Упущен еще один важный вариант мотивации - идея хорошо продается. Человек, умеющий продавать, станет физиком или лириком в зависимости от того, что лучше продается в данных обстоятельствах. Он может вообще стать Ломоносовым, если всё продает одинаково успешно.
Чтобы что-то продать, надо это сначала где-то взять. Но, как показывает опыт, умение генерировать идеи и умение продавать редко сочетаются в одно лице. Поэтому коммерческая ценность идей стимулирует, скорее, "приватизацию" чужих идей, чем генерацию собственных.
Ценность не обязательно должна быть коммерческой. Скажем, в условиях СССР некоторые идеи (решения) позволяли занять высокое положение при их умелой "продаже". А свои они или не свои - это вопрос сложный. В научной (да и в литературной, художественной, музыкальной, артистической, спортивной и т.д.) нравы царили(ят) почище гангстерских.
В наши времена вопрос стоит не так остро. А в доисторическую эпоху лучше выживали, конечно, "гуманитарии" - за интересную "сказку" получишь и кусок мяса, и благосклонность слабого пола, и тёплое место у костра рядом с альфа-самцом.
Любой гуманитарный вопрос является спорным по определению (см. пункт Б1). Однако, гуманитарные идеи были в ходу и всячески процветали на протяжении всей истории человечества, взять хоть те же сказки или религии. А естественно-научные идеи получили ход только в последние лет 300, да и то только в одном сравнительно небольшом регионе планеты. Это наводит на мысль о том, до позднего европейского средневековья "физики" были в загоне.
Comments 15
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Не, физкультурники - это другое дело, конечно :)
Reply
Leave a comment