нее.
Остается только Россия. Она является для Ирана авторитетной силой. И Москве, также как и КСА, точно не понравятся любые действия, могущие привести к снижению цен на нефть.
Существование реальной смертельной угрозы династии Саудов слишком явственно. В этой ситуации "утопающему не стыдно хвататься за любую соломинку".
В результате Бандар Бин Султан делает логичный шаг - нужно добиться личной встречи с Путиным, во время которой озвучить свои опасения в отношении возможных демпинговых действий Ирана на мировом нефтяном рынке в ближайшие месяцы и самолично по реакции Президента России убедиться, что предупреждение услышано и принято к размышлению.
И если у принца это получилось, то он вполне мог покинуть переговоры в "прекрасном расположении духа". Главная задача выполнена - послание передано, а по Сирии от Кремля все равно ничего позитивного не ожидалось изначально.
Далее в конце октября в порту Джидда - за месяц до женевских договоренностей - Бандар Бин Султан в присутствии европейских дипломатов делает свое
сенсационное заявление о том, что Саудовская Аравия радикально пересмотрит свои отношения с США.
"Содержание высказываний главы саудовской разведки и одного из самых влиятельных политиков в королевстве изложил дипломатический источник в Эр-Рияде. "Нам предстоит решающий поворот от США. Саудовцы больше не хотят находиться в зависимом положении",- сообщил принц Бандар, проработавший 22 года послом в Вашингтоне и снискавший репутацию одного из самых дружественных Западу саудовских политиков. Как следует из слов дипломатического источника, отход от США будет означать переориентацию на региональных союзников и Францию, занимающую более жесткую позицию по сирийскому вопросу, чем Вашингтон. Наконец, разъясняя смысл неожиданного решения отказаться от места в Совбезе ООН, куда Саудовская Аравия впервые была избрана на прошлой неделе, принц Бандар заявил: "Это сигнал не ООН, а США".
Отреагировала ли Россия на тревожные сигналы в отношении действий Ирана на рынке нефти? Что-то однозначно утверждать сложно.
Тем не менее, 11 декабря состоялся
очередной визит в Тегеран главы МИД России Сергея Лаврова.
"За визитом Лаврова в Тегеран внимательно следили все без исключения заинтересованные стороны. А самый большой противник договоренностей между Ираном и "шестеркой" Израиль даже заранее направил в Москву своего министра иностранных дел Авигдора Либермана. И хотя официально в российскую столицу в понедельник (9 декабря) он приезжал для участия в 11-м заседании смешанной российско-израильской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, всем было понятно, что с Лавровым Либерман, конечно, обсуждал и предстоящие переговоры в Тегеране.
В тот же понедельник, видимо, также не случайно первый вице-премьер и наследный принц Бахрейна Сальман бен Хамад Аль Халифа вдруг заявил, что непостоянство США может побудить арабский мир сблизиться с Россией: "Русские доказали, что они надежные друзья. В результате некоторые государства региона уже подумывают развивать более многосторонние отношения, а не полагаться только на Вашингтон. Америка, кажется, страдает шизофренией, когда имеет дело с арабским миром".
Программа визита Лаврова в Тегеран состояла всего из нескольких пунктов, но каких! Переговоры с его иранским коллегой Джавадом Зарифом, выход к прессе и главное - встреча с президентом страны Хасаном Роухани. При этом никакой секретности. Москва не скрывала, зачем Лавров гостил в иранской столице: обсудить детали запланированного на осень 2014 года Каспийского саммита в Астрахани, поговорить о сотрудничестве по Афганистану и борьбе с общей наркоугрозой и, конечно, вместе поискать выход из сирийского кризиса".
Но один нюанс в приведенной статье обращает на себя внимание:
"Можно было бы предположить, что сроки проведения российско-иранских консультаций согласованы после во многом переломной даты 24 ноября, когда в Женеве ценой труднейших переговоров "шестерки" международных посредников с Ираном было достигнуто промежуточное соглашение по иранской ядерной программе. Однако источник в российской делегации сообщил "РГ", что визит Лаврова в Тегеран "планировался давно". В таком случае остается только догадываться, как российским дипломатам удалось предвосхитить события и оговорить сроки проведения переговоров именно на это время. Иными словами, Лавров оказался в Тегеране в нужный момент."
Вроде бы все предельно открыто и понятно. Но, сомневаюсь, что у главы МИД не было никаких приватных бесед с иранским руководством по вопросам и перспективам ценообразования на нефть после частичной отмены санкций. Тем более, что угрозы Тегерана по обрушение ее стоимости на момент встречи были уже озвучены министром нефти Ирана.
