Воспоминания о Вёргле - 3

Nov 25, 2012 19:45


Самое начало

Практика показала, что многие, не глупые, в общем-то, люди, не вполне догоняют смысл идей Гезелля-Унтергуггенбергера даже в виде такой незатейливой пьески. Кажется, я понял, в чем дело, и сейчас постараюсь исправить свою "ошибку". Моя вина заключается в том, что я не слишком тщательно разжевал один комочек, прежде отправить эту кашку в ротики несмышленышей. Разжевываю комочек. Вот, смотрите, дети.


Михаэль Унтергуггенбергер, чтоб ему на том свете было столько счастья, сколько буквочек в его славной фамилии, превратил банк города Вёргль в общегородской инвестиционный фонд. Вернее, часть банка. Ту его часть, которая оперировала  "исчезающими" шиллингами по Гезеллю, гезелльгельдами. Другая часть, сносившаяся с внешним миром и оперировавшая общепринятыми валютами, продолжала работать в привычном банковском режиме, и она нам сейчас не слишком интересна. Нас интересует, как работал общегородской инвестфонд под вывеской обычного банка.

Лишние неприятности были точно никому не нужны, потому социализм (и общество НАКОПЛЕНИЯ, А НЕ ПОТРЕБЛЕНИЯ!) жители Вёргля строили тихой сапой, как уже упоминалось выше, а не с помощью беготни по улицам с красными флагами и пулеметами. И вы знаете, оказалось, что без такой беготни разумное и справедливое общество получается быстрее! И, кстати, оно вполне себе социалистическое. Да, несколько буржуазное с точки зрения правоверных марксистов, но именно, что социалистическое, как ни верти!

Просто, это социализм не по Марксу, а по Прудону. И черт побери, мне такой социализм вполне по душе! Как основа общества еще и высокой духовности, а не только сытости телесной, такой социализм более пригоден, чем привычная нам его советская историческая форма. Потому, что за ним нет ни темного прошлого, которого потом приходится стесняться, ни родовых травм, ни жутких вывихов в детстве, когда хрящики потом костенеют, неправильно сросшись. Такое общество вырастает стройным и ладным, а не горбатым да колченогим.

Итак, как работал городской инвестфонд под вывеской банка, в чем жители Вёргля делали сбережения, в каком месте и как происходило накопление богатств, почему я смело определяю такое общество, как социалистическое. Да, это же просто, как пять копеек! И все вы прекрасно знаете такую форму сбережений-накоплений, обеспечивающую, к тому же, относительно (нет в мире полного совершенства!) справедливое распределение богатств. Это - акции! Акции родного города. Акции города-корпорации. Корпорации, собственниками которой являются все со-трудники, все, кто участвует в трудовых процессах города, и получает ровно ту долю богатств, на которую может претендовать по Справедливости. Получает РЕАЛЬНЫЙ ЭКВИВАЛЕНТ СВОЕГО ТРУДА! Разве в этом есть что-то новое? Или что-то непонятное?

Значит, еще раз. Вы работали месяц. Неважно, на общегородской стройке, или в собственном магазинчике. Так или иначе, вы приносили некую общественную пользу, вкладывая свой собственный труд. В результате этого труда вы получили некие деньги. Но получили их больше, чем вам надобно для нормальной полноценной, но не разгульно-мотовской, жизни в следующем месяце. Но к этим деньгам приделан демерредж, то есть, они обязательно потеряют в весе в тот день и час, который на них указан. И потеряют ровно столько, сколько вам, опять же подчеркну, ЗАРАНЕЕ обещано. Как вам не потерять часть СВОИХ ТРУДОВЫХ УСИЛИЙ? Это же и обидно, и несправедливо. Вы только что прошли этап какого-то безумного потребления, покупая у ваших соседей все подряд, что нужно, и что не очень. Только так вы могли спасти свои кровные от неизбежных потерь их покупательной способности. Но вот, вы уже затарили свою квартиру почти под самый потолок, купив впрок все на долгие годы вперед, и что теперь? Куда теперь складировать следующие "богатства"? Вы же непрестанно работаете, получая за это все новые порции денег, с которыми нужно что-то делать.

В "нормальной" жизни вам "услужливо" предложат отнести образовавшийся излишек денег в банк, где ваши деньги якобы будут работать на вас, еще и принося вам волшебным образом нетрудовой процент. Мы сейчас не будем вдаваться в тему этого грандиозного мошенничества, у нас разговор, как раз, об альтернативе ему. Альтернативе, не на шутку испугавшей мировой банковский кагал. К слову заметить, Карла Маркса эта публика ничуть не боится, она боится Сильвио Гезелля. Оно и понятно, Маркс предлагал ссудный процент не отменить, а лишь "обобществить". Но даже Кот Матроскин правильно прочухал эту тему, сформулировав генеральную жидовскую идею, идею вообще всех эксплуататоров, предельно просто и прямо (вот, святая простота!): "Совместный труд для моей пользы - он объединяет!"

