В восточно-берлинском озёрном пригородке Штраусберге есть три интересных транспортных объекта:
однопутная лесная железнодорожная линия, в недавнем прошлом преобразованная в S-Bahn,
однопутная трамвайная линия, в совсем недавнем прошлом перешедшая на низкопольники и утратившая свой шарм, и, наконец, единственная в Европе
линия электрического парома через озеро Straussee:
На ней остановимся чуть подробнее. Этот электропаром - рудимент развития инженерной мысли конца XIX - начала XX веков, когда на основе массового развития электрических и жидкотопливных двигателей были созданы различные технологии транспорта с линейной инфраструктурой. В основном новые технологии касались только наземного транспорта, но в отдельных случаях они проникали и на водный транспорт. Были паромы, ходившие по подводным рельсам, были паромы с креплением к опорному канату, были другие интересные решения. Но на воде наиболее эффективными оказались свободные от направляющих суда с автономным жидкотопливным двигателем. Кроме того, использование направляющих канатов и контактной сети ограничивает возможности судоходства в конкретно взятом месте. Озеро у пригородка Штраусберга не имеет какого-либо сквозного судоходства, кроме лодочного и здесь такая система с опорными канатами сохранилась и прекрасно живёт в наши дни. Паром - первоначально на паровой тяге, но с использованием опорных канатов - появился в 1894 г., в 1906 г. двигатель был заменён бензиновым, а в 1915 г. была натянута контактная сеть и паром стал электрическим. Само судно заменяли дважды, после Второй Мировой войны и в 2002 г. Длина линии - 370 метров, время в пути - 7-8 минут.
2. Схема пригородка:
Штраусберг - вытянутый вдоль озера пригородок. Его центр приходится на центральную часть озера Straussee, через которую для организации сообщения с прогулочной лесопарковой частью заозёрья были протянуты три провода: два - направляющие, по которым движется сам кораблик, и третий воздушный - контактный, через который на кораблик подаётся электричество для работы двигателей.
3.
По короткой Karl-Liebknecht-Strasse выходим из центра пригородка (там же конечная остановка и депо 89-го трамвая) к причалу электропарома:
4. Причал, кораблик виден на противоположной стороне озера:
5. Крупнее - видны все три провода: опорные канаты, уходящие в воду и контактный провод наверху:
6. Расписание движения, интервал - 30 минут, время в пути - 7-8 минут:
7. На пароме недействителен проездной "Berlin ABC" (в отличии от S-Bahn и 89-го трамвая) и за переправу надо заплатить €1.30.
8. Плакат по истории электропарома, 1894-1918:
9. Плакат по истории электропарома, 1930-1960:
10. Текстовая информация:
11. Опора контактной сети на городской стороне, через неё в провод поступает ток для работы двигателей:
12. Причал на городской стороне, вид сбоку, хорошо видны натянутые опорные канаты:
13. Вода в озере чистейшая, фауна представлена большим количеством типичных пригородно-городских пернатых:
14. Вид на южную часть Straussee:
15. Вид на северную часть Straussee, кораблик начал движение к городскому причалу:
16. Лесной причал и контактный провод во всей красе:
17. Вот это и есть Озёрный Трамвай:
18. Крупнее, названия у судна нет, только надпись "Straussee Fähre", что переводится как "Паром озера Штраус":
19. Токосъёмный ролик:
20. Прибытие на городской причал, обратите внимание на способ проводки опорных канатов через судно - по бортам проложены узкие щели-каналы специально для этого каната:
21. Вид с другой стороны, токосъёмный канат судна почти выпрямился, так как контактный провод уходит резко вверх к опорам и снижается ближе к середине озера под действием собственной силы тяжести:
22. Скоро отправление, поэтому заходим на судно:
23. Кабина фюрера, в металлическом ящике находятся спасательные жилеты:
24. По бокам лавки для сидения, имеются пандусы для облегчения использования различных колёсных средств - от инвалидных колясок до велосипедов. Синяя коробочка над ящиком - компостер для билета, билеты продаются фюрером прямо на судне:
25. Сбоку к судну прикреплена шлюпка!
26. Лавка для сидения:
27. Отправляемся, вид на городской причал:
28. Вид на северную часть Штраусберга с озера:
29. Лесной причал с двумя рыбаками и двумя европенсионерами:
30. Стоим на лесном причале:
31. Опора контактной сети, здесь питающих фидеров нет за ненадобностью:
32. Памятная табличка:
33. Готовимся к обратному рейсу:
34. Обратный рейс, из леса в город:
35. Подплываем к городскому причалу:
36. Я же отправился по берегу в обход озера. Солнечные дни в туманном берлинском октябре редки и надо было хоть чуть-чуть прочувствовать атмосферу местных восточно-берлинских рекреационных зон: