Почему Россия стала поганью - 1. Бастарды на царстве.
Почему Россия стала поганью - 2. Царство неудачников.
Итак, мы остановились на том, что будущая Россия изначально складывалась на скудных землях Владимеро-Суздальского княжества. Как страна неудачников и изгоев родной стороны, которым не нашлось места на родине, и которых не взяли там на праздник жизни. Тех, кто не пригодились там, где родились. Волго-Окское междуречье изначально было страной иммигрантской.
Но время шло, и постепенно, опираясь на вооруженную силу Орды, собственных сил у повелителей тихих, не слишком пассионарных, людей, понятно, не хватало, а также посредством длиннющей цепи всевозможных подлостей и предательств "общего русского дела",, Владимеро-Суздальское княжество выросло в целую Московию. А потом подмяло под себя и сам Новгород Великий. Со времен Ивана Третьего, вполне себе законченного негодяя и вполне достойного наследника своих невероятно подлых и вероломных отцов, впервые замаячил призрак будущей "могучей России", неуемной имперской сволочи и бешеной псины, которая отныне будет на всех кидаться. Просто, от безысходности своего положения и от заскорузлой обиды на окружающих. От зависти к более удачливым соседям и из "естественного" желания завладеть их собственностью. В общем, как-то поправить свою незадавшуюся жизнь. А заодно и отыграться на "виноватых". И, конечно же, вырасти в собственных глазах, это станет самой назойливой потребностью всех будущих поколений россиян. Так складывался пресловутый "русский характер" и знаменитая "особая духовность" этих моральных уродов.
А теперь поехали дальше. Следующий крайне важный фактор, задавший тон всей дальнейшей истории России.
.
Второй очень важный момент, на который справедливо указывает Фурсов, и который реально имел определяющее значение для всей дальнейшей истории этой, не вполне нормальной, страны, был, как раз по части "особой духовности" и врожденно-агрессивного "русского характера". В "бездуховной" Европе в это же самое время на протяжении всего, видимо, Средневековья, действовал принцип
"примогенитуры" (первородства) как красиво, загадочно, но ошибочно "академик" именует
европейский майорат.. То есть система наследования, при которой старшый сын получал от отца в наследство все или почти все. А младшие не получали ничего или, вернее, почти ничего. Главное, что сыну-первенцу доставалась вся земля отца, если таковая имелась. Среднему могла достаться и какая-нибудь ремесленная утварь, еще более младшему - какие-нибудь, скажем, тряпки, а самому младшему, в лучшем случае, кот, которого еще и кормить нужно. Как известно, одному такому лишенцу крупно повезло с котом, и стал он аженно самим маркизом Карабасом. Но это случай в истории исключительный. И даже не вполне достоверный, я щитаю. Но то был сын мельника, а как обстояло дело в дворянской среде? Да точно так же! И это важно.
В Европе, и, видимо, очень давно, кто-то разумный заранее сообразил, что дробить феоды до бесконечности нельзя, и что добром это не кончится. И потому на законодательном уровне по всей империи Карла Великого было принято мудрое, но "несправедливое" решение о том, что только старший сын наследует имение отца. То есть, в первую очередь, землю, крестьян и родовой замок. А младшим достается лишь славная фамилия, какая-то часть оружия, боевой конь (если имелся для каждого) и какие-то деньги на первое время. А дальше младшие отпрыски должны были сами распорядиться своей судьбой, раз уж Богу было угодно сделать их младшими детьми. Таким отпрыскам дворянских родов была уготована судьба наёмников, они должны были поступить к какому-нибудь феодалу, а лучше, к самому королю, на службу. И в случае серьезных успехов, наиболее старательные и верные из них со временем могли получить себе во владение какое-нибудь поместье. А то, и феод в вечное пользование с правом передачи по наследству. По-старорусски, вотчину. Хорошо служи, и все тебе будет. Если есть желание. А то, ведь не у всех оно было, между прочим.
Д"Артаньян, как я понимаю, был не старшим сыном своего отца, и потому дорога ему лежала в Париж. И дружбан его Портос, явно, не был наследником земель, но страстно желал заполучить и их, и титул. И Портос добился своего, став сначала мсье дю Валлон де Брасье де Пьерфон, а в дальнейшем выхлопотав себе и вожделенное баронство. А Д"Артаньян так и остался верен военной стезе, дослужившись до Маршала Франции, что его явно больше устраивало, не все хотят быть привязаны к земле и управлять хозяйством. Да многие и не умели ничего иного, кроме как рубиться с врагами, и психология у них была далека от буржуазной. В общем, принцип майората при разделе наследства, надеюсь, всем понятен? Благодаря ему, в Европе сохранились очень сильные и сплоченные роды крупных землевладельцев, способных противостоять кому угодно, включая центральную власть при случае. Герцоги Бургундские, может, и не короли, но они могли посылать любых королей, буде такая необходимость.
