Штраусбергский электропаром

Nov 16, 2014 19:15

В восточно-берлинском озёрном пригородке Штраусберге есть три интересных транспортных объекта: однопутная лесная железнодорожная линия, в недавнем прошлом преобразованная в S-Bahn, однопутная трамвайная линия, в совсем недавнем прошлом перешедшая на низкопольники и утратившая свой шарм, и, наконец, единственная в Европе линия электрического парома через озеро Straussee:



На ней остановимся чуть подробнее. Этот электропаром - рудимент развития инженерной мысли конца XIX - начала XX веков, когда на основе массового развития электрических и жидкотопливных двигателей были созданы различные технологии транспорта с линейной инфраструктурой. В основном новые технологии касались только наземного транспорта, но в отдельных случаях они проникали и на водный транспорт. Были паромы, ходившие по подводным рельсам, были паромы с креплением к опорному канату, были другие интересные решения. Но на воде наиболее эффективными оказались свободные от направляющих суда с автономным жидкотопливным двигателем. Кроме того, использование направляющих канатов и контактной сети ограничивает возможности судоходства в конкретно взятом месте. Озеро у пригородка Штраусберга не имеет какого-либо сквозного судоходства, кроме лодочного и здесь такая система с опорными канатами сохранилась и прекрасно живёт в наши дни. Паром - первоначально на паровой тяге, но с использованием опорных канатов - появился в 1894 г., в 1906 г. двигатель был заменён бензиновым, а в 1915 г. была натянута контактная сеть и паром стал электрическим. Само судно заменяли дважды, после Второй Мировой войны и в 2002 г. Длина линии - 370 метров, время в пути - 7-8 минут.

2. Схема пригородка:



Штраусберг - вытянутый вдоль озера пригородок. Его центр приходится на центральную часть озера Straussee, через которую для организации сообщения с прогулочной лесопарковой частью заозёрья были протянуты три провода: два - направляющие, по которым движется сам кораблик, и третий воздушный - контактный, через который на кораблик подаётся электричество для работы двигателей.

3. По короткой Karl-Liebknecht-Strasse выходим из центра пригородка (там же конечная остановка и депо 89-го трамвая) к причалу электропарома:



4. Причал, кораблик виден на противоположной стороне озера:



5. Крупнее - видны все три провода: опорные канаты, уходящие в воду и контактный провод наверху:



6. Расписание движения, интервал - 30 минут, время в пути - 7-8 минут:



7. На пароме недействителен проездной "Berlin ABC" (в отличии от S-Bahn и 89-го трамвая) и за переправу надо заплатить €1.30.



8. Плакат по истории электропарома, 1894-1918:



9. Плакат по истории электропарома, 1930-1960:



10. Текстовая информация:



11. Опора контактной сети на городской стороне, через неё в провод поступает ток для работы двигателей:



12. Причал на городской стороне, вид сбоку, хорошо видны натянутые опорные канаты:



13. Вода в озере чистейшая, фауна представлена большим количеством типичных пригородно-городских пернатых:



14. Вид на южную часть Straussee:



15. Вид на северную часть Straussee, кораблик начал движение к городскому причалу:



16. Лесной причал и контактный провод во всей красе:



17. Вот это и есть Озёрный Трамвай:



18. Крупнее, названия у судна нет, только надпись "Straussee Fähre", что переводится как "Паром озера Штраус":



19. Токосъёмный ролик:



20. Прибытие на городской причал, обратите внимание на способ проводки опорных канатов через судно - по бортам проложены узкие щели-каналы специально для этого каната:



21. Вид с другой стороны, токосъёмный канат судна почти выпрямился, так как контактный провод уходит резко вверх к опорам и снижается ближе к середине озера под действием собственной силы тяжести:



22. Скоро отправление, поэтому заходим на судно:



23. Кабина фюрера, в металлическом ящике находятся спасательные жилеты:



24. По бокам лавки для сидения, имеются пандусы для облегчения использования различных колёсных средств - от инвалидных колясок до велосипедов. Синяя коробочка над ящиком - компостер для билета, билеты продаются фюрером прямо на судне:



25. Сбоку к судну прикреплена шлюпка!



26. Лавка для сидения:



27. Отправляемся, вид на городской причал:



28. Вид на северную часть Штраусберга с озера:



29. Лесной причал с двумя рыбаками и двумя европенсионерами:



30. Стоим на лесном причале:



31. Опора контактной сети, здесь питающих фидеров нет за ненадобностью:



32. Памятная табличка:



33. Готовимся к обратному рейсу:



34. Обратный рейс, из леса в город:



35. Подплываем к городскому причалу:



36. Я же отправился по берегу в обход озера. Солнечные дни в туманном берлинском октябре редки и надо было хоть чуть-чуть прочувствовать атмосферу местных восточно-берлинских рекреационных зон:



Германия, электрификация, паромы

Previous post Next post
Up