Никакого декаданса! Часть 2.

Jan 26, 2012 23:10

Отчёт о поездке в Крым.
4 − 7 января 2012 года.

Начало: Никакого декаданса! Част ь первая, ялтинская

На второй день нашего крымского вояжа мы наконец-то увидели что-то похожее на тот декаданс, за которым ехали: небо нахмурилось, солнце скрылось за тучами и даже принялся мелкий дождик. Его капли разбивались о листья пальм, растущих вдоль улицы, которая спускалась к набережной; на ЮБК (Южном Берегу Крыма) вообще все дороги имеют два направления: вверх и вниз. Гористый ландшафт, ничего не поделаешь.

Летом на набережной Ялты не видно асфальта: люди занимают всю доступную поверхность. Зимой асфальт, конечно, видно, но людей всё равно много. Плотность толпы примерно такая же, как на площади провинциального города в какой-нибудь праздник. Даже дети катаются на игрушечных машинках. Разве только рыбаков летом нет, а сейчас весь парапет занят ими, так что удочки почти сливаются в единый пандус к морю, которое могуче дышит внизу.

Чуть дальше городской пляж. Ну хоть здесь по-зимнему! Снега, конечно, нет, но он хотя бы пустой. Пока мы делали протокольные снимки «вот это я, а вот это море на фоне меня», стайкой налетели любопытные местные дети - огромный объектив фотоаппарата приняли за кинокамеру и решили, что тут снимают кино. Детей разочаровывать не стали и даже сфотографировали их, предварительно «срежиссировав» кадр.

В целом зимняя Ялта несколько разочаровала. Контраста с летом нет, время года можно понять разве что по температуре воздуха и моря (одинаковая, кстати - +10 градусов). Даже не знаю, зачем туда можно ехать: для зимнего времяпровождения слишком тепло, а для летнего холодно. Разве что окрестные дворцы и парки можно посмотреть спокойно.

Но у нас в планах дворцов не было, а время приближалось к полудню, поэтому мы поспешили на маршрутку - нас ждали пещеры. Всезнающие водители посоветовали ехать сразу до Заречного, а там уже найти местных жителей, которые подвезут до пещер. Дело в том, что мы толком не знали, где эти самые пещеры находятся. Где-то между Симферополем и Алуштой, а точнее узнавать заранее не стали - оставили на волю случая, дескать, на месте разберёмся. Откровенно говоря, сделали так для пущего интереса: скучно ехать, когда всё распланировано и известно. К слову, билеты мы заранее брали только до Белгорода и обратно; до Симферополя билеты брали в Харькове, а обратные - только по приезду в столицу Крыма. И, надо сказать, были даже немного разочарованы тем, что билеты в кассе были. Иначе пришлось бы решать задачу, как добраться домой, и было бы веселее. Впрочем, по этим билетам мы так и не поехали... Но обо всём по порядку.

Спустя примерно час отправления из Ялты мы уже торгуемся с местным жителем, рвущимся отвезти нас в пещеры за 200 гривен на полуразбитом «жигулёнке». Берёт сомнение: нам говорили, что туда зимой пройдёт только внедорожник, и то не всякий. Да и цена довольно приличная даже по нашим, российским меркам, а уж по местным тем более. Сходимся на том, что если не доедем, то отвезёт обратно и ни копейки не возьмёт. Сомнения оказались напрасны, а цена оправдана. Говорят иногда «дорога как после бомбёжки» - так вот это про дорогу до пещер. Асфальт заканчивается километра через четыре, и следующие восемь почти полностью состоят из ям и ухабов. По признанию нашего водителя, подвеску он меняет почти каждый год, а шины и того чаще.

Вход в пещеры находится на вершине горы, на высоте 960 метров. Мы было расслабились там, внизу: лето, тепло... Здесь нас встретил снег под ногами и колючий ветер в лицо. Осматриваемся, находим кассу. Смотрим ценник, долго считаем наличные гривны и задумчиво смотрим на солнце. Дело в том, что сначала мы хотели ночевать на местной турбазе, но экономика нас подвела: мало гривен наменяли. Значит, придётся идти обратно на трассу, причём пешком. А солнышко-то садится, а идти-то 12 километров... Ну да не беда, решим потом. А пока в ожидании экскурсии (иначе в пещеры не пускают) пьём чай в местном буфете. Буфет - это отдельное здание, с деревянными столами, лавками и стенами. Там есть даже камин, судя по закопчёности, вполне действующий. Кстати, крымская любовь к вину проявилась и здесь: на табличке с ценами подряд идут чай, кофе и глинтвейн. К началу экскурсии как раз успели отогреть пальцы, замерзшие от пересчёта на ветру помятых гривен (вообще такое впечатление, что абсолютно все бумажные деньги на Украине замусоленные, мятые и потёртые; даже банкомат выдаёт такие).

Экскурсия малочисленная, всего шесть человек. Как сказал нам экскурсовод, мы очень мудро поступили, приехав не в сезон: летом можно простоять в очереди на вход три часа, а группы по 20-25 человек идут одна за одной. Мы же были в пещере одни, и экскурсовод мог свободно травить байки - как часто бывает в подобных местах, экскурсии здесь водят не специально обученные тётеньки с заученным текстом, а местные работники, энтузиасты своего дела. Слушать таких людей - одно удовольствие.

Для начала: мрамора в пещере нет! И никогда не было! Даже маленького кусочка нет! Примерно так начался рассказ о пещере. Да, говорит, все спрашивают. Мраморной она называется потому, что состоит из мраморного известняка (кажется, такое название), из которого действительно получится мрамор, но через пару миллионов лет. Вообще вся пещера представляет собой полость в горе, внутри которой множество каменных образований, в основном натёков. И натёки, и стены, и вообще всё, кроме дорожек и лампочек, состоит из одного и того же известняка. Натёки эти бывают самых причудливых форм и размеров, даром что одного цвета. Для всех мало-мальски примечательных изваяний придумано не по одному названию, в основном силами экскурсантов. Всем посетителям предлагается придумать своё и, если оно окажется удачным, войти в историю. Поскольку людей через пещеру проходят многие тысячи, то и названия придумываются самые неожиданные. «Кролик отвернулся от морковки», «Очередь за салом», «Поиски иголки в стоге сена» (большая куполообразная куча-стог и торчащий из неё зад искателя), «Витрина секс-шопа» (природа не знает пошлости!), «Восточные сласти» (пахлава, халва, лукум: всё как настоящее), «Будуар императрицы»...
Фантазия не ограничена ничем. Даже, кстати, размерами объекта: в пещере глаз постоянно обманывается в расстояниях и размерах - нет привычных ориентиров. Например, самый большой зал кажется метров тридцати длиной, а на самом деле двести пятьдесят. Зрение там вообще очень ненадёжно: так, воду в подземном озере можно увидеть, только случайно задев поверхность - она совершенно прозрачна. Некоторые камни на вид кажутся мягкими, иногда прямо-таки «шерстяными», но это тоже игра воображения. Надо сказать, что трогать в пещере ничего нельзя: влажность там 98%, а значит, принесённые на руках микроорганизмы мгновенно становятся плесенью, которая разрушает известняк. Экскурсовод неустанно нам это повторял, приговаривая: «Если хотите узнать, каков известняк на ощупь или на вкус, придите домой и посмотрите накипь в чайнике. Это именно она!» Впрочем, один-единственный сталагмит отдан на растерзание туристам - щупайте на здоровье. Действительно, обыкновенный твёрдый камень. Ещё этот минерал очень твёрдый - если постучать по сталактиту, он звенит, как перекаленная сталь. Поэтому тоже их нельзя трогать - очень хрупкие. Есть там и ещё один объект, отданный на откуп посетителям: «озеро счастья». Попросту говоря, лужа для кидания монеток. Работникам надоело собирать монетки по всем углам, вот и приспособили под это дело одну лужицу. К тому же она довольно хитрая: посередине её прорезает щель, затянутая глиной, через которую все эти монетки просачиваются на нижний уровень пещеры. Так что сколько ни кидай, а лужица не заполнится, хотя и кажется совсем маленькой. Летом, при огромных толпах, это очень актуально.

В пещере царит особая атмосфера. В буквальном смысле - повышенное содержание углекислого газа, абсолютная стерильность, очень высокая влажность, почти нулевая запылённость. Говорят, полезно для здоровья.

Полуторачасовая экскурсия как-то очень быстро закончилась, и вот мы уже стоим у выхода, боязливо вглядываясь в свистящую ветром темноту. К счастью, один из местных обитателей увидел наши терзания и предложил подождать немного - скоро должны были придти из пещеры ещё двое посетителей, так вот они на машине, и можно к ним попроситься. Дождались, попросились, присоединились. Причём как-то очень естественно, даже просить почти не надо было. Вот ещё одно преимущества малолюдья: все друг другу вроде как товарищи.