Вспомнит ли Тегеран с благодарностью о военной, технической и политической помощи, предоставленной Москвой в самые трудные для Исламской республики годы, когда на горизонте появляются такие потенциальные выгоды?
37 млн. баррелей нефти загружены в танкеры и "жгут карман". А согласие Ирака присоединиться к Тегерану в насыщении мирового рынка нефтью, значительно увеличивают шансы Исламской республики отомстить давнему врагу Саудовской Аравии, скинуть королевство с кресла председателя ОПЕК и самому занять его место.
Учтет ли Иран, что зарабатывая на продаже пока замороженных объемов нефти и одновременно обрушивая цену на нее, нанесет жесткий удар по российской экономике? Или в качестве оправдания своих враждебных по отношению к России действий на мировом рынке нефти напомнит Москве о невыполненных контрактах по поставке комплексов С-300.
Полной уверенности ни в чем нет. Иран всегда поступал прагматично, прежде всего исходя из интересов страны. А соблазн слишком велик. И неизвестно будут ли звезды когда-нибудь еще настолько "благоприятны" Ирану, чтобы упустить сегодня такие потенциальные выгоды.
Кроме того, не будем забывать, что новоизбранный президент Роухани, в отличие от предшественника Ахмадинежада, не имеет ни такого обширной истории прямых столкновений с Западом и Израилем, ни таких традиционных личных партнерских отношений с Кремлем, чтобы счесть себя достаточно обязанным пожертвовать явными значительными выгодами для истощенного санкциями Ирана ради удовлетворения интересов России.
И тогда остаются два варианта развития событий:
1) Частично-оптимистический
Получатели иранской и российской нефти разные. Чтобы хоть как-то сдержать цены Москва может попытаться уговорить Иран увеличивать экспорт нефти только в Китай, Индию, Японию и Корею, тем самым забирая дополнительные объемы у КСА. Одновременно игнорировать возможные дополнительные запросы европейских потребителей, оставляя России обеспечение ЕС нефтью.
Но такой вариант, бесспорно, абсолютно не устроит США. Вашингтон не делает таких роскошных подарков. Выпустить из ярма санкций Иран, одновременно помогая своим главным геополитическим соперникам. Китаю дополнительными объемами более дешевой нефти, а России молчаливым содействием удержанию мировых цен на нефть от сильного обрушения.
Возобновление действия американского эмбарго с большой вероятностью станет самым логичным ответом на подобный вызов мировому лидерству США.
И давайте не забывать еще об одном. Китай уже давно втянут в противостояние с Японией. И именно в момент ожидаемого ослабления иранских санкций тема противостояния Китая вокруг спорных островов "неожиданно" (?) получила мощный и очень многозначительный толчок -
Боевые корабли США и Китая чуть не столкнулись в Южно-Китайском море.
2) Пессимистический
А если Иран все же предпочтет дружбе с Москвой сверхприбыли и инициирует падение цен на нефть, пусть даже не до $20, а до $40 или $60 за баррель, нанеся тем самым жестокий удар по экономике России?
Китай, как и другие партнеры по БРИК "спасителями" Москвы не станут. Их вполне устроит дешевая иранская нефть и как можно более надолго по времени.
ОПЕК Иран намерен максимально игнорировать, дополнительно призвав на помощь и Ирак, о чем уже намекнуло иранское руководство.
Тогда у России останется два выхода:
1) Либо России придется вступить в прямой конфликт с Ираном.
2) Либо обратиться к единственной стране, которая сегодня в состоянии влиять на экспорт иранской нефти - к США.
И Вашингтон с большой вероятностью откликнется на просьбу Москвы и согласится, конечно не бескорыстно, остановить рост экспорта иранской нефти новым и более жестким эмбарго. Но что Штаты попросят взамен - уступки по Украине, Средней Азии, отказ от самостоятельного освоения Арктики и стратегического сотрудничества с Китаем? Гадать не стоит. Очевидно одно - цена за американскую "помощь" для России будет однозначно очень и очень высокой.
Что дальше?
Каковы могут быть дальнейшие планы США в отношении Ирана, Ближнего Востока и Центральной Азии?
Рассмотрим наиболее пессимистический и самый зловещий из возможных сценариев развития событий.
Самый благоприятный для Вашингтона план-максимум, который еще на десятилетие или более поможет сохранить неоспоримое мировое лидерство США от натиска России и Китая, на виду у общественности еще с 2006 года - это нашумевшая карта Петерса.
В свете изложенных предположений изображенное на карте Петерса перестает быть полной фантастикой.
Воплощение, нанесенных на нее мрачных планов перекройки Ближнего Востока и Центральной Азии по американским лекалам становится вполне возможным, но только через сильный и агрессивный Иран.
