Начало «Российская элита не умеет себя вести в приличном обществе»
Князь Лобанов-Ростовский о монархии, самозванцах и любви к искусству / февраль. 2016
Минувшим летом [2015 года] в России и за ее пределами активно обсуждалась идея возвращения на родину потомков рода Романовых. Депутат заксобрания Ленинградской области Владимир Петров
написал письма членам Императорского Дома с предложением вернуться в Россию. Послания были адресованы княгине Марии Владимировне и князю Дмитрию Романовичу. По мнению Петрова, этот шаг поспособствует восстановлению величия России и возвращению ей мирового влияния. Депутаты разработали законопроект «Об особом положении представителей царской фамилии», а в качестве официальной резиденции Романовых предложили выделить дворец в пригородах Санкт-Петербурга или в Крыму.
© ___На балу в честь 400-летия Дома Романовых в Кремлевском дворце / Фото: Илья Питалев
Эта инициатива вызвала бурное обсуждение в России и неоднозначную реакцию представителей русских дворянских фамилий. В беседе с «Лентой.ру» князь Никита Лобанов-Ростовский рассказал о самозванцах и монархии, о том, чего не хватает российской элите, и что привлекает его в искусстве.
«Лента.ру»: - Как вы оцениваете идею вернуть в Россию потомков Дома Романовых, в частности предоставить особый статус княгине Марии Владимировне?
Лобанов-Ростовский: - Мне важно, чтобы была услышана альтернативная точка зрения. Когда мы с графом Шереметевым, князем Трубецким и графом Капнистом - все они живут в Париже - написали открытое письмо российскому президенту о нежелательности какого-то особого статуса Марии Владимировны Гогенцоллерн, мы исходили из того, что к ней будет неизбежно приковано внимание всего мира, и это может повредить России.
Важно понимать, что мы говорим о человеке, который самозванно именует себя главой императорского дома Романовых, незаконно раздает дворянские титулы и ордена, а самое печальное - ее отец кокетничал с Гитлером и открыто призывал русских эмигрантов воевать на стороне нацистов. Мы хотели, чтобы нас услышали, и я рад, что были статьи и радиопередачи, где наше мнение было озвучено.
___Княгиня Мария Владимировна / Фото: Алексей Куденко
- Но с вами не согласились многие представители дворянства, живущие в России.
- Да, некоторые убеждены, что не так важно, кто именно получит новый монарший статус. Важнее, что это был бы большой шаг к возрождению монархического статуса в России. Но я считаю, что нельзя строить новый дом на таком гнилом и непрочном фундаменте. Ничего хорошего из этого не выйдет.
- А как вы сами относитесь к идее реставрации монархии?
- Я не монархист, но полагаю, что со временем будет целесообразно сделать конституционную монархию в России. Разные опросы показывают, что около трети всего населения поддерживают идею создания конституционной монархии. И это без какой-либо монархической пропаганды и работы с населением. Хотя мало кто отдает себе отчет в том, сколько различных институтов управления необходимо создать, которые сегодня в России просто отсутствуют.
Будущий монарх должен осуществлять сбалансированное соединение светской власти и православной церкви. Должен стать стабилизирующим инструментом многонациональной и многоконфессиональной страны, не думая о сиюминутных настроениях избирателей, а руководствуясь представлением об исторической судьбе своего народа. Сам же монарх может быть либо избран заново, либо может быть приглашен законный наследник одной из двух правивших династий - Рюриковичей и Романовых. Я знаю многих достойных представителей этих фамилий.
___Мария Владимировна на церемонии награждения скульптора Зураба Церетели Императорским орденом Св. Анны / Фото: Сергей Пятаков
- Монархия немыслима без аристократии. Видите ли вы что-то напоминающее аристократию в современной России?
- Глядя на представителей нынешней русской элиты, я понимаю, что в 95 процентах случаев они не имеют ничего общего с аристократией.
- Чего же им не хватает?
- По-английски мне было бы проще ответить: аристократ - это джентльмен, у него другое сознание, другие ценности, другие манеры. Современная российская элита в большинстве своем просто не умеет себя вести в высшем приличном обществе. Кроме того, у аристократа должен быть вкус. Например, человек пригласил меня на обед в свой огромный дом в центре Москвы. Там все очень дорого: антиквариат, картины, услужливые лакеи. Но вкуса нет, предельная безвкусица. Ступеньки на улице у входа сделаны из мрамора - но они должны быть гранитные! Мрамор - мягкий камень, от осадков и моющих средств он быстро приходит в негодность. В том же доме есть замечательная коллекция живописи. Но сами картины обрамлены некрасиво - без вкуса! Это типичный пример отсутствия вкуса у людей, собирающих искусство в России. Рамы новые, помпезные, с обильной позолотой - они совершенно не гармонируют с картинами. Каждая картина - это особая история. Каждая требует своего индивидуального обрамления. Но такие маленькие детали отражают вкус.
___Московский Императорский бал в Доме правительства / Фото: Вячеслав Прокофьев
- Особое внимание к картинам - результат многолетнего коллекционирования русского театрального искусства?
- Да, в том числе. Это же часть моей жизни.
- Что вы больше всего цените в вашем собрании?
- Больше всего я ценю его целостность, концептуальное единство, оно продумано до мелочей. В нашей коллекции нет ничего случайного. В своем максимальном составе собрание насчитывало около двухсот художников и более тысячи работ. Я очень люблю своего Врубеля, Ларионова, Гончарову, Бакста - и получал большую эмоциональную зарядку, живя среди их картин.