Маркс сформулировал не так прямо и внятно, но по сути примерно так же: "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" Заказчики теории марксизма остались довольны таким градусом революционности, и лозунг утвердили. Гезелль же без спросу обратился к тем, кто на банковской платформе объединяться для чужой пользы больше не желал. Поэтому он предложил ссудный процент не обобществить, а выкинуть его вовсе на хрен. Это серьезно напрягло. А Унтергуггенбергер воплотил идею на практике. Это не просто напрягло - незамедлительно последовали оргвыводы, незамедлительно! Почин крушили, невзирая на Закон, что, вообще-то, в Европе того времени было еще не слишком принято.

Так, в каком активе жители Вёргля могли делать сбережения при своей "ненормальной" жизни? Так, чтобы не захламлять свои квартиры? Местные деньги ходят только в их среде, акции Рурского металлургического комбината на них не продадут. Обменять местные шиллинги на общеавстрийские возможности нет, так как, нет тех самых шиллингов, из чего вся тема и возникла. Их просто физически нет, не печатает их Банк Австрии в потребных для нужд страны количествах. По чьему-то чисто щучьему велению. Интересно, кто бы это мог быть, такой вредный?

И что делать? Работать за так, забесплатно? Ну... в общем, в каком-то смысле - да, забесплатно :)
Ну, вот, субботники у нас проводились, пока страна резко не "поумнела". Забесплатно на них люди работали? Точно? Нет, точно или абсолютно точно? А на кого люди забесплатно работали, на дядю, или на себя? А так, конечно, забесплатно. В том-то и дело, что в солидарном обществе работы забесплатно ВООБЩЕ НЕ БЫВАЕТ, В ПРИНЦИПЕ! Вон, любой буржуин, вообще, всю жизнь "забесплатно" работает в режиме нон-стоп-субботника. Нету над ним бухгалтерии, она вся под ним. А все почему? Потому что, буржуин сам с собой солидарен! Он понимает нужды трудового буржуинства, а потому не привередничает, вкалывая иной раз в режиме ментовских оперов из известной песни:

Часто слышим мы упреки от родных,
Что работаем почти без выходных,
Что разлуки нескончаемы порой,
Встречи - ненадолго...
Только снова поднимает нас с зарей
И уводит за собой в незримый бой
Наше Чувство Долга


Вот, возьмете в банке кредит, узнаете, какое оно, Чувство Долга. И вечный бой, покой вам будет сниться. А работник, который не забесплатно, кому чувство солидарности со своим господином от природы неведомо, все лишний раз перекурить норовит, сука! Он же у добросердечного буржуина ворует бессовестно! А у буржуя дома жена и дети, и все плачут. И не столько из-за нескончаемых разлук, сколько из-за необходимости одному срочно поменять "старый" "порше" на новую модель, а другая с таким мелким бриллиантом на улицу выйти не может. Да еще в такой шубе. Она ж прошлого года! А "этому" наплевать на ее страдания. Ну, мужики и есть мужики, им объяснять такие простые вещи бестолку.  А работяга ворует!  А жена подозревает своего буржуйчика в жадности. А это же несправедливо! Он не жадный, он просто всеми обворованный. Работягами-подлецами, банкирами... если честно и строго между нами, подлецами не меньшими! Хоть, казалось бы, и свой брат-эксплуататор, и в клубы одни ходим, и из одной банды победителей по жизни, а подлец он, как какой-нибудь работяга низкий, вот так!

Ладно, не будем зубоскалить над убогими, они сами себя поймали в силок, вернемся к главной теме. Человек, работающий на своем огороде, денег за это ни от кого не получает. Он работает забесплатно? Да, забесплатно. Но разве он работает за так? А если общество солидарно, то в нем любые субботники получаются не за так, хоть и бесплатно. А если общество ИДЕАЛЬНО СОЛИДАРНО, то ему и деньги не нужны, но где вы видели Идеал? Поэтому жители Вёргля решили без денег не обходиться, чтобы все распределять по справедливости, кто сколько заработал. Но и на банковский кагал впахивать больше не хотели. Не хотели нести излишки эквивалентов своего труда в банки чужих.

Сами задумали царствовать и всем володети, подонки такие! Не подумали, на что будет жить банкир и его семья, и где они будут харчеваться, когда их перестанут содержать на своем горбу трудяги, исправно передавая под их мудрое управление часть (и немалую часть!) своих ТРУДОВЫХ УСИЛИЙ. Мы помним, что деньги - это лишь ЭКВИВАЛЕНТ ЧЬЕГО-ТО ТРУДА И ЗАТРАЧЕННОГО НА ТРУД ВРЕМЕНИ. Вообще-то, люди не часто понимают, что, связываясь с банками, они горбатятся, отдавая свою жизнь, между прочим, на этих паразитов ровно в той степени, в какой они "сотрудничают" с банками. Они попросту бесплатно работают! А им в это время объясняют, каким уродливым явлением были субботники, типа давайте дружно поржать. Да ни у каких проституток не бывает таких масштабных субботников, как у добропорядочных бюргеров при "нормальном" капитализме! Вся жизнь трудящегося при капитализме - ЭТО ОДИН НЕСКОНЧАЕМЫЙ СУББОТНИК. А при социализме он случался не чаще двух-трех раз в год, и то... работали-то на себя, любимых. Просто, работали не все и не одинаково добросовестно. Только к этому уродство советских субботников и сводилось. И у этой проблемы решения... не было? Было!