Предположим, что Тегеран поддастся соблазну получения сверхприбылей на продаже дополнительных объемов нефти по низким ценам и вступит в расставленную США ловушку.
Первой принимает удар Саудовская Аравия, у которой Иран будет отбирать квоты и потребителей, позарившихся на более дешевую нефть. Эр-Рияд и Тегеран слишком давние и непримиримые соперники, чтобы в подобной ситуации ограничиться только дипломатической перепалкой. Начало вооруженного противостояния очень быстро станет неминуемым.
Обе стороны это осознают и воспринимают серьезно. Подтверждение этому и то, как
КСА так и
Иран в декабре начали активный поиск союзников среди стран Персидского залива.
А теперь предположим, что в случае возникновения ирано-саудовского конфликта США поначалу займут нейтральную позицию, ограничиваясь лишь призывами сторон к мирному разрешению спора. И такой вариант вполне возможен, судя по упомянутым выше претензиям Эр-Рияда, высказанных по поводу предательской, по мнению КСА, позиции Вашингтона по отношению к Королевству-союзнику.
Саудовской Аравии ничего не останется кроме последнего довода - попытаться собственными вооруженными силами и флотом пресечь возросший танкерный экспорт иранской нефти.
Иранские вооруженные силы и флот в ответ наносят ряд поражений саудовским силам. В результате создаются условия для падения правящей династии Саудов, неспособной защитить Королевство от Ирана. Скорее всего в виде внутреннего переворота.
Только после этого США наконец-то решат вмешаться и принудить Иран к заключению мира.
Далее жестокая борьба между кланами за освободившийся трон приводит королевство к распаду на части, которые вполне могут совпасть с картой Петерса.
На этом этапе Иран не приобретает чужих и не теряет собственных территорий. Но за Тегераном накрепко закрепляется репутация жестокого агрессора, как это ранее случилось с Ираком Саддама Хусейна.
Откуда такая холодная прагматичность в отношении необходимости демонтажа давнего и верного вассала, каким для США являлось КСА?
Все практично и банально. Саудовская Аравия исчерпала себя как лидер ОПЕК, могущий верно и эффективно представлять интересы США на Ближнем Востоке и надежно реализовывать американскую стратегию на мировом рынке нефти. Династия Саудов утратила авторитет и влияние в арабском мире, и начала считать себя самостоятельной значимой величиной, забывая кто возвел ее на "нефтяной трон" ОПЕК.
Теперь просто настал момент, когда США для сохранения влияния в мире нужно максимально вернуть под свой контроль "большую нефть", создав нового управляемого "Короля Залива".
На это место не подходит ни Иран, ни нынешний Ирак. Короля нужно "слепить" заново, придав ему нужную форму и обеспечив его зависимость от поддержки США.
Но для этого нужно будет продолжить дальнейшую трансформацию Азии по карте Петерса.
Возможны два варианта:
1)
Через раздел Ирака с втягиванием Ирана в вооруженный конфликт иракских шиитов с местными суннитами и курдами.
2) Через столкновение интересов Ирана вокруг шельфа Каспийского моря и искусственного снижения Тегераном цен на углеводороды с Прикаспийскими странами и Россией.
Как в первом, так и во втором случае, если следовать карте Петерса, Иран должен неминуемо проиграть в конфликтах, лишившись на Северо-Западе территорий иранского Азербайджана, иранского Курдистана. Россия Ирану в подобной ситуации скорее всего помогать уже не станет. А вероятная дружелюбная по отношению к Тегерану позиция Индии и Китая вряд ли как-то смогут реально помочь Исламской республике выстоять. Эти союзники далеки территориально и недостаточно тяжеловесны в мировой политике.
Но самое важное в планах Петерса - это создание нового мирового нефтяного центра на смену конкурирующим КСА и Ирану. Центра богатого и одновременно беззащитного без военной поддержки США в окружении достаточно сильных и агрессивных врагов.
На карте Петерса он изображен как Шиитский Арабский союз по обеим нефтеносным берегам Персидского залива. Не исключено, что в качестве бонуса для развития и укрепления молодой страны во враждебном окружении Ирана и арабов-суннитов она получит в рабочем виде и АЭС "Бушер".
Это уникальное по своим потенциальным возможностям и запасам ресурсов государство, скорее всего, возглавит радикальный лидер иракских шиитов, предводитель шиитской полувоенной организации "Армия Махди"
Муктада ас-Садр - уже сегодня реальный хозяин Басры и юга Ирака, практически независимый от Багдада.
Почему именно он, а не светское шиитское руководство Ирака? Если Муктада ас-Садр не станет главой страны, то он однозначно станет внутри нее надежной и крайне опасной "пятой колонной" иранских аятолл.