- Какова сейчас обстановка на арт-рынке?
- На мой взгляд, ситуация совершенно нелогична и субъективна. Когда сотню миллионов долларов платят за картину Модильяни или Сезанна, это ненормально. На эти деньги можно было бы построить несколько сотен школ в России. Но в мире огромное количество незаработанных денег, и их надо как-то тратить. При этом даже редчайшие бриллианты оцениваются только в десятки миллионов долларов.
- Можно ли собрать хорошую коллекцию, не имея богатого наследства или огромных доходов?
- Универсальных рецептов не бывает. Но есть общий принцип: присматривайтесь к 10-15 художникам, которые лично вам нравятся и доступны по цене. Когда картины одного из них станут вам не по карману, переключайтесь на другого. И так лет двадцать. Затем одного из них наверняка назовут выдающимся живописцем, и он резко взлетит в цене. Тогда, продав одно из его произведений, вы сможете вернуть то, что вложили за 20 лет, и оставить себе картины, больше всего понравившиеся вам.
- Вы лично знали многих живописцев. Кто производил наибольшее впечатление в личном общении?
- Знал. Например, Сальвадор Дали. Он был очень странен и непредсказуем. Я осознавал, что передо мной гений. К сожалению, мы не смогли наладить близких, дружеских отношений. Препятствием была его супруга Гала. Я ценю Дали больше, чем, например, Пикассо, потому что у него больше работ, где проявляется талант рисовальщика. Пикассо, конечно, более гениален и многогранен, но у него много работ, которые меня отталкивают. То есть я предпочел бы жить с картинами позднего Дали, чем с поздним Пикассо. Но при этом лучше жить с ранним Пикассо розового периода, чем с ранним Дали. Хотя, если честно, я предпочел бы жить с картиной Матисса, чем с Дали или Пикассо. Но я никогда не приобретал западную живопись, потому что тогда эти деньги были бы отняты от приобретения русского театрального искусства.
___Князь Никита Лобанов-Ростовский и княгиня Нина Лобанова-Ростовская на открытии экспозиции русского театрально-декоративного искусства из их коллекции / Фото: Алексей Даничев
- Каковы ваши предпочтения в других искусствах - в литературе, музыке?
- Всю мировую классическую литературу я перечитал еще в ранней юности, когда жил с родителями в Болгарии. Главной фигурой для меня всю жизнь оставался Пушкин. Если говорить о музыке, я воспитан на классическом оперном репертуаре. Родители привили мне любовь к музыкальному театру: в пятилетнем возрасте я попал на оперу Сметаны «Проданная невеста», а затем на «Аиду» Верди. К симфонической музыке я пришел гораздо позже, когда в 23 года приехал в Нью-Йорк, где познакомился с великим скрипачом Натаном Мильштейном.
В конце пятидесятых в Карнеги-холле еще можно было услышать таких гигантов русского исполнительского искусства, как Давид Ойстрах и Сергей Кусевицкий. Когда я был студентом в Оксфорде, то увлекался доромантической музыкой, Вивальди, Бахом и Моцартом. Из музыки XX века я особенно ценю Стравинского и Прокофьева. А вот современная музыка для меня откровенно неприемлема.
- У российского искусства есть будущее?
- Я смотрю в будущее с оптимизмом. Русские - феноменально одаренный народ. Хотя я сомневаюсь, что в ближайшее время сможет повториться тот культурный бум, который был в России на рубеже XX века. Тогда российские гении музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, балета влияли на всю мировую культуру. До сих пор в России все еще есть возможность учиться рисованию. Вне России рисование как предмет - основа, на которой строится индивидуальный подход к живописи, - в школах и вузах мало востребован. В любом случае, важно, чтобы русские осознавали тот колоссальный эффект, который русское искусство последних двух веков произвело на весь цивилизованный мир. Даже самые отъявленные ненавистники России вынуждены это признавать.
_______
Никита Дмитриевич Лобанов-Ростовский - князь, потомок Рюрика. Вырос в эмиграции в Болгарии, В 1946 году после установления советской администрации в Болгарии вместе с родителями попытался бежать в Грецию, но был арестован. В 11-летнем возрасте провел в заключении год. Его отец Дмитрий Лобанов-Ростовский в 1948 году был расстрелян болгарскими органами госбезопасности. Вместе с матерью в 1953-м бежал в Париж, позже переехал в Лондон, учился в Оксфорде, а затем в Колумбийском университете (США). Получил магистерскую степень по геологии и объездил с экспедициями большую часть Африки и Южной Америки. Был крупным финансистом. Состоял в многолетнем общении с Виндзорами и Ротшильдами, Сальвадором Дали и Марком Шагалом, Феликсом Юсуповым и Иосифом Бродским. Женат вторым браком на англичанке Джун Маршам-Таунзенд, чей предок виконт Сидней основал одноименные города в Австралии и Канаде. Известен тем, что собрал крупнейшую в мире коллекцию русского театрально-декоративного искусства и часть ее передал России. Сегодня Лобанов-Ростовский живет в Лондоне, в этом году ему исполнилось 80 лет.
Сергей Пинчук / Анастасия Чеповская / Евгения Коробкова / Андрей Новиков-Ланской
«Русская планета» / «Лента.ру» / «КП», 7 февраля 2016 - 23 августа 2017