И нашли его в Вёргле. Не надо никаких субботников, но и не надо никаких банков. Раз уж трудовые усилия и потраченное на них время надо измерять бумажками, то будем измерять бумажками. Только, если одни бумажки имеют свойство таять, и сбережения в них сделать невозможно, то пусть будут бумажки, которые таять не будут, а будут прочными, как скала, или... настолько прочными, как те предметы, которые мы своим трудом произведем на свет. Насколько прочный мост мы построили, настолько прочные будут и вложения. Мы вложили свой труд, потратили свое время, а вот и сертификат, бумага, подтверждающая, что мы все это сделали в реале. Называется гордо и красиво: Акция вольного города Вёргля. И пока мост стоит, акция имеет полную стоимость. И пока канализация работает исправно, всяк эту акцию ценит. Потому что, ее можно не только купить в магистрате, но и продать магистрату обратно. По крайней мере, за те же местные деньги - шиллинги славного города Вёргля. Достославного города Вёргля, выскользнувшего из-под мировой банковской системы! Слава его разносится так далеко, как далеко может улететь аэроплан, уехать паровоз или уплыть пароход, разнося по всему миру благую весть: послать банки на... - возможно! И что есть мнение, что можно послать и дальше. Надо это просто проверить. Дескать, такое, вот, предложение поступило от австрийских товарищей.

А хорошо ли магистрату от того, что кто-то обменял акции своего предприятия обратно на местные деньги? Давайте, посмотрим. Ганс мечтал построить себе новый дом. Сбережения хранил в акциях родного города-корпорации. Несколько лет скупал эти акции на все образовавшиеся излишки эквивалентов (я намеренно употребляю множественное число) своего труда и затраченного на него времени. Копил. И, наконец, накопил этих акций достаточно. Пошел в магистрат и обменял их обратно на те же эквиваленты своего труда-времени. Есть с того убыток городской казне? Не, нету! ВЕДЬ РАДИ ЭТОГО ВСЕ И ЗАТЕВАЛОСЬ. Наш Ганс обменял накопленные акции СВОЕЙ СОБСТВЕННОЙ ФИРМЫ на деньги и... немедленно (они же таят!)  расплатился ими с хозяином лесопилки Куртом за пиломатериалы. Но Курт тоже давно мечтал о собственном новом доме. Пиломатериалы-то у него есть в избытке, но пока не хватает на гвозди, Эльзину краску, Шмидтову сантехнику и всю электрику, которую делает Карстен, человек, безусловно, противный, но знает, куда какой провод воткнуть. Поэтому Курт тоже давно уже делает сбережения в акциях СВОЕЙ СОБСТВЕННОЙ ФИРМЫ. А тут такая удача, Ганс накопил себе уже на целый дом, и пиломатериалов ему надо сразу много! Ганс принес Курту целую кучу местных шиллингов, но они имеют свойство "исчезать". Поэтому наш Курт тут же, вот, только отпустил Гансу доски, и сразу помчался в магистрат обменивать эти денежки на акции города. Опять юной Ханне, а она девчонка вообще очень легкомысленная, не дали толком попить чайку с сушками да обстоятельно почесать языками с толстухой Кэтхен из соседнего отдела о нравах современных мужчин. Только обменяла акции Ганса на шиллинги, как уже Курт принес их обратно, и требует обменять все наоборот! От этих современных мужчин с ума сойдешь! Бегают все в мыле, как сумасшедшие, а что у девушки новая прическа, так им хоть этим боком показывайся, хоть этим, нет, их новая прическа (называется, между прочим, "Глория"!) не интересует. Они ее каким-то непостижимым образом вообще не видят! А что девушка тут с отчаяния сушки трескает... Нет, она их трескает в знак протеста!

Согласитесь, ни деньги, ни акции слишком далеко не уходили и слишком надолго магистрат не покидали, не так ли?  Вот, в том-то и дело, что при данной системе НИЧТО НИКУДА НА СТОРОНУ НЕ УХОДИТ, ВСЕ ВАШЕ ОСТАЕТСЯ ПРИ ВАС, И ВЕЧНО КРУТИТСЯ ПРИ ВАС ЖЕ! ВСЕ ПРОИЗВОДНЫЕ ВАШЕГО ТРУДА И ВСЕГО ЗАТРАЧЕННОГО НА НЕГО ВРЕМЕНИ.

Неужели это непонятно? Что в этом такого трудного? Впрочем, вы спрашивайте, будет еще и продолжение, тут еще кое о чем надо бы сказать.

Окончание

кооперация, Сильвио Гезелль, Вёргль

Previous post Next post
Up