В будущей же России изначально пошли принципиально другим путем - путем "справедливости". Проистекающей, не иначе, из той самой "особой духовности". На Москве стали делить вотчины поровну между всеми потомками умершего отца. И через несколько веков доделились до шести соток на каждое боярское рыло. Результат? Да тот же самый, что и в дальновидной Европе, только с обязательными в этой стране элементами кровных обид и последующей анархии. К моменту вокняжения Ивана III образовалось уже совершенно закритичное количество исключительно родовитых, но, фактически, безземельных, и потому не способных кормиться со своих мини-вотчин, представителей знати. Им было уже выгоднее переуступить свои "6 соток" родственнику побогаче, получить за них коня со сбруей, выцыганить у остальных братьев старый ржавый меч и податься в Москву к Великому князю наниматься в верные слуги. Потому что за службу-то, как раз, деревеньками и жаловали, точно так же, как и в Европе. А вотчинной земли на всю расплодившуюся знать в Московии уже не хватало. В частности, это обстоятельство, счастливо совпавшее с ослаблением Орды, и сделало возможным такой легкий захват Москвой Новгородской республики. Воинов много, земли мало, отсюда вывод? Уменьшить количество воинов, увеличив за счет их буйных голов территории. Это с одной стороны.
С другой стороны, Абсолютная, ничем не ограниченная, власть Великого князя, вставшего над Законом еще во Владимеро-Суздальские времена (см. часть вторую), ко временам Ивана Третьего достигла такого размаха, что уже и самиые родовитые бояре, наряду с "лутчими людьми" и "мужами нарочитыми" ,именовались не иначе, чем холопами. Все эти факторы вместе, обезземеливание родовитой воинской знати, их вынужденность искать службы у Великого князя, рассчитывая исключительно на его милость, и столь значительное понижение статуса всевозможных Рюриковичей до холопского звания породили целое новое буйное и анархичное сословие - "боевые холопы". Так этот сброд официально и назывался. Скажем, предводитель "крестьянского восстания" пропольских дворян Иван Болотников числился боевым холопом князей Телятевских. Эти-то "униженные и оскорбленные" впоследствии и творили Смуту.
Владимеро-Суздальская земля и ее наследница Московия, будущая Россия, промахнулись с разумным и "несправедливым" европейским майоратом, но горьких последствий не избежали. Разница лишь в том, что "боевые холопы" западных королей и крупных феодалов сохраняли за собой рыцарские привилегии и собственное достоинство, покушаться на которое было небезопасно, а русские "лыцари" сформировались чмошниками-попрошайками, согласными исполнять любую гнусность, если им за нее что-нибудь обломится, постепенно стали ворами и подлецами. А зачастую, и изменниками. А то, и неоднократными, вспомните дальнейшие знаменитые тушинские "перелеты". Это ж песня! А еще у боевых холопов очень развилась чисто бандитская психология. Вот! А теперь внимание.
Знать плодится опережающими темпами по сравнеию с крестьянами, что естественно. Земли, по-прежнему, не хватает. Более того, ее все меньше и меньше, потому что Великий князь - беспредельщик все завоеванное забирает себе, ибо нет на него управы,, вотчинами (родовой собственностью) не жалует, жалует только поместьями за службу и только на время службы.Чуть что - отнимает. А деньги приличные платит только во время войны. Страна битком набита потомственными вооруженными негодяями в нескольких уже поколениях, негодяями по внутреннему убеждению, заранее согласными на все, и умеющими только воевать и отбирать чужое. Закона, как на "бездуховном" Западе нет, Правды, какая полагается "особо духовным", тоже. А что есть? Толпы голодных боевых холопов и стада забитых крестьян, пашущих худосочную землю, не способную "достойно" (хотя бы как "в ляхах") прокормить всю эту ораву "лыцарей", уже окончательно сформировавшихся бандитов..Злых и голодных.
Все это отчетливо видит английский посол в Москве, о чем и докладывает своему королю: "Сир, спешу Вам сообщить, что здесь, в дикой Московии, образовалось достаточное количество негодяев, вполне пригодных для решения наших проблем на Континенте". С тех пор московиты-уголовники так и решают для англо-саксов все их "проблемы" с континентальной Европой. С тех пор и нет от них никому житья. Вошло в привычку, вошло в самую кровь, стало предметом особой гордости придурков, обрело статус "особой духовности", которую умом так просто не понять, аршином общим не измерить. Все, как в сообществе любых уголовников, блатная романтика, легенды о "подвигах", о том, как ментов на Волгу резать ходили во главе с атаманом Кудияром и Стенькой Разиным. Живут, по-прежнему, на отшибе, в жопе мира, в "Марьиной Роще", в малинах да трущобах. "Испоконно мы в зле да шепоте, под иконами в черной копоти". Собой довольны чрезвычайно! Другой жизни не хотят, - нет в ней ни романтики, ни "подлинного величия". Величия вне военного контекста, вообще, не понимают! Как стали такими уродами, не помнят, да и знать этого не желают. Полны оптимизма - скоро снова в бой! Глубоко презирают старательных трудяжек Запада - убогие они какие-то, жалкие, не дано им подлинного размаха и широты души. Скряги, не способные за один вечер последний кафтан пропить, а потом пойти с ватагой на Волгу топоришком помахать да нового зипуна себе добыть. Нет, они все часики свои дурацкие в Цюрихе починяют, малохольные.
В общем, боевые холопы - они и есть боевые холопы. Куда интересней вопрос,
чьи это холопы? Ты чьих будешь, холоп?