5 мая 2009 года СМИ сообщили, что после двухлетнего обучения в Куме, Муктада ас-Садр стал великим аятоллой. Иракский великий аятолла в качестве главы такого перспективного государства, расположившегося почти на всей нефти Залива, вряд ли станет подчиняться иранским аятоллам. Это гарантия того, что Исламская республика никогда не станет другом или союзником Шиитского союза, пока тот занимает территорию бывших нефтяных месторождений Ирана и возглавляется великим аятоллой, неподконтрольным Рахбару.
Прибавьте к этому завистливых агрессивных соседей арабов-суннитов, у которых Шиитский союз также отберет "нефтяную манну".
В таком враждебном кольце не поможет не то что полувоенная "Армия Махди", а даже полноценная армия формата нынешней иранской, иракской или саудовской.
В результате единственной силой, которая сможет реально взять под защиту Шиитский Арабский союз, остаются США. Вернее силы американского 5-го флота в Бахрейне и военная сухопутная группировка в Кувейте, которую можно дополнительно усилить выведенным из Афганистана контингентом.
А сладкая перспектива получения баснословных богатств от экспорта нефти, имея возможность почти монопольно влиять на функционирования мирового нефтерынка, достанется Шиитскому Арабскому союзу только взамен на беспрекословное послушание Вашингтону под американским "военным зонтиком".
Сомневаюсь, что кто-то из нынешних или будущих ближневосточных лидеров откажется от такого счастья. Пусть даже весь остальной мир назовет его "контрактом с дьяволом".
А что с остатками нынешнего Ирана в случае удачной реализации плана Петерса?
Ответ на карте.
Ирану также найдется пусть и неприятное, но достаточно важное место в новом геополитическом раскладе ЦА.
1) Напоминать своим присутствием Шиитскому Арабскому союзу, что он "ничто" без американской защиты.
2) Бороться за рынки сбыта природного газа в направлении Европы или Китая, держа в напряжении конкурентов - Прикаспийские страны и Россию.
И последнее, самое неприятное. Согласно карты Петерса в какой-то момент Иран должен столкнуться с афганским Талибаном. Предполагается, что в результате Тегеран потеряет юго-восточную провинцию Систан и Белуджистан в пользу независимого Белуджистана, а в Афганистане одержит "сомнительную" победу над Талибами, взяв под контроль три западные афганские провинции - Герат, Фарах и Нимроз. Почему победа сомнительная?
Взгляните на карту и поймете, что реально приобретет Тегеран у Талибов.
После трансформации Азии согласно карты Петерса Иран потеряет наиглавнейший источник пополнения бюджета страны - экспорт нефти Персидского Залива.
За что будет дальше жить государство? Природный газ центральных регионов и прикаспийского шельфа нужно еще добыть и продать в жесткой конкурентной борьбе с соседними газодобывающими странами, обеспечить его безопасный транзит и надежную доставку покупателю. Экспорт промышленной продукции также вряд ли станет выходом для наполнения казны. Тем более, что неизвестно, в каком состоянии будет промышленность Ирана после ряда войн.
В какой-то момент у Исламской республики просто не останется другого выхода, как пойти по афганскому пути.
Чтобы выжить государству, чтобы дать экономике остаться на плаву, чтобы финансировать те же газовые проекты, придется начать выращивать опиумный мак и включиться в международную торговлю героином, уже не борясь, а конкурируя на этом направлении с Афганистаном.
В результате рухнет последний самый надежный заслон на наиболее коротком пути афганского героина в Европу и Россию через Закавказье и Среднюю Азию.
Акт последний.
Ружье выстрелило.
Массовые разрушения на сцене.
Главные герои пьесы мертвы или ранены, а их место заняли актеры второго плана.
Мрачная музыка.
Занавес.
Трагедия сыграна, режиссер доволен.
Реквизит, в том числе и ружье, аккуратно раскладывают в шкафы по своим полкам.
Послесловие
Содержание статьи сознательно базируется на рассмотрении самых мрачных и неблагоприятных для ближневосточных и центральноазиатских государств вариантах и сценариях развития ситуации в регионе.
Но автор искренне надеется и верит, что планы Петерса так и останутся фантазиями на карте и не воплотятся в жизнь.
Что зловещие намерениям США по перекройке Азии, если таковые присутствуют, натолкнутся на непреодолимые организационные и практические трудности.
Что Иран и другие страны Ближнего Востока в решающие поворотные моменты сохранят достаточно мудрости, взвешенности и выдержки, чтобы опрометчиво не погнаться очертя голову за сиюминутными выгодами, за получение которых позже, возможно, придется расплачиваться слишком дорогою ценою.
Предупрежден - значит вооружен. Останется лишь правильно организовать защиту.