Маленькая прокатная машинка неслась вниз, пролетая надо всеми ухабами - ребята торопились на самолёт в Симферополе. Тряские удары дороги вместе с болтанкой серпантина быстренько напомнили Роману, что у него акклиматизация и вообще его укачивает в транспорте; дотерпев до трассы, он вывалился из машины на обочину. Расчёт был простой: пройтись проветрится в тёмных южных сумерках, а тем временем товарищи найдут ночлег в Симферополе. Наивный... Когда машина высадила их на объездной Симферополя, оказалось, что гривен не хватает даже на автобусный билет. До центра шли пешком почти два часа. Причём 40 гривен в это время шли по обочине Ялтинского шоссе, подсвечивая себе налобным фонариком... Зато по пути созрело решение не искать ночлег вовсе, а поменять билеты и уехать в Харьков этим же вечером. Решение было принято и приведено в исполнение. Пара часов в Макдональдсе, лёгкий забег по магазинам за вином (раньше не брали - не таскать же было его в пещеру!) - и вот уже ищем девятнадцатый вагон, а вскоре и мирно дремлем под привычное постукивание колёс.

Харьков. Почти дома! Сейчас сядем на электричку, повидаем контрабандистов... Но до электрички ещё три часа, да и идёт она ну очень уж долго. Садимся на автобус и выезжаем за город: трасса ровной скатертью ведёт на Белгород. Делимся, расходимся, стопим. К тому времени, когда электричка отправилась из Харькова, мы уже шли по огороженной сеткой-рабицей дорожке от украинского КПП до российского. Сдана миграционная карточка, позади остаётся величественная жёлто-синяя надпись «Україна». Впереди не менее величественная бело-сине-красная «Россия»; паспорт, формальный досмотр рюкзака (Что везём? Вино? Проходите) - здравствуй, родная земля! Ещё немного автостопа, и вот мы снова встрчаемся на белгородском вокзале. Меняем билеты (кроме Андрея - тот уехал сразу, впросившись в кабину локомотива) и усаживаемся ждать поезда.

Наконец поезд подан, и мы вот уже четвёртый раз за пять дней расправляем простыни на вагонной полке. До отхода ко сну есть немного времени, стоит упорядочить мысли и впечатления. В целом поездка вышла неплохой. Сделали всё, что хотели, и даже быстрее, чем задумывали. Зимняя Ялта вместо уныния декаданса пролила на нас немного летнего солнца, пещера явилась во всей красе. И даже с контрабандистами познакомились. И главное - теперь мы видели Зимний Крым!

Деньгосчёт

При подготовке поездки часто бывает трудно прикинуть ожидаемые расходы; поэтому приводим основные затраты на тот случай, если кто-то из читателей пойдёт по нашим следам. Актуально на начало января 2012 года.

Курс гривны в обменнике (покупка гривен) - 246,7 гривен за 1000 рублей

Поезд Москва-Белгород - 995 рублей
Электричка Белгород-Харьков - 58 рублей (до Наумовки, дальше РЖД не продаёт)
Электричка Харьков-Белгород - 4,5 гривны (до Наумовки, дальше УЗ не продаёт)
Поезд Харьков-Симферополь - 95 гривен
Маршрутка Симферополь-Ялта - 45 гривен
Ночь в комнатах отдыха (гостинице) автовокзала Ялты - 80 гривен
Канатка на Ай-Петри - 60 гривен в одну сторону
Проезд в автобусе Ялта-Мисхор - 8 гривен в одну сторону.
Вход в пещеру Мраморная (полный маршрут, экскурсия включена) - 75 гривен
Крымский чай на Ай-Петри - 10 гривен за упаковку
Плотный обед в кафе - 110-130 гривен
Бутылка местного вина в симферопольском магазине - ок. 30 гривен

О недавнем новогоднем празднике напоминает разве что ёлка на борту яхты, что стоит у пирса

Это тоже накипь. Образование называется «кораллит», потому что похоже на кораллы.

Всезнающий экскурсовод давал ещё и советы фотографу, в частности, всегда для масштаба ставить в кадр человека. Так что мы тут не просто так на половине фотографий!

Иногда сталагмиты бывают почти прозрачными, как мутное стекло. Но минерал всё тот же.

«Поиски иголки в стоге сена»

Та самая витрина

Попробуйте увидеть в этом силуэте девушку, старика иили свинью, и вы поймёте, как рождаются названия в пещере

А на самом деле это вот такая куча камня

«Зайка отвернулся от морковки»

Предыдущая часть:
Никакого декаданса! Часть первая, ялтинская

круглый год, люди, туризм, интересное, жемчужина у моря, традиции, Белгород, Украина, Харьков, необычное, рекомендации, проверь-свои-силы, приключения, мероприятия, Россия, культурная программа, лето, зима, россия, пещеры, Пешеходный туризм, туризм круглый год, города, самостоятельный туризм, отчеты, пешеходные